История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  Польское кино сегодня  

Продукция польской кинематографии последних двух лет позволяет сделать некоторые  предварительные выводы и обозначить наметившиеся тенденции. Часть из фильмов, появившихся
за это время, уже знакома нашим зрителям по прошлогоднему фестивалю, часть из них еще предстоит увидеть, об остальных мы можем судить по прессе и полученным ими наградам.
                              Во-первых, в современном польском кино сохраняется тяга к жанровому  кинематографу, хотя сейчас он не так ярок и богат событиями, как в былые времена.Не эти фильмы определяют сегодня лицо польского кино.Особенно это заметно в жанре комедии, где еще недавно безраздельно царил Юлиуш Махульский. Однако его последние фильмы не блещут юмором, а "Сколько весит Троянский конь?" к тому же еще и вторичен по отношению к немецкому "Гудбай, Ленин". То же можно сказать и про сериал Яцека Бромского "У пана Бога...": третий из этих фильмов - "У пана Бога за межой"- подводит явная усталость однажды найденных характеров и приемов. Лучше обстоят дела в остросюжетном, приключенческом жанре, к которому обращается более молодое поколение кинематографистов.
           Это и второй фильм Яна Хрыняка "Уловка", и дебют Павла Боровского "Зеро"(оцененный кинопремией
           "Орел" как "открытие года"-2010), а также примыкающий к жанровому кино дебют Марчина Вроны "Моя кровь"(премия им. Збигнева Цыбульского для актера Эрика Любоша).
            Во-вторых, продолжают активно трудиться старшее и среднее поколение кинематографистов.
            В первую очередь это относится к "последнему из могикан" великих мастеров послевоенного кинемато графа - Анджею Вайде. После многофигурной кинотрагедии "Катынь", напомнившей силу его главных шедевров, режиссер обращается к тонкой психологической драме для двух основных героев - "Аир" ("Камыш"), снятой по новелле любимого автора - Ярослава Ивашкевича. Это многозначная " история любви, которая иногда приходит слишком поздно, и о смерти, которая наступает всегда слишком рано".
           В структуру элегической прозы Ивашкевича Вайда включает аутентичные монологи актрисы,играющей главную роль, Кристины Янды, на тему преждевременной смерти ее мужа, знаменитого кинооператора Эдварда Клосиньского, памяти которого посвящен фильм. Не успев отметить свое 85-летие 6 марта этого года, Вайда уже целиком погрузился в подготовку нового проекта - фильма о Лехе Валенсе, человеке и политике, роль которого, по мнению режиссера, до сих пор недооценена. Таким образом, Вайда остается на передовом рубеже художественной и общественной жизни своей страны.
           Кшиштоф Занусси после двух чисто жанровых фильмов("Черное солнце", "Сердце на ладони")
 занялся ревизией собственного творчества. Его новый фильм "Обратный визит" - о дальнейшей судьбе героев фильмов 70-х годов - "Семейная жизнь", "Защитные цвета" и "Констанс". Картина снята в форме интервью, которое берет незадачливый самоубийца из "Сердца на ладони", пытаясь выяснить, может ли вообще жизнь сложиться удачно. Ежи Сколимовский по возвращении в Польшу, в отличие от Занусси, после психологической драмы "Четыре ночи с Анной" снял фильм на остросовременную тему. Герой его нового фильма "Essential killing" - Мохамед, был пойман американскими солдатами во время боев в Афганистане, вывезен на тайную базу в Европе, но при транспортировке бежит и, чтобы выжить, не останавливается перед жестоким убийством.
           Фильм получил спецпремию жюри и премию за лучшую мужскую роль для Винсента Галло на МКФ в Венеции-2010, а Польская Киноакадемия (президент - Агнешка Холланд) в начале марта этого года присудила ему национальные премии "Орел" как лучшей работе года и за лучшую режиссуру.
           Еще один мастер старшего поколения Януш Маевский после ряда не очень заметных фильмов и работы на телевидении в прошлом году представил свой новый фильм "Маленький экзамен зрелости 1947".
           Герой фильма, 14-летний Людвик, переехавший с семьей из Львова в освобожденный Краков, во время визита в город тогдашнего правителя Станислава Миколайчика случайно оказывается замешан в уличных беспорядках - и подвергнут аресту. Это история взросления подростка в первые послевоенные годы, история борьбы за его душу, когда сугубо личные обстоятельства переплетаются с трагическими историческими событиями в нераз-
           рывный узел. Фильм явно носит и автобиографические мотивы, тем более, что Маевский - сам уроженец Львова.
           Продолжает активно работать и один из видных авторов "кинематографа морального беспокойства" Феликс Фальк. В 2009 году он выпустил фильм "Гражданин Н." - об обитателе психиатрической клиники, утратившем память, а заодно имя и всю прошлую жизнь. Любопытно, что тематически эта работа перекликается с фильмом Константина Лопушанского "Конец века"(2001), где выведена некая клиника в Польше, в которой врач Хенрик Станковский(его прообразом послужил скандально знаменитый ученый Станислав Гроф) стирает память по желанию своих клиентов. Время действия в новой работе Фалька, "Иоанне", отнесено к периоду фашисткой оккупации.
           Героиня фильма, молодая женщина Иоанна, муж которой погиб на фронте, для того, чтобы спасти скрываемую ею еврейскую девочку, решается на роман с немецким офицером. Фильм получил премии за лучшую режиссуру и сценарий на фестивале в Гдыне-2010, а также национальные премии "Орел" за две женские роли.
           Наконец, в-третьих, определяют лицо сегодняшнего польского кино все-таки поколения 90-х
годов прошлого и нулевых годов нового века. Если предыдущий фильм виднейшего художника нового польского кино Яна Якуба Кольского "Афоня и пчелы" о жизни провинциального местечка в западной Польше  был не самым удачным( премия за лучшую женскую роль на Международном кинофоруме "Золотой витязь" в Москве, 2010), то его новая работа - "Венеция" - одно из главных событий в польском кино последних лет. На МКФ в Монреале(2010) фильм получил спецпремию жюри " за особенные художественные достижения". Действительно, история  польской семьи, спасающейся от жестокости второй мировой войны посредством ухода в мир воображения и мечты (под музыку Шопена) передана режиссером и блестящим оператором Артуром Рейнхартом с такой проникновенностью и теплотой, что никого не может оставить равнодушным. Еше одно громкое событие - новый фильм Яна Кидавы-Блоньского "Розочка", основанный на действительных собятиях 60-х годов. Молодая любовница знаменитого писателяоказалась специально подставленным агентом службы безопасности под именем Розочка. Фильм оценили не только
на МКФ в Москве. Так, после одного из показов в Лос-Анджелесе знаменитый оператор Вилмош Жигмонд утверждал, что увидел "лучший заграничный фильм этого года". И самый громкий дебют последнего времени - фильм Борыса Ланкоша "Реверс", собравший целую гроздь престижных наград. Акция фильма развертывается в двух временных пластах - 50-годы и современность, причем в основе сюжета достаточно банальный ход: попытки матери и бабушки найти достойного жениха для их дочери и внучки, засидевшейся в "старых девах". Показательна формулировка пре мии, которой наградил фильм ведущий еженедельник "Политика": "за лучший дебют не только последнего года. За новый взгляд на историю Польши, без пафоса и упрощенных оценок. За изысканное чувство юмора и прекрасную работу с актерами". Здесь обозначена одна из основных тенденций современного польского кино, а именно - новый взгляд на историю Польши. Думается, именно рефлексия над историческим путем страны заставляет художников всех поколений обращать свой взор в недавнее прошлое: Вайда в "Катыни", Занусси в "Обратном визите", Маевский в "Маленьком экзамене...", Фальк в "Иоанне", Кольский в "Венеции", Кидава-Блоньский в "Розочке", Ланкош в "Реверсе", Войчех Смажовский в "Злом доме"( период военного положения в начале 80-х годов), Яцек Копрович в "Мистификации"( 1969 год, когда внезапно возникает гипотеза о том, что знаменитый писатель Станислав Виткевич не по кончил с собой в 1939 году, но продолжает жить), Антони Краузе в только что вышедшем фильме "Черный четверг" (о трагических событиях, связанных с народными выступлениями в Гдыне в 1970 году) - все они вглядываются в прошлое, чтобы разглядеть и понять день нынешний

            Вторую важнейшую тенденцию в современном польском кино вновь можно найти в формулировке премии еженедельника "Политика", наградившего уже в 2010 году фильм Петра Сала "Мать Тереза от котов", показывающего убийство с помощью двух братьев 12 и 22 лет их матери - и ту общественную среду, в которой стало возможно такое ужасающее преступление. Премия присуждена за: "Поздний дебют, которого стоило ждать. За произведение, оригинальное по форме, совершенно снятое и сыгранное, будучи отважным высказыванием о распаде семьи и мире, утратившем высшие ценности". Тема подрастающего поколения, взросления души в условиях  прагматической реальности, где "ничего не свято" - выходит постепенно на первый план в польском кино. Собственно, об этом начинал говорить еше Кшиштоф Кещлевский в своем великом фильме "Декалог". За последнее же время именно на эту тему сняты весьма заметные ленты, начиная с замечательного фильма Анджея Якимовского "Штучки". Это и фильм Роберта Глиньского
  "Свинки", о мальчишках, продающих себя обывателям соседней Германии, и девичья версия этого сюжета - дебют Катажины Росланец "Обитатели галереи"( более 10 премий, в том числе на фестивалях в Коттбусе, Алма-Ате, Сеуле, Валенсии). Особенно отрадно, что этой проблемой озабочена и творческая молодежь - и это проявляется уже в студенческих работах. Так, в прошлом году на Открытом фестивале студентов киношкол в С.-Петербурге "за самое многообещающее начало" Петербургская Федерация Кинопрессы наградила работу студентки 2-го курса Варшавской киношколы Эдиты Севрук "Бебок", в которой умирающий дед посвящает свое последнее лето маленькой любимой внучке (блестящая роль Яна Новицкого).
            Самым ярким фильмом этого направления сталала новая работа Дороты Кендзежавской, постепенновошедшей в первый ряд польской кинорежиссуры - "Завтра будет лучше". Троица бездомных мальчишек, обитающих на железнодорожном вокзале одного из российских городков, убегает через границу в Польшу, где надеются найти лучшую жизнь, обрести дом и добрых людей вокруг. Когда-то юные герои повести Александра Неверова "Ташкент-город хлебный" бежали за лучшей долей в Среднюю Азию, теперь - в Польшу, а их польские сверстники - в Германию.
            Добрые люди есть везде, но далеко не у всех из них есть потребность задуматься над судьбой своих детей, так как все мы живем в мире, "утратившем высшие ценности". Фильм Дороты Кендзежавской этой удивительной, пронизанной солнцем одиссеей русских мальчишек под неожиданный аккомпанимент душевно-приблатненных песенок Аркадия Северного дарит всем нам надежду, что завтра будет лучше.

Владимир Кузьмин

Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2024. ПФК. All rights reserved.