История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  Любимые фильмы  

В Год Кино попытаемся вспомнить свои любимые фильмы, увиденные давно или недавно, старые или новые, немые или супертехнологичные, игровые или документальные, всякие. Но только те, которые запомнились навсегда.
 
 
 
 
 
 
 

Шум времени

 

 90 лет назад, 25 января 1926 года в парижском киноклубе Vieux-Colombier состоялась премьера фильма Дмитрия Кирсанова "Менильмонтан". Далеко не все современники смогли оценить увиденное. В одном из отзывов было отмечено: "Наивная мелодрама, и интерес фильмы в том, как показан этот простой сюжет... Сцены реалистические - перемежаются с чем-то вроде "футуристического" восприятия внешней жизни. Непривычные ракурсы, обрезки и колебания форм и света дают временами необычайно яркую, немного кошмарную иллюзию уличной жизни".  Впоследствии историки кино (такие, как Ежи Теплиц) отнесут немые фильмы Кирсанова к импрессионистскому направлению авангардного кино 20-х годов. Тот же Теплиц относил к  этому направлению, "продолжавшему опыты Луи Деллюка" - Жермену Дюлак, Альберта Кавальканти, Жана Ренуара. Однако многие работы этих мастеров сегодня интересны лишь историкам кино, тогда как "Менильмонтан" ничуть не устарел и поныне.

Впервые этот фильм я увидел 44 года назад на экране кинотеатра "Кинематограф",   что добрую дюжину лет работал в ДК им. Кирова на Васильевском острове. Завороженный увиденным через день я посмотрел его снова. Ничего подобного до тех пор я не видел в кино. Немые фильмы тогда показывали в сопровождении тапера, значительно позже появилась отредактированная версия 2005 года с музыкой Пола Мерсера, очень деликатной и верной по интонации. Именно интонация - самое удивительное, что удалось запечатлеть 26-летнему режиссеру в этом поразительном фильме. Теплиц говорит о "стиле народной баллады" (только какого народа? нет народа вне национальности),  но это скорее элегия, созерцание и переживание быстротекучести жизни и необратимости человеческих поступков. При этом фильм не только немой, но и лишен интертитров - кино в чистом виде.

Начинается и кончается он со сцен убийства. Отдергивается занавеска в окне, в котором появляются искаженные криком лица. Двое выбегают на улицу - женщина с окровавленным лицом - рука, тянущаяся к топору - топор, брошенный в грязную лужу. Две девочки в белых платьицах и белыми бантами на головах играют где-то в лесу, пытаются достать котенка с дерева. Затем они же в черных платьях у могилы с венком "нашей маме". Две фигуры в черном удаляются от зрителя по пустынной аллее, пока не исчезают. Затем сразу съемки с движения - трамвайные пути, колеса автомобилей, набережные Парижа, обилие городских часов, рельсы пригородного поезда. Сестры, работающие в цветочном магазине, возвращаются в свое жилище в предместье - Менильмонтан, где по узким улочкам стекает вниз вода.  На перекрестке двух таких улочек младшая сестравстречает молодого человека. Она   гуляет с ним в парке у реки - радостно-светлые пробежки по аллеям, но к закату они возвращаются по узкой улочке домой - от света в тень, на зрителя. Он уговаривает ее подняться к нему в комнату, там склоняет ко всему остальному. Здесь Кирсанов прибегает к двойной и мультиэкспозиции, накладывая в одном кадре на фоне идущего часового механизма уличное движение, мелькание автомобилей и фрагмент нагого женского тела.

Возвращаясь от любовника, она останавливается на набережной и, глядя на воду, вспоми нает безмятежные  игры с сестрой в белых платьицах в лесу. Здесь не раскаяние об утраченной невинности, но ощущение и грусть по поводу навсегда ушедшего времени.Теперь же, пока младшая сестра отмечает на стене прошедшие с момента грехопадения дни, старшая сестра встречается с ее же любовником. И вот младшая уже выходит из дверей  "больницы милосердия" с младенцем на руках, идет к набережной, спускается к воде и в отчаянии близка к тому, чтобы разом покончить со всем. В то же время ее любовник где-то рядом возлежит   на парапете набережной, равнодушно глядя на реку. Затем он же на лавке в парке сидит,качая ногой, зевает, уходит. И тут же на этой лавке она с ребенком, ежится от холода, представляя себе горящий камин и горячую ванну. Рядом садится усатый старик, разворачивает газетку, достает хлеб и начинает жевать беззубым ртом. Она старается не смотреть, но помимо воли видит, как старик очищает колбасу от кожуры. Он, заметив это, отламывает кусок хлеба и кладет его на скамейку рядом с ней, затем отрезает половинку пластика колбасы и кладет туда же. Она, поколебавшись, со слезами на глазах, кивает ему в знак благодарности  и начинает есть, плача и улыбаясь сквозь слезы. Это одна из самых пронзительных сцен в мировом кино, которую мне довелось видеть. Масштаб искусства Чаплина в его главных работах. Далеко не каждый режиссер, признанный великим, способен предъявить сцену такой силы... Затем идет световая парижская реклама, вывеска "отель", кафе, в котором сидит пьяная женщина. Младшая сестра подходит к дому, и видит сестру, ждущую у входа. Она трогает ее за рукав, та оборачивается, обе обнимаются и плачут. Эту сцену видит их запоздавший любовник, он убегает, но его настигает та самая пьяная из кафе, завязывается драка, закончившаяся ударом булыжника по голове мужчины, которого оттаскивают с дороги невидимые руки. В конце-фонари Парижа, Сена на закате и искусственные цветы в магазине, где работают сестры... Фильм идет почти 38 минут. 38 минут чистого кино. 38 минут абсолютного киношедевра.

Дмитрий Кирсанов приехал в Париж в 1923 году из России, или из Эстонии, где родился в 1899 году в Дерпте (Тарту). Вообще о его жизни известно крайне мало. Умер в Париже в 1957 году. Собственно, он не был Кирсановым - это скорее имя, навеянное тургеневской прозой. Да и его жена, Надя Сибирская, игравшая в этом фильме младшую сестру, вовсе не была Сибирской, а вообще полуфранцуженкой. Но оба вошли в историю мирового кино под этими именами - под ними в ней и останутся. В дальнейшем Кирсанов снял еще 21 фильм (как короткие, так и полнометражные), а первый, с говорящим названием "Ирония судьбы", не сохранился. Но ни один из них не повторил судьбу "Менильмонтана", оставшись известными лишь историкам кино, а в России-практически неизвестными. Как неизвестны здесь многие фильмы русского зарубежья - и их несомненный вклад в развитие французского и отчасти немецкого кино.

Кирсанов пытался обьяснить магию своего фильма различными теоретическими выкладками. Тем. что в его немых фильмах нет ни единого слова. Тем, что его монтаж (он был продюсером, сценаристом, оператором и монтажером) подчинялся музыкальному ритму ("отдельные кадры - это объединенные в гармонические системы аккорды"). Тем, что соответствующее освещение способно придавать сцене совсем иное настроение. Тем, что "помимо шума и тишины существуют тишина шума и шум тишины... Тишина имеет измерения, поскольку есть лишь частная форма шума, который в свою очередь имеет собственные измерения"... Так или иначе, но несомненное новаторство "Менильмонтана" оказало влияние на дальнейшее развитие кинематографа как искусства. Его следы ощутимы и в "Аталанте" Жана Виго, и в "400 ударах" Франсуа Трюффо, двух последующих шедеврах французского кино, но и в одном из главных фильмов чешской "новой волны" - "Алмазах ночи" Яна Немеца. В тех фильмах, где интонация и настроение играют одну из ведущих ролей в образной структуре кинопроизведения. Где "шум и тишина" гораздо важнее любых слов. Где наступает царство чистого кино, которое позволяет если не увидеть, то почувствовать нечто за пределами видимого мира. Ибо как утверждал Дмитрий Кирсанов в своей статье "Проблемы фотогении": "Всякая вещь, существующая на земле, живет на экране иной жизнью, жизнью, совершенно отличной от той, которую мы знаем, и иногда со столь отличной системой измерений, что мы проходим мимо нее не замечая, не чувствуя, не подозревая о ее существовании".

 

-- В.К.--

Фотоальбом
Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2024. ПФК. All rights reserved.