История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  Любимые фильмы  

Сон, который не забывается

В основе фильма Стэнли Кубрика " Широко закрытые глаза" (позднее и по сей день это название стали переводить "С широко закрытыми глазами") - рассказ Артура Шницлера  "Новелла снов" (Traumnovelle, Berlin, 1926). Это была третья экранизация данного текста, хотя о более ранних не стоит и упоминать, тем более, что Кубрик замыслил перенести его на экран задолго до прочих. Соавтор сценария - американский сценарист Фредерик Рафаэл,  получивший премию "Оскар" в 1966 году за фильм Джона Шлезингера "Дорогая". Пока шли съемки ( а они длились 400 дней) и сюжет держался в секрете, все были уверены, что Кубрик значительно переделал рассказ, который, по-видимому, мало кто удосужился прочесть. Из издания в издание переходила взятая невесть откуда информация, что дело у Шницлера идет о "сексуальных отношениях австрийского психоаналитика с его пациентами". Оказывается, еще в 1970 году "Уорнер Бразерс"  купила права на этот рассказ, о котором Кубрик говорил в 1971 году в интервью, очень точно определяя его содержание: "Шницлер исследует двусмысленность счастливого брака". По выходе фильма (премьера состоялась 13 июля 1999 года, тогда как Кубрик умер еще 7 марта) оказалось, что режиссер почти ничего не изменил в рассказе, перенеся действие из Вены 20-х в современный Нью- Йорк. Единственный добавленный персонаж - Виктор  Циглер, которого играет Сидни Поллак, сменивший нетерпеливого Харви Кейтеля. Это высокопоставленный пациент доктора Харфорда и знакомый его семьи, который к тому же оказывается участником таинственной оргии. Две сцены с ним - в начале, где доктор спасает среди бала от передозировки наркотиками его любовницу, и в конце, где Циглер объясняет доктору его положение после событий на вилле - добавлены Кубриком по сравнению с рассказом (и спасенная  доктором женщина оказывается его таинственной искупительницей во время оргии). Все остальные линии рассказа переданы очень точно, фразы иногда повторены дословно. Только в сцене оргии Том Круз снимает маску, чего не делает герой рассказа, который ведет себя более благонравно. И, конечно, последним словом у Шницлера не могло быть "fuck", произнесенное со смаком Николь Кидман. Знаменательно, что это слово стало последним в последнем  фильме великого режиссера. И здесь он был первым.

Вообще говоря, Кидман заслуживала "Оскара" за этот фильм, обойденный вниманием прежде всего в Америке. Интересно, что взлет ее популярности в сезоне 98/99 приходился на театральную работу в "Голубой комнате" - опять же по пьесе Артура Шницлера("Хоровод"), где она появлялась почти полностью обнаженной - сначала постановка  прогремела в Лондоне, затем на Бродвее. Ее слава затмила популярность Круза: она, безусловно, талантливее его, по-голливудски одномерного актера.

Мысль пригласить на роль счастливых супругов именно пару Круз-Кидман возникла у Кубрика отнюдь не случайно. Они считались самой надежной парой в Голливуде, хотя и с проблемой - у них не было ребенка. Поговаривали, что виноват Круз, о котором вообще распускали  слухи, что он "голубой"( так или иначе, но в новом браке с Китом Урбаном Кидман стала матерью). Брачные отношения облегчили обоим актерам работу в кадре, особенно в сексуальных сценах. Да и все супружеские проблемы, очевидно, для них были близки - иначе бы они не развелись через полтора года после окончания съемок. Из других исполнителей стоит выделить прежде всего крупнейшего хорватского актера Раде Шербеджия в роли владельца лавки костюмов и 16-летнюю на  тот момент Лили Собески из старинного польского королевского рода( к которой особенно благоволил Кубрик) - в роли его распутной дочери.

Отдельная большая тема - музыка в фильме. Автором оригинальной музыки в титрах значится английский композитор Жослин Пук - и это был ее дебют в большом кино. Особенно выделяется ее композиция в стиле готических хоралов, идущая вослед церемониально мрачным звукам  Дьердя Лигети в сцене "бала масок", предшествующей оргии. Однако центральной темой- сопровождающей главную героиню - Элис Хартфорд - становится" Вальс №2" Дмитрия Шостаковича. По-видимому, это все, что осталось от венского колорита в рассказе Шницлера. Он начинает звучать еще до титров, когда Кидман сбрасывает с себя платье, открывая свою изумительную фигуру - и продолжает звучать затем, когда она одевается. Звучит вальс и в конце фильма, на титрах, подчеркивая  первостепенность темы Элис-Кидман для всего замысла. Интересно, что этот вальс помечен 1924 годом, то есть написан 18-летним композитором. Однажды он уже был использован в кино - Шостакович включил его в партитуру для фильма Михаила Калатозова "Первый эшелон" (1955) - о первоцелинниках. Он звучит там в заключительной сцене массового праздника трудящихся на фоне победных реляций, так что плохо слышен. У меня была возможность  спросить продюсера фильма Кубрика Яна Харлана - знал ли режиссер о том, что вальс уже звучал в кино. Конечно, не знал. Как не знал и сам Харлан, где и когда Кубрик нашел этот забытый чудесный вальс. После Кубрика многие режиссеры в Европе не стесняются использовать его в своих фильмах, да и наши исполнители стали включать его в свои концерты. Кстати говоря, сын Яна Харлана Доминик как пианист участвовал в записи музыки Дьердя Лигети для этого фильма. Кроме  всего прочего, Ян Харлан - родной брат жены Кубрика Кристианы и оба они - племянник и племянница Вайта Харлана, знаменитого немецкого режиссера, автора печально известного фильма "Еврей Зюсс" (1940)..Это обстоятельство, видимо, не в последнюю очередь послужило основанием для не иначе как рехнувшегося Фредерика Рафаэла обвинить Кубрика в антисемитизме. Он придрался к словам режиссера о том, что тот не считает "Список Шиндлера" фильмом о Холокосте,  но картиной об успехе. И это при том, что Кубрик завещал Стивену Спилбергу идею и всю разработку проекта "Искусственный разум", по которой тот снял едва ли не лучший свой фильм.

Как утверждают, Кубрик успел закончить монтаж фильма, хотя наверняка, режиссер-перфекционист еще бы поработал над ним. Уже после его кончины лицемерная американская цензура, дабы избежать строгих ограничений,  в сцене оргии прикрыла обнаженные фигуры нарисованными на компьютере черными силуэтами. Хотя и без этого снято было все достаточно скромно и деликатно, особенно по нынешним меркам. Широко закрытые глаза - это, конечно, метафора активного сна. Того сна, который часто не забывается, даже с течением времени, а становится почти реальностью, когда уже не отличишь, что происходило в действительности, а что во сне. Сон, который не забывается сразу же после пробуждения - это такая же реальность, как и всякая другая. Если ты помнишь, что делал или желал во сне, значит, ты этого хотел и в действительности. Об этом рассказ Шницлера, об этом и фильм Кубрика. Тем более, что кино - само по себе сон. В этом смысле, похоже, нет счастливых браков, в которых супруги друг другу не изменяли - хотя бы во сне. Так и в фильме Кубрика, где Элис признается мужу, что все-таки изменила ему с моряком (у Шницлера - с датчанином), что, впрочем, большого значения в этом контексте уже не имеет.

Ни один фильм Кубрика не похож один на другой. Очевидно, ему было интересно заниматься разными идеями, воплощая их в любых жанрах. Исчерпав возможности одного жанра, он переходил к следующему. Самым грандиозным его фильмом считается "Космическая Одиссея", послужившая толчком к обращению А.Тарковского к "Солярису". Самый скандальный, вызвавший волну подражаний - "Заводной апельсин". Он перенес на экран эротическую"Лолиту" В.Набокова, поставил исторический супербоевик "Спартак", политическую сатиру "Доктор Стрейнджлав", костюмную экранизацию "Барри Линдона" Теккерея, антивоенную "Цельнометаллическую оболочку", непревзойденный фильм ужасов "Сияние". Он создал образцы в каждом жанре, в котором работал. Американец, уехавший в Англию, и живший в Лондоне отшельником. После скандала с "Заводным апельсином" не дававший интервью. Никаких сведений о личной жизни. Человек- загадка. Человек, бесконечно преданный искусству кино.

 
Владимир Кузьмин.
Фотоальбом
Страницы:1-10  11-14
Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2024. ПФК. All rights reserved.