История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  Модильяни в Петербурге  

Громадное событие в культурной жизни Петербурга - выставка "Модильяни, Сутин и другие легенды Монпарнаса", открытая в Музее Фаберже. Кроме двух названных, здесь представлены работы Мориса Утрилло, Мориса Вламинка, Андре Дерена, Сюзанны Валадон, Моисея Кислинга и других легендарных мастеров. Впервые в таком количестве можно увидеть картины Хаима Сутина, поражающего прежде всего экспрессионистским характером своих портретов. Однако ядро выставки - 14 работ Амедео Модильяни, практически неизвестных нашему зрителю.

Не столько потому, что эти работы из частной коллекции Йонаса Неттера выставлялись крайне редко. Кое-что было известно по иллюстрациям. Но ни одна, самая качественная иллюстрация, не в силах передать ощущение от подлинника. Великий художник, работая над картиной, заряжает ее своей энергией, которую можно ощутить только при непосредственнном контакте с его работой. Портреты Модильяни производят ошеломляющее впечатление. Они притягивают и не отпускают. Люди на них более живые, чем на кинопленке.

Эти портреты выявляют суть человека. Наиболее ярко это проявляется в трех портретах последней любви художника Жанны Эбютерн. На двух из них - девушка с удлиненным овалом лица, тихим и спокойным взглядом. Но рядом мы видим фото подлинной Жанны - типичной пухленькой красавицы 20-х годов, ничего общего с портретами художника не имеющей. Стало быть, Модильяни живописал не тело (к тому же, обнаженной натуры в его 20 портретах Эбютерн нет), но душу человека. Третий портрет Жанны - сидящая беременная женщина без зрачков в глазах - как предвестие скорой и неизбежной смерти любимой, покончившей с собой после кончины художника.

Однако вершина из  представленных работ Модильяни, как и всей выставки - портрет "Девочка в голубом". Это лучший детский портрет, который мне доводилось когда-либо видеть. Непередаваем взгляд девочки, обращенный к зрителю - какая-то потрясающая смесь страха и надежды, любопытства и обреченности маленького человека вступающего в жизнь, такую непонятную, влекущую и отталкивающую одновременно. Бездонный образ.

До сих пор нашим зрителям   Модильяни был знаком лишь по иллюстрациям, книгам и кинофильмам. В нашем прокате шли два фильма о художнике - классический ныне французский "Монпарнас -19" Жака Беккера (1958) и недавний английский "Модильяни" Майкла Дэвиса. Разумеется, тот, кто видел Жерара Филипа в первом фильме, с трудом признает другого Модильяни. Уникальная психофизика этого актера такова, что он способен был передать тончайшие душевные движения персонажа, которого он воплотил прежде всего как романтического героя. Жерар Филип в истории кино так и остался неповторимым исполнителем романтического жанра. Под стать ему в фильме Беккера  была и молодая Анук Эме (задолго до триумфа в "Мужчине и женщине") в роли Жанны Эбютерн - утонченная актриса с богатым внутренним миром, отраженным в прекрасных глазах. Второй фильм - проходной байопик со средним американским актером кубинского происхождения Энди Гарсия и француженкой Эльзой Зильберштейн.

Любопытно, что Зильберштейн гораздо более похожа на подлинную Жанну, тогда как Анук Эме - на ее портреты кисти Модильяни. Потому, очевидно, второй фильм вышел сравнительно недавно (2004), но уже затерялся в череде лент о художниках, в обилии выходящих отчего-то в самые последние годы.

Но теперь мы знаем подлинного Амедео Модильяни, великого художника и человека.

Владимир Кузьмин

Фотоальбом
Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2024. ПФК. All rights reserved.