История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  Власть воды  

Фильмом закрытия XXVIII международного фестиваля «Послание к человеку» стала документальная лента Виктора Косаковского «Акварель» (Aquarela), мировая премьера которой состоялась две недели назад на Венецианском кинофестивале.

Как рассказал Виктор Косаковский на предваряющей петербургскую премьеру встрече с журналистами, он посвятил фильм Александру Сокурову.

Главный герой картины — вода, главный фокус — технологический прорыв: фильм снят со скоростью 96 кадров в секунду. Это дает удивительную четкость изображения.

— Как мы обычно видим дождь в кино? — рассказывал режиссер о своем чуде. — Белый пунктир, все сливается. Но мне хотелось показать дождь таким, каким мы его видим в реальности. Я делал съемки на разной скорости — 72, 120 кадров в секунду. Лучше всего получилось при 96, когда видна буквально каждая капля.

В сущности, Косаковский совершил революцию в кино, сравнимую с появлением звука, а затем — появлением цвета. Однако компьютерные программы, используемые при монтаже, кинопроекторы пока не приспособлены к этому формату.

И в Венеции, и в Петербурге зрители увидели фильм со скоростью 48 кадров в секунду — нет специального оборудования. Впрочем, и так «Акварель» производит фантастическое впечатление.

— Вы увидите первые кадры, — предупредил режиссер перед началом сеанса, — и вам покажется, что они сняты с большой высоты. А на самом деле камера движется всего лишь в десяти сантиметрах над поверхностью скованного льдом озера Байкал.

Как рассказал Виктор Косаковский, замысел фильма возник у него несколько лет назад, когда он снимал картину «Да здравствуют антиподы!»:

— Если смотрели, вы, наверное, помните эпизод, в котором девочка говорит: «В следующей жизни я хотела бы быть водой — чистой, как вода озера Байкал!».

Людей в фильме совсем немного. Собственно, они появляются в первых эпизодах, возникших случайно: мы видим, как под лед проваливается машина с беспечными рыбаками.

— Этот эпизод я не собирался использовать, — говорит Косаковский. — Но потом решил оставить — как иллюстрацию русской привычки полагаться на авось. Люди провалились там, где, казалось бы, этого не могло случиться, ведь лед был толстый. И я подумал о мощи воды, о том, как ничтожны мы перед лицом стихии, природы.

Снимая фильм, режиссер несколько раз объехал вокруг земного шара, побывал даже в Гренландии, каким-то чудом умудрился снять айсберг, причем не только надводную его часть, но и подводную, на глубине 800 метров. О том, как удалось это сделать, он пока не рассказывает, говорит, что когда-нибудь напишет книгу о съемках «Акварели». В фильме мы видим воду во всех ее состояниях — в виде пара, облаков, дождя, снега, льда, видим океаны и моря во время штиля и в момент страшного урагана.

— Море меняется каждый день, каждый час, каждую минуту — цвет, движение, энергия. Сквозь призму воды можно испытать весь спектр человеческих эмоций, — говорит о своей картине сам Косаковский.

Еще он говорил, что вода загадочная субстанция и что она бессмертна: никуда не исчезает, просто пропадает иногда из нашего поля зрения, превращаясь в пар или облако, а потом выпадает в виде дождя или снега, уходит под землю, вливается в реку или океан.

Жанр картины сам Косаковский определяет как «философский шлягер». Но его можно назвать и поэзией.

После просмотра фильма вспомнилось загадочное поэтическое пророчество Федора Тютчева:

Когда пробьет последний час природы,

Состав частей разрушится земных:

Все зримое опять покроют воды,

И Божий лик изобразится в них!

Наверное, оно могло бы стать эпиграфом к «Акварели», медитативному фильму, показывающему невероятную красоту и безмерную власть воды.

 

Зинаида Арсеньева, "СПб ведомости"

Фотоальбом
Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2024. ПФК. All rights reserved.