История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  БЕРГМАН ВСЕГДА БЫЛ ГЕНИЕМ  


Как мы уже сообщали, в нашем городе начался посвященный великому шведскому кинорежиссеру фестиваль «Время смотреть Бергмана». Его устроители -- Государственный Эрмитаж, Генеральное консульство Королевства Швеции, Фонд Ингмара Бергмана, Шведский институт, Дом кино при содействии Петербургской Ассоциации кинопрессы.
В Молодежном центре Эрмитажа (который все активнее принимает под свои своды проекты, связанные с кино) открылась выставка «Пока Ингмар не стал Бергманом». Увеличенные копии фотографий, страниц из дневников, цитаты, зарисовки, кадры из фильмов, плакаты к ним – вот ее экспонаты, которые не только представляют нам Бергмана -- подростка и юношу, но показывают, что в его последующем творчестве откуда произросло.
Главный же предмет экспозиции – маленький кинопроектор, который в 1928 году получил на Рождество старший брат будущего режиссера. Десятилетний Ингмар, страшно обиженный, что его считают еще маленьким, уговорил брата отдать проектор – в обмен на 150 оловянных солдатиков. «Я до сих пор помню запах нагретого металла… чувствую ручку аппарата в своей ладони, дрожащий прямоугольник экрана на стене…» -- напишет потом Бергман в своей книге «Латерна Магика».
Нон-стоп на выставке показывается десятиминутный фильм Бергмана «Лицо Карин» -- монтаж фотографий его матери из семейного альбома. А 16 и 30 июня (начало в 18.00) можно посмотреть три фильма Мари Нюрерёд – «Бергман и остров Форё», «Бергман и кино», «Бергман и театр». Госпожа Нюрерёд лично представит первую картину и расскажет о своих встречах с классиком. А его многолетний ассистент госпожа Катинка Фараго присутствовала на открытии выставки и ретроспективы фильмов Бергмана в Доме кино. Отец госпожи Фараго писал сценарии для кинокомедий; семья из Венгрии переехала в Стокгольм в 1940-м; в 17 лет Катинка начала работать у Бергмана «хлопушкой» на фильме «Женские грезы».
«Я закончила школу, на мне было белое платье, в руках букетик фиалок. Меня привезли прямо из школы на автомобиле, принадлежавшем киностудии, к нему, сказав – будешь с ним работать. Слухи были, что он не очень добрый человек. Еще сказали: он на тебя уставится – и ты точно так же смотри на него. В конце концов он появился, это был очень-очень узкий коридор, и – уставился на меня. А я – точно так же на него. Так мы и пялились. Потом он рассмеялся – как всегда, очень громко – и сказал: ничего, все получится. Ну и потом, действительно, все получалось тридцать лет…» -- вот с этого воспоминания о своей первой встрече с Бергманом в 1954 году начала госпожа Фараго свой изумительный рассказ на встрече с журналистами Петербургской ассоциации кинопрессы, которая состоялась в гостиной Шведского консульства и длилась полтора часа. Тридцать лет рядом с мэтром – и полное свежих деталей и остроумия повествование о человеке, главное в котором определяется словом гениальность. А еще -- удивительной нежностью, с которой Бергман относится к профессии. Невероятной тщательностью его подготовки к работе – такой подготовки, что он мог свободно импровизировать на площадке. И еще -- про Тарковского, на фильме которого «Жертвоприношение» госпожа Фараго была директором. И про сегодняшнее «затворничество» Бергмана (они давно не видались) – весьма странное на обыденный взгляд. Классику мирового кино продюсеры со всего света присылают фильмы, он всё смотрит. И в ближайшее время состоится Неделя Бергмана на принадлежащем ему острове Форё -- там покажут пять фильмов по его собственному отбору. Одни из них – русское «Возвращение»…
14 июля Бергману исполняется 87 лет.

Ольга Шервуд
Copyright © 2006-2017. ПФК. All rights reserved.