История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  У российского кино другая группа крови  

Петербургские фильмы стали гвоздем программы фестиваля на Тайване
Из первых уст

В Тайбэе, столице Тайваня, недавно состоялся VII международный кинофестиваль. Генеральный директор киностудии "Ленфильм" Андрей Зерцалов, продюсер Ольга Аграфенина и президент Петербургской ассоциации кинопрессы Александр Поздняков представили на нем 25 фильмов, которые вызвали огромный интерес зрителей. Своими впечатлениями о поездке делится киновед Александр Поздняков.

Российская газета Что собой представлял тайваньский кинофорум?

Александр Поздняков Нынешний фестиваль в Тайбэе был сфокусирован на двух российских столицах, где бьется пульс отечественного кино. Были представлены большие и разнообразные программы. Москвичи показали фильмы, снятые режиссером и продюсером Валерием Тодоровским, Кареном Шахназаровым и Мариной Разбежкиной. Были и новые имена -- Анна Меликян, Павел Медведев, Ольга Столповская. Тайваньскому зрителю, в сознании которого русское кино -- это Эйзенштейн и Тарковский, произведения высокой духовности, полные эстетических изысков, изобретательного монтажа, было интересно посмотреть "Ночной дозор", первый русский хай-тек, блокбастер, сделанный по "лекалам" Голливуда.
"Ленфильм" был представлен на фестивале широко -- от черно-белой классики, включая "Семеро смелых", "Петр I", "Дама с собачкой", -- до новых картин Виталия Мельникова и Лидии Бобровой. Фильм "Бедный, бедный Павел" тайваньцы сравнили с лучшими голливудскими картинами -- костюмы, русская история, масштабная постановка...

РГ Знают ли отечественное кино на экзотическом острове?

Поздняков Меня поразило то, что в залах трех кинотеатров, в которых показывали наши картины, не было свободных мест! После "Бедного, бедного Павла" молодежь задавала много вопросов по нашей истории. Студенты спрашивали нас, где можно купить DVD с нашими картинами, можно ли их посмотреть в Интернете? К сожалению, пока это невозможно. На Тайваньском рынке трудно найти диск с нашим кино. А официальная премьера новой картины Андрея Кравчука "Итальянец" состоится лишь в сентябре. Именно эта картина, получившая уже немало призов на разных кинофестивалях, начиная с Берлинского, стала главным «блюдом» на этом "пиршестве" кино. Это история детдомовца Вани Солнцева, которого усыновляет обеспеченная пара из Италии. Казалось бы, впереди безоблачная, счастливая жизнь, но, тем не менее, голос крови влечет его на поиски настоящей мамы, той, которая дала ему жизнь. История, понятная зрителю, живущему в любом уголке земного шара. Во всем мире сегодня обострен интерес к теме брошенных детей, детей усыновленных…
На Тайбэйском фестивале были представлены также фильмы из Австралии, Новой Зеландии, Нидерландов, Франции, Бразилии, Норвегии.
Генеральный директор студии "Ленфильм" Андрей Зерцалов встречался на Тайване с дистрибьюторами. Были заключены договоры о приобретении прав на исторические картины Виталия Мельникова (трилогия "Царская охота", "Царевич Алексей", "Бедный, бедный Павел"), на фильм Андрея Кравчука "Итальянец" -- для показа по телевидению, выпуска на VHS, DVD и проката в кинотеатрах. "Я был тронут тем, как наше кино любят здесь, - говорит Андрей Зерцалов. – Мы лишний раз убедились, что марка "Ленфильма" славится во всем мире – от Балтики до Тихого океана. Так было и в Америке год назад, когда большая ретроспектива нашей студии гостила в Нью-Йорке".

РГ Как вас принимали тайбэйцы?

Поздняков Очень радушно. На площади перед кинотеатром они устроили ярмарку в русском стиле – с самоварами, пирогами, русскими песнями. Улыбки и пожелания успехов сопровождали нас постоянно. Тайваньцы гордятся тем, что супругой их президента, которого в России знали под именем Коля Елизаров, была русская женщина. Наша Ольга Аграфенина блистала на заключительном гала-приеме фестиваля в удивительно красивом китайском платье с драконами, расшитом вручную. Хозяева фестиваля восприняли это как знак особого уважения и расположения.

РГ Александр Николаевич, вы выступили в Тайбэе с лекцией о современном российском кино…

Поздняков По вопросам, которые мне задавали, я почувствовал, что это не просто люди, которые случайно забрели в кино, а потом остались в зале, чтобы где-то "убить" время -- нет, их интересует, что же происходит в современной России. Особенно значителен интерес к ее северной столице, Санкт-Петербургу. Многие видели "Прогулку" Алексея Учителя, фильмы Алексея Германа, Александра Сокурова, других наших режиссеров. Особенно приятно было, что зрители объективно оценили появление такой картины как "Ночной дозор". Это не означает, что российский кинематограф резко свернул на столбовую дорогу чистой коммерции и развлекательности. Важно, что наш кинематограф сохраняет приверженность традиционным ценностям национальной культуры. На протяжении многих десятилетий Россия была во многом вырвана из мирового контекста, но российский кинематограф всегда ценился во всем мире высоко. Имена Чухрая, Тарковского, Параджанова, Авербаха, Арановича и Германа неизменно произносятся с почтением. С одной стороны, наш кинематограф сейчас примеряет на себя "одежды" американских блокбастеров (большие бюджеты, приглашенные звезды, дорогие костюмы, декорации), а с другой - ни на йоту не утрачивает присущего нам стремления к осмыслению жизни, к философскому подходу, самоуглубленности. Значительная часть мировой киноиндустрии работает только в режиме развлечения. У российского же кино генетически другая "группа крови", что привлекает публику и на Западе, и на Востоке, ведь и там живут люди, которые хотят понять, зачем они живут. Об этом снимает все свои фильмы Сокуров.

РГ Картины Сокурова любят на Востоке, в частности, в Японии. А на родине их часто называют скучными, считают, что это "кино не для всех"...

Поздняков Это один из феноменов восприятия -- когда восточный зритель видит медленный кадр, он не испытывает скуки, не засыпает, как иногда бывает у нас, и не покидает зал. Неспешность, созерцательность воспитывают восточная философия и живопись. Наши молодые зрители привыкли к движущимся кадрам MTV, к клипам, где картинки сменяются как в калейдоскопе. А Сокуров и не должен быть "для всех". Он для тех, кто понимает и размышляет.

РГ Что можно сказать о кинематографе стран Азиатско-Тихоокеанского региона?

Поздняков Китайский кинематограф занимает ведущие позиции в новом кино Азии, да и всего мира. Чен Кайге, Чжан Имоу, тайваньские Цай Минлян и Цао Юйюань, режиссеры из Гонконга, Шанхая, Тайбэя, кореец Вонг Карвай, японец Такеши Китано и другие складываются в яркую, притягательную мозаику нового ориентального кино. Светлана Мазурова, Российская газета

Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2024. ПФК. All rights reserved.