История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  «Шедевры советского кино»  

Киноцентр «Родина», Петербургская Федерация Кинопрессы

представляют цикл программ

«ГРАНИ МИРОВОГО КИНО»

из фондов компании «Ленкиновидео»

 

ФЕВРАЛЬ-МАРТ 2007 года

программа «Шедевры советского кино»

 

Киноцентр «Родина» и Петербургская Федерация Кинопрессы предлагают вниманию зрителей новую программу цикла «Грани мирового кино». На этот раз она составлена из фондов компании «Ленкиновидео» и носит название «Шедевры советского кино».

В понятие «советское кино» мы включаем все фильмы, произведенные на территории Советского Союза за все годы его существования. Такой подход представляется нам единственно верным, потому что на всей этой территории господствовала единая идеология – и любой фильм на всех этапах его производства, начиная со сценария, контролировался и утверждался в едином центре. Более того, кинематография в союзных республиках зачастую не имела бы никаких перспектив, если бы не помощь из этого центра. В свою очередь, национальные особенности каждой республики добавляли новые краски в общую палитру советского кино.

Выход многих талантливых картин на экраны был затруднен из-за многоступенчатого цензурного сита партийных и советских органов как на местах, так и в центре. Но именно в таких условиях и рождались шедевры советского кино.

 

Мы надеемся, что наша программа получит своевременный отклик в средствах массовой информации.

Все фильмы будут демонстрироваться на 35-миллиметровой пленке со вступительным словом киноведа.

 

 

РАСПИСАНИЕ ПОКАЗОВ:

 

22.02.07 (четверг). 19.00: «Комиссар» (1967)

повторный сеанс - 26.02.07 (понедельник). 11.00       

 

26.02.07 (понедельник). 19.00: «Пиросмани» (1969)

повторный сеанс - 01.03.07 (четверг). 11.00  

 

03.03.07 (суббота). 15.00: «И тогда я сказал – нет…» (1973)

повторный сеанс – 05.03.07 (понедельник). 11.00

 

05.03.07 (понедельник). 19.00: «Жил певчий дрозд» (1971)

повторный сеанс - 06.03.07 (вторник). 11.00       

      

12.03.07 (понедельник). 19.00: «Среди серых камней» (1983)

повторный сеанс - 13.03.07 (вторник). 11.00  

 

14.03.07 (среда). 19.00: «Скорбное бесчувствие» (1983)

повторный сеанс - 15.03.07 (четверг). 11.00       

    

19.03.07 (понедельник). 21.00: «Слезы капали» (1982)

повторный сеанс - 20.03.07 (вторник). 11.00       

    

22.03.07 (четверг). 19.00: «Голубые горы, или Неправдоподобная

                                           история» (1984)

повторный сеанс - 23.03.07 (пятница). 11.00

 

30.03.07 (пятница). 20.00: «Непрофессионалы» (1985)

повторный сеанс - 02.04.07 (понедельник). 11.00       

      

    

  

ФИЛЬМЫ ПРОГРАММЫ

«Шедевры советского кино»

 

 

«Комиссар»

1967-87, черно-белый, 110 мин.

Режиссер: Александр Аскольдов

Сценарий: А.Аскольдов

Оператор: Валерий Гинзбург

Композитор: Альфред Шнитке

в ролях:  Нона Мордюкова, Ролан Быков, Раиса Недашковская, Людмила

              Волынская, Василий Шукшин, Отар Коберидзе

Пр-во: киностудия им. М.Горького, заверш. «Мосфильм»

Премии: «Серебряный медведь» и премия ФИПРЕССИ на МКФ в З.Берлине

               (1988), четыре премии «Ника-1988».

 

Содержание: Сценарий фильм написан Аскольдовым по мотивам одного из ранних рассказов Василия Гроссмана «В городе Бердичеве», который М.Горький считал одним из лучших рассказов о гражданской войне. Действие происходит в маленьком южном городке, куда входят отряды красной конницы. Здесь выясняется, что несгибаемому комиссару Вавиловой пришло время рожать. Бойцы не могут ожидать своего комиссара, поэтому ее решают оставить в многодетной еврейской семье мелкого ремесленника Ефима Магазанника. Постепенно, войдя в трудный быт многочисленной, но дружной семьи, комиссар проникается к этим людям искренним сочувствием и доверием настолько, что оставляет им только что рожденного ребенка, бросившись догонять ушедшие вперед красные части.

Комментарий: Один из самых легендарных «полочных» фильмов советского времени. Картина была снята на студии имени Горького и после массы поправок, сделанных режиссером, принят худсоветом студии. Однако в Госкино разразился страшный скандал: через суд, в котором Мордюкова и Быков выступали в защиту обвиняемого режиссера, Аскольдов был признан профнепригодным, уволен, исключен из партии и по требованию самого В.Гришина, председателя Горкома КПСС, выселен из Москвы за тунеядство. Все это надломило режиссера, который так и не вернулся в кино, работая впоследствии на разных руководящих постах в сфере культуры. Фильм был снят с полки через 20 лет и впервые показан на МКФ в Москве в 1987 году, а затем с триумфом прошел по экранам всего мира.

 

«Пиросмани»

1969, цветной, 86 мин.

Режиссер: Георгий Шенгелая

Сценарий: Эрлом Ахвледиани, Г.Шенгелая

Оператор: Константин Апрятин

Композитор: Вахтанг Кухианидзе

В ролях:  Автандил Варази, Давид Абашидзе, Зураб Капианидзе, Мария

                  Гварамадзе, Борис Ципурия, Александр Рехвиашвили

Пр-во: киностудия «Грузия-фильм»

Премии: Гран-при МКФ в Чикаго (1974), приз МКФ в Лондоне (1973).

 

Содержание: Сцены из жизни гениального художника-примитивиста Нико Пиросмани (1862-1918). Ряд прихотливо выстроенных новелл повествует о молодых годах художниках, его попытках заняться торговлей, скитаниях, неудачном сватовстве, встрече с единственной любовью к странствующей певичке, его одиночестве, позднем признании и горьком конце.

Комментарий: Фильмы о жизни художников в основном сосредоточены на перипетиях  трудной судьбы своих героев и лишь немногие пытаются отразить их внутренний мир, определяющий саму стилистику их творчества («Мулен Руж» Джона Хьюстона, «Чонтвари» Золтана Хусарика). К числу этих редких лент относится и фильм Шенгелая, которому удалось в самом художественном строе картины приблизиться к творческой манере художника. Особенно это относится к тщательно подобранным типажам, словно бы сошедшим с полотен Пиросмани. В их числе и сам главный герой, роль которого исполнил профессиональный художник Автандил Варази. Очевидной заслугой сценаристов является то, что они не стали следовать в рассказе о жизни художника, подобно, скажем, Г.К.Паустовскому, расхожим романтическим мифам, а показали горькую правду. Фильм вышел во всесоюзный прокат в 1972 году в ограниченном количестве копий, но стал настоящим событием для всех истинных поклонников кино.

 

«И тогда я сказал – нет…»

1973, цветной, 79 мин.

Режиссер: Павел Арсенов

Сценарий: Рустам Ибрагимбеков

Оператор: Михаил Якович

Композитор: Евгений Крылатов

ролях:  Рифат Мусин, Наташа Шенгелая, Коля Лебедев, Сергей Соболев,

              Валентина Телегина, Ариадна Шенгелая, Армен Джигарханян

              (текст).

Пр-во: киностудия им. М.Горького

 

Содержание: Действие фильма разворачивается в одном из южных городков в первые месяцы после окончания войны. В центре картины – 14-летний подросток Элик, вовлеченный в жестокие забавы уличной компании, в которой заправляет сильнейший из них – Хорек, а в кумирах ходит местный вор и хулиган Аркан. Подчинение уличным законам стаи заканчивается у него в тот момент, когда он видит покорность Аркану девочки Нели, в которую Элик тайно влюблен. В его отчаянном вызове силе Элику помогает вернувшийся с фронта сын полка Костя, едва не погибнув при этом. Здесь и кончается детство героя – и рушатся былые кумиры…

Комментарий: Павел Арсенов – из тех режиссеров, уникальный талант которых был попросту не нужен советской власти. Его фильм «Король-олень» (1969) по мотивам сказки Карло Гоцци был и остается лучшим советским киномюзиклом. Вторая попытка создания мюзикла о похождениях юного Ходжи Насреддина «Вкус халвы» закончилась тем, что фильм вышел на экраны в 1975 году на черно-белой пленке. Романтические комедии по сценариям А.Володина «Смятение чувств» и «С любимыми не расставайтесь» большого успеха не имели – и тогда Арсенов уходит из кино. В этом фильме музыка также играет огромную роль: песни военных лет и довоенной поры звучат либо комментарием, либо контрастным контрапунктом к действию, она не только создает атмосферу времени, но и определяет меняющееся душевное состояние мужающих на глазах героев.

 

«Жил певчий дрозд»

1971, черно-белый, 83 мин.

Режиссер: Отар Иоселиани

Сценарий: О.Иоселиани, Дмитрий Эристави, Семен Лунгин, др.

Оператор: Абесалом Майсурадзе

Композитор: Теймураз Бакурадзе

В ролях:  Гела Канделаки, Гоги Чхеидзе, Джансуг Кахидзе, Ирина

                 Джандиери, Марина Карцивадзе, Нугзар Эркомайшвили, Дея

                 Иванидзе, Тамара Гедеванишвили, Реваз Барамидзе

Пр-во: киностудия «Грузия-фильм»

Премии: Лучший зарубежный фильм в прокате Италии (1972).

 

Содержание: Гия Агладзе живет в большом городе, работает литавристом в оркестре оперного театра, а по вечерам в свободную минуту пытается сочинять музыку. Беда только в том, что свободного времени у Гии практически не бывает: у него очень много друзей и еще больше знакомых, и всем он нужен – одному для хорошей компании, другому – сыграть на пианино на празднике, с третьим – просто поговорить по душам. Гия никому не может отказать, и не только потому, что очень добр, но и потому, что ему интересен и важен каждый человек, встретившийся на пути. Однажды, заглядевшись на прелестную девушку, Гия гибнет под колесами автомобиля. После него остается лишь прибитый им случайно гвоздь, на который один из его друзей, часовщик, может теперь повесить свою большую кепку.

Комментарий: Фильм заканчивается кадром часового механизма, безостановочно отсчитывающего убегающие мгновения жизни. Это дало многим критикам сделать вывод, что Иоселиани осуждает своего героя, впустую растратившего свою жизнь по мелочам. Думается, замысел автора был гораздо глубже. Для кого и зачем поет певчий дрозд? Так и Гия, главный талант которого состоял в счастье общения. Что они теперь без него, кого позовут на праздник или в трудную минуту? А, может быть, это был их ангел-хранитель, которого они просто не узнали и бросили умирать, распятым в дорожной давке?...

Самый совершенный в своей многозначности шедевр Отара Иоселиани. В главной роли выступил документалист Гела Канделаки, в роли дирижера – известный грузинский дирижер Джансуг Кахидзе. Фильм вышел в прокат в 1972 году и вызвал громадный общественный резонанс, как у нас стране, так и за рубежом.

 

«Среди серых камней»

1983, цветной, 88 мин.

Режиссер: Кира Муратова

Сценарий: Кира Муратова

Оператор: Алексей Родионов

В ролях: Игорь Шарапов, Оксана Шлапак, Станислав Говорухин, Сергей

                Попов, Виктор Аристов, Федор Никитин, Нина Русланова

П-во: Одесская киностудия

 

Содержание: В основе сценария – повесть  В.Г.Короленко «В дурном обществе». В центре фильма – мальчик Вася, сын местного судьи, и процесс становления его мировосприятия. Все события показаны глазами ребенка. Отец, убитый горем после смерти жены, ушедший в свои воспоминания. Ватага нищих бродяг, обитающих на ближайшем кладбище. Дети одного из них, Валентина – смышленый подросток Валек и странно болезненная кукольная Маруся. В совместных играх дети бывают счастливы. Мучительная смерть Маруси рождает в Васе чувство сострадания и помогает ему лучше понять собственного отца.

Комментарий: После фильма «Долгие проводы» (1971), снятого на Одесской киностудии, Кира Муратова, обвиненная в подражании западным кинообразцам, певцам некоммуникабельности (прежде всего имелся в виду Антониони), была удостоена специального постановления ЦК компартии Украины, в результате которого была, как профнепригодная, уволена с киностудии. Через 12 лет, поставив на «Ленфильме» ленту «Познавая белый свет», Муратова вернулась в Одессу, чтобы снять фильм по классике детской литературы. Увиденное до глубины души потрясло партийное руководство студии своим абсолютно недетским характером. В результате без согласия режиссера из фильма был изъят и уничтожен ряд сцен, в том числе самая важная – смерть Маруси. Муратова потребовала снять свое имя из титров, в которых был обозначен несуществующий автор Иван Сидоров. Но даже в таком оскопленном цензурой варианте фильм произвел оглушительное впечатление на всех ценителей киноискусства, став по крупному счету последним шедевром выдающегося мастера.

 

«Скорбное бесчувствие»

1983-87, цветной, 98 мин.

Режиссер: Александр Сокуров

Сценарий: Юрий Арабов

Оператор: Сергей Юриздицкий

ролях:  Рамаз Чхиквадзе, Алла Осипенко, Татьяна Егорова, Дмитрий

              Брянцев, Владимир Заманский, Виктория Амитова, Ирина Соколова

Пр-во: киностудия «Ленфильм»

 

Содержание: Фильм представляет собой вольную фантазию по мотивам пьесы Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца». Вот что говорил об этом автор сценария Юрий Арабов: «Действие происходит между членами одной семьи и их близкими друзьями в доме старого капитана Шотовера. Время действия – война, которая потом будет названа Первой мировой. Дом-корабль Шотовера – это как Ноев ковчег, где люди, сознательно отгородившись от внешнего мира, пытаясь переждать беду, затевают жуткую игру, в которой ложь не отличить от правды, вымысел становится жизнью, а жизнь терпит полный крах… Первая мировая война разрушила представление о человеке – центре и смысле Вселенной, создававшееся веками, утвержденное литературой и искусством. Человек стал щепкой. Мы не можем с этим согласиться…».

Комментарий: Из этого идеологического посыла вытекала и своеобразная стилистика этого необычного фильма. Игровые эпизоды и особым образом препарированные хроникальные кадры начала ХХ века, в том числе и с самим Б.Шоу, удивительно сочетались в единую киноткань, объединенную единым ритмом, подчеркнутым звуковым и музыкальным рядом. В этом фильме Сокуров расширил и углубил художественные приемы, найденные им еще в дебюте – «Одиноком голосе человека». Однако его новаторские приемы были встречены непониманием даже со стороны заслуженных мастеров «Ленфильма», входивших в худсовет студии, не говоря уже о партийном руководстве. В результате съемки фильма были остановлены в 1983 году, а работа над ним была завершена только после революционной смены руководства Госкино в 1986 году.

 

«Слезы капали»

1982, цветной, 89 мин.

Режиссер: Георгий Данелия

Сценарий: Г.Данелия, Кир Булычев, Александр Володин

Оператор: Юрий Клименко

Композитор: Гия Канчели

ролях:  Евгений Леонов, Ия Саввина, Нина Гребешкова, Ольга Машная,

              Александра Яковлева, Борис Андреев, Борислав Брондуков, Петр

              Щербаков, Нина Русланова, Андрей Толубеев, Николай Парфенов

 Пр-во: киностудия «Мосфильм»

 

Содержание: В сценарии использованы мотивы популярной сказки о злом тролле, разбившем волшебное зеркало. С тех пор, если осколок этого зеркала попадал кому-нибудь в глаз, то его видение мира резко изменялось: все виделось в мрачном свете. Однажды такой осколок попал в глаз скромному труженику ЖЭКа товарищу Васину, любящему мужу и отцу. И тут он увидел все вокруг в новом свете: жена подхалимничает начальству, невестка недовольна маленькой квартирой, его заместительница подсиживает начальника, подчиненные работают спустя рукава и всем на всех наплевать. Остается только повеситься…

Комментарий: Уникальный талант Георгия Данелия состоит прежде всего в том, что ему удается о самых сложных вещах говорить просто, убедительно и занимательно. При этом невзыскательный зритель, считывая самый поверхностный сюжетный слой картины, бывает не менее удовлетворен фильмом, чем зритель наиболее требовательный и изощренный, разглядевший там же невидимые иному глубины. С одной стороны, это умение обеспечило режиссеру высокую «проходимость» через инстанции всех его фильмов, за исключением чисто сатирической ленты «Тридцать три». С другой – возможность высказаться на любые темы. Вот и этот сказочный сюжет можно трактовать совсем по-иному: а что, если товарищ Васин по-настоящему прозрел и увидел вокруг себя «свинцовые мерзости» советского быта, затягивающую всех трясину мелочного мещанства, обывательства и жлобства? Но вот он заплакал, утратил способность видеть действительность как она есть – и все опять потекло по старому…

 

«Голубые горы, или Неправдоподобная история»

1984, цветной, 97 мин.

Режиссер: Эльдар Шенгелая

Сценарий: Резо Чейшвили

Оператор: Леван Пааташвили

Композитор: Гия Канчели

В ролях: Рамаз Гиоргобиани, Василий Кахниашвили, Теймураз

                Чиргадзе, Иван Сакварелидзе, Сесилия Такайшвили, Георгий

                Нацвлишвили, Гурам Лордкипанидзе

Пр-во: киностудия «Грузия-фильм»

Премии: Гран-при ВКФ в Киеве (1984).

 

Содержание: Писатель Резо Чейшвили написал сценарий этого фильма по мотивам своего рассказа и, надо полагать, собственного богатого опыта. Герой фильма, молодой писатель, написал рассказ и отнес его в издательство. Осень сменяла лето, время шло, а ответа все не было. Набравшись смелости писатель пошел за рукописью в издательство и столкнулся с настоящей фантасмагорией по-советски: масса служащих, все страшно заняты делом, но не издательским, а каким угодно. Искомая же рукопись, никем не читанная, путешествовала по столам, пока не исчезла бесследно…

Комментарий: Старший брат кинорежиссера Георгия Шенгелая, а также сын легендарного советского режиссера Николая Шенгелая и звезды немого кино Наты Вачнадзе, Эльдар Шенгелая получил признание как автор фильмов «Белый караван», «Необыкновенная выставка», «Чудаки», но именно эта картина стала лучшей в его творчестве. На самом излете застойного времени она прозвучала как предвестие скорых перемен. Кафкианская атмосфера работы обыкновенного советского учреждения, в котором трудились те самые советские интеллигенты, привыкшие считать себя поводырями общества, не могла закончиться сама по себе. Поэтому и завершает Шенгелая свой фильм символическими кадрами землетрясения, обрушившими старое обжитое здание и вместе с ним этот привычный затхлый мирок.

 

«Непрофессионалы»

1985, верированный, 68 мин.

Режиссер: Сергей Бодров

Сценарий: С.Бодров, Александр Буравский при уч. Ажар Аяповой

Оператор: Федор Аранышев

Композитор: Тулеген Мухамеджанов

В ролях: Амангелиус Есальбаев, Валентина Талызина, Анис Садыков, Галина

               Калашникова

Пр-во: киностудия «Казахфильм»

Премии: Спецприз жюри на МКФ в Торонто (1985), премия ВКФ в Тбилиси

               (1987) - спецприз «За нравственный и стилистический поиск».

 

Содержание: По степным дорогам Казахстана движется небольшой автобус. Это молодежный самодеятельный ансамбль ездит с шефскими концертами по области. Однажды, желая развлечься в унылом путешествии, ребята заталкивают в автобус хилую корову, а затем убивают ее. Встреченную по пути нелепую женщину, хозяйку коровы, они также готовы прибить, но, вовремя одумавшись, приглашают ее на свой концерт. Он происходит в ближайшем доме престарелых, где их, впрочем, никто не ждет. Так и встречаются два поколения: молодое, которое еще никому не нужно, и старое, которое уже не нужно никому.

Комментарий: Сергей Бодров начинал как успешный сценарист беззаботного советского кино – «Не ходите девки замуж», «Очень важная персона», «Любимая женщина механика Гаврилова». Но затем дебютировал на «Казахфильме», сняв в качестве сорежиссера поэтический фильм «Сладкий сок внутри травы», завовеваший призы в Москве и Португалии. Его первый самостоятельный фильм оказался гораздо более безысходным и горьким, чем все его предыдущие, да и последующие работы: это был его приговор временам общественного застоя, гасившего любую творческую инициативу. Съемки проходили в реальном доме престарелых, на что и сегодня отважился бы не каждый художник. Фильм вышел в советский прокат в 1988 году и послужил началом так называемой «новой волны» в казахском кино.

 

«Прорва»

1992, цветной, 108 мин.

Режиссер: Иван Дыховичный

Сценарий: Надежда Кожушаная, И.Дыховичный

Оператор: Вадим Юсов

ролях:  Александр Феклистов, Уте Лампер, Наталья Коляканова,

              Екатерина Рыжикова, Елена Антонова, Алексей Кортнев, Петр

              Зайченко, Евгений Сидихин, Сергей Маковецкий

Пр-во: Россия-Франция-ФРГ

Премии: «Кинопресса-92», «Золотой овен-92», «Ника-92» (оператор),

                «Созвездие-93».

 

Содержание: Авторы сценария использовали в своей работе известную полуанекдотическую историю о том, как для одного из ежегодных помпезных парадов 30-х годов маршалу Буденному готовили молодого ретивого жеребца, но в силу ряда обстоятельств были вынуждены гримировать соответствующим образом спокойную и проверенную кобылу. Вокруг подготовки к этому параду и развертывается все действие в виде ярких сцен-зарисовок из жизни сливок советского общества, с их мелкими радостями, интригами, изменами, страстью к роскоши и наживе, но главное – общим страхом и бессилием перед прорвой, пожирающей их жизни.

Комментарий: Бывший актер театра на Таганке Иван Дыховичный так говорил о своем втором фильме: «Нам необходимо изменить свое отношение к нашему прошлому. Отказываясь от своего прошлого, мы обрекаем себя на такой же конец, как то поколение, у которого мы отняли прошлое. И за это будем наказаны… Я помню самых умных, самых тонких людей, которые были счастливы в то время. Они жили, любили, страдали и вообще были молоды. Вот где трагедия жизни…». Фильм, получивший в западном прокате название «Московский парад» был неоднозначно встречен общественностью, как у нас в стране, так и в Европе – именно из-за ярких картин сталинской эпохи, к чему в то время относились особенно болезненно. Тем не менее, картина была удостоена целого ряда отечественных наград. К сожалению, после этого фильма Дыховичный не снял ничего столь же значительного. 

Фотоальбом
Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2024. ПФК. All rights reserved.