История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  «Шедевры советского кино» (продолжение программы)  

Киноцентр «Родина», Петербургская Федерация Кинопрессы

представляют цикл программ

«ГРАНИ МИРОВОГО КИНО»

из фондов компании «Петербург-кино»

 

АПРЕЛЬ 2007 года

продолжение программы «Шедевры советского кино»

 

Киноцентр «Родина» и Петербургская Федерация Кинопрессы продолжают представлять вниманию зрителей фильмы из программы «Шедевры советского кино». На этот раз мы делаем акцент на лентах, которые по тем или иным причинам не имели широкого проката или не получили его даже после снятия с «полок» во второй половине 80-х.

Обладая большим художественным потенциалом, они, в большинстве своем, известны только специалистам, и потому их выход к современному зрителю имеет большое значение.

 

Мы надеемся, что наша программа получит своевременный отклик в средствах массовой информации.

Все фильмы будут демонстрироваться на 35-миллиметровой пленке со вступительным словом киноведа.

 

 

РАСПИСАНИЕ ПОКАЗОВ:

 

02.04.07 (понедельник) 19.30: «Арсенал»
повторный сеанс - 03.04.07 (вторник) 11.00

05.04.07 (четверг) 19.30:
«Скверный анекдот»
повторный сеанс - 09.04.07 (понедельник) 11.00

09.04.07 (понедельник) 19.00:
«Начало неведомого века»
повторный сеанс – 10.04.07 (вторник) 11.00

12.04.07 (четверг) 19.00:
«Простая смерть»
повторный сеанс - 16.04.07 (понедельник) 11.00

16.04.07 (понедельник) 19.00:
«Черный монах»
повторный сеанс - 18.04.07 (среда) 11.30

19.04.07 (четверг) 19.00: «Замри-умри-воскресни»
повторный сеанс - 23.04.07 (понедельник) 13.00

23.04.07 (понедельник) 21.00:
«Прощание»
повторный сеанс - 24.04.07 (вторник) 13.00

26.04.07 (четверг) 21.00: «Дни затмения»
повторный сеанс - 30.04.07 (понедельник) 11.00

 

ФИЛЬМЫ ПРОГРАММЫ

«Шедевры советского кино»

 

«Арсенал» («Январское восстание в Киеве в 1918 году»)

1928 (восст. и озвуч. в 1972 г.), черно-белый,  93 мин.

Режиссер: Александр Довженко

Сценарий: Александр Довженко

Оператор: Даниил Демуцкий

Композитор: Вячеслав Овчинников (восст.)

в ролях:  Семен Свашенко, Амвросий Бучма, Дмитрий Эрдман, Сергей

                 Петров, Николай Надемский

Пр-во: ВУФКУ (Одесса)

 

Содержание: фильм рассказывает о восстании в январе 1918 года рабочих

киевского оружейного завода «Арсенал» против буржуазно-                         националистического правительства Центральной Рады. Включены эпизоды, повествующие о положении украинского  крестьянства при царизме, а также

события последних месяцев Первой мировой войны, революционные процессы на фронте.

Комментарий: после фильма «Звенигора», определившего стиль и                            уровень художественных поисков режиссера, Довженко добивается здесь нового уровня мастерства, возвестившего, по словам Жоржа Садуля, «новый стиль киноискусства». Историк кино выделил особо три эпизода – «Железнодорожная катастрофа», «Начало стачки» и «Подавление восстания»: «Фильм заканчивается смелой метафорой – расстрелом восставших рабочих, тогда как герой, пронзенный несколькими пулями и, несомненно, мертвый, все еще продолжает шагать дальше. В этом образе, чисто литературном, поэтическом и эпическом, лаконизм Довженко позволил ему одержать победу».

 

«Скверный анекдот»

1966 (вып. в 1987 г.), черно-белый, 102 мин.

Режиссеры: Александр Алов и Владимир Наумов

Сценарий: Леонид Зорин при участии режиссеров.

Оператор: Анатолий Кузнецов

Композитор: Николай Каретников

В ролях:  Евгений Евстигнеев, Виктор Сергачев, Александр Грузинский,

                  Елена Понсова, Елизавета Никищихина, Майя Булгакова, Николай

                  Гринько, Зоя Федорова, Глеб Стриженов.

Пр-во: киностудия «Мосфильм»

 

Содержание: заплутав после вечеринки, генерал Пралинский случайно попадает на свадьбу своего подчиненного, коллежского регистратора Пселдонимова с девицей Млекопитаевой. Решив осчастливить народ невиданным демократизмом и отеческой широтой, генерал, неприлично набравшись, раскрылся гнусным, не знающим границ приличий барином. Но и собравшийся народец в своей холуйской низости ничем не отличается от загулявшего господина.

Комментарий: после вполне идеологически выдержанных фильмов 50-х годов вроде «Павла /Корчагина», Алов и Наумов в 60-е годы достигают пика своего мастерства, снимая военную притчу «Мир входящему», а затем – лучшую экранизацию Достоевского в советском кино. Помимо целого ряда блестящих актерских работ, среди которых роли Евстигнеева и Сергачева можно признать выдающимися, авторы нашли поразительное художественное решение, поместив своих героев в экспрессионистические декорации. В сентябре 1966 года высшее идеологическое руководство наложило запрет на выход фильма в прокат, признав его «вредным по настроению, издевательским по тону, мрачным и безысходным по сути». Это решение положило начало «полке» брежневских времен, и в прокат фильм был выпущен лишь в 1987 году.

 

«Начало неведомого века» (киноальманах)

 

фильм первый:

«Ангел»

1967, черно-белый, 38 мин.

Режиссер: Андрей Смирнов

Сценарий: Борис Ермолаев, Илья Суслов, Михаил Суслов

Оператор: Павел Лебешев

Композитор: Альфред Шнитке

в ролях:  Леонид Кулагин, Сергей Вольф, Георгий Бурков, Николай

                  Губенко, Людмила Полякова, Таня Беликова, Виктор Косых

Пр-во: киностудия «Мосфильм» (Экспериментальная творческая студия)

 

фильм второй:

«Родина электричества»

1967, черно-белый, 38 мин.

Режиссер: Лариса Шепитько

Сценарий: Лариса Шепитько

Оператор: Дмитрий Коржихин

Композитор: Роман Леденев

в ролях:  Евгений Горюнов, Сергей Горбатюк, Алла Попова, Иван

                 Гурченков, Федор Гладков

Пр-во: киностудия «Мосфильм» (Экспериментальная творческая студия)

 

Содержание: первая новелла представляет собой экранизацию рассказа Юрия Олеши. Добрый отзывчивый, но бескомпромиссный во всем, что касается дела и веры в революцию, комиссар Парфенов попадает к бандитам атамана Ангела и не отрицает того, что сжег их людей в дальней деревне.

Вторая новелла представляет собой экранизацию рассказа Андрея Платонова об ожидании электричества в деревне, которое должно принести всеобщее счастье. Техник Гриня в деревню пришел, но движок, не выдержав напряжения, взорвался. Тем не менее, эта неудача побудила крестьян работать лучше, чтобы возродить высохшую землю. 

Комментарий: к 50-летию Октябрьской революции молодым кинематографистам было дозволено снять киноальманах по прозе советских авторов. Два начинающих режиссера, Андрей Смирнов и Лариса Шепитько, сняли свои новеллы с таким беспощадным реализмом и художественной глубиной, что выход альманаха стал абсолютно невозможен для партийного руководства. Третья новелла «Мотря», снятая более зрелым и опытным Генрихом Габаем, была выпущена в прокат в 1969 году отдельно, но вскоре после этого режиссер эмигрировал за границу. В советский прокат фильм из двух частей вышел лишь на волне перестройки в 1987 году, когда Ларисы Шепитько уже не было в живых.

 

«Прощание»

1982, цветной, 59+70 мин.

Режиссер: Элем Климов

Сценарий: Лариса Шепитько, Рудольф Тюрин, Герман Климов

Операторы: Алексей Родионов, Юрий Схиртладзе, Сергей Тараскин

Музыка: Вячеслав Артемов, Альфред Шнитке

В ролях:  Стефания Станюта, Лев Дуров, Алексей Петренко, Леонид Крюк,

                 Вадим Яковенко, Майя Булгакова, Юрий Катин-Ярцев, Денис

                 Лупов, Любовь Малиновская, Галина Демина, Игорь Безяев

Пр-во: киностудия «Мосфильм»

 

Содержание: фильм, снятый по мотивам повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой», по сути почти бессюжетен. Для строительства новой ГЭС островная деревня Матера должна быть затоплена. Немногочисленные ее обитатели готовятся к переселению, а умирающая мать зовет к себе детей, чтобы все они смогли проститься с родными местами.

Комментарий: фильм, задуманный и выстраданный Ларисой Шепитько, был вынужден закончить ее супруг Элем Климов. Сама Шепитько, а также оператор Владимир Чухнов и художник Юрий Фоменко погибли в автокатастрофе в самом начале съемок. Обладающий резко выраженным индивидуальным стилем, Климов, конечно, снял этот фильм по-своему, привнеся элементы горького символико-сатирического звучания. На самом исходе застойного времени картина прозвучала реквиемом не только по исчезающей родине, но и по уходящее в прошлое эпохе. Тем не менее, даже у партийных чиновников того времени не хватило духу положить его на полку – поэтому фильм все-таки вышел в прокат, но ограниченным тиражом.

 

«Дни затмения»

1988, цветной, 133 мин.

Режиссер: Александр Сокуров

Сценарий: Юрий Арабов при уч. бр.Стругацких и Петра Кадочникова

Оператор: Сергей Юриздицкий

Композитор: Юрий Ханин

В ролях: Алексей Ананишнов, Эскендер Умаров, Ирина Соколова,

                Владимир Заманский, Кирилл Дудкин, Алексей Янковский

Пр-во: «Ленфильм», «Троицкий мост»

Премии: «Феликс-88» за лучшую музыку (Юрий Ханин), премия «Ника-88»

 

Содержание: молодой врач Дмитрий Малянов работает в провинциальном городке в Средней Азии. Он наблюдает за пациентами местной психушки, а нечто неведомое неотрывно наблюдает за ним. Смешение племен и языков, воспоминаний и предчувствий, любопытства и страха, соседствует здесь с причудливым и убогим бытом захолустного Востока, слагаясь в особый мир, где противоречива, а порой и необъяснима логика поступков и психика людей.

Комментарий: фильм по мотивам повести братьев Стругацких «За миллиард лет до конца света» стал третьей полнометражной игровой картиной Сокурова: «Видит Бог. Что все сделано чистыми руками, с великой любовью к нашему Отечеству и скорбью о тех бедах, которые у нас есть. Мое глубокое убеждение, что самые сложные и противоречивые обстоятельства, которые есть в каждой жизни, растворены всегда в повседневности, потому что каждое утро мы начинаем с того, что чистим зубы, а вечером падаем лицом в подушку, не зная, как жить…».

 

«Замри-умри-воскресни»

1989, черно-белый, 105 мин.

Режиссер: Виталий Каневский

Сценарий: Виталий Каневский

Оператор: Владимир Брыляков

Композитор: Сергей Баневич

В ролях:  Динара Друкарова, Павел Назаров, Елена Попова, Валерий

                  Ивченко, Вячеслав Бамбушек, Вадим Ермолаев

Пр-во: киностудия «Ленфильм», «Троицкий мост» при уч. СПиЭФ

Премии: «Золотая камера» за лучший дебют на Каннском МКФ, «Феликс»

                 за лучший сценарий, Гран-при МКФ в Генте (Бельгия), премия

                фестиваля «Сталкер-90» за лучший фильм.

Содержание: главные события фильма происходят в 1947 году на Дальнем Востоке в небольшом шахтерском городке Сучаны, напоминающем арестантскую зону. Подростки Валерка и Галия живут в одном бараке. Они не столько мечтают о будущей счастливой жизни, сколько просто любят все, к чему привык глаз в этом Богом забытом городке.

Комментарий: Поразительный дебют Виталия Каневского, осуществленный по биографическим воспоминаниям. Подлинность фактуры, достоверность типажей, непридуманные поступки персонажей, вызывающая полное доверие зрителей атмосфера всего происходящего удивительно сочетается в этом фильме с раскованностью режиссуры, а также свободным и редким для дебютанта мастерством. Этот фильм до сих пор остался лучшим в творчестве талантливого режиссера.

 

«Черный монах»

1988, цветной, 88 мин.

Режиссер: Иван Дыховчиный

Сценарий: Иван Дыховичный, Сергей Соловьев

Оператор: Вадим Юсов

Композитор: Теймураз Бакурадзе

ролях:  Татьяна Друбич, Станислав Любшин, Петр Фоменко, Любовь

              Селютина, Виктор Штернберг

Пр-во: киностудия «Мосфильм»

Премии: за лучшую работу оператора на Венецианском МКФ 1988 года,

                 премия Жоржа Садуля (1988)

 

Содержание: фильм поставлен по мотивам одноименной повести А.П.Чехова, однако непосредственно к чеховской прозе он имеет мало отношения. Магистр философии Андрей Коврин уезжает на лето в деревню, где в доме помещика Песоцкого встречает деревенскую барышню Татьяну, поразившую его своим неземным обликом в самое сердце. На этом сюжет фильма, по сути, исчерпывается.

Комментарий: фильм редкой художественной наполненности и уникальной атмосферы – бенефис прежде всего выдающегося оператора Вадима Юсова. Главное в фильме – не персонажи, но таинственность текучих пейзажей, изысканность интерьеров, струящаяся живописность костюмов, ритуальность жестов, многозначительность пауз… Один из немногих советских фильмов, где пластика кино побеждает литературную основу, даже такую серьезную, как проза Чехова.

 

«Простая смерть»

1985, черно-белый, 68 мин.

Режиссер: Александр Кайдановский

Сценарий: Александр Кайдановский

Оператор: Юрий Клименко

 

В ролях: Алиса Фрейндлих, Валерий Приемыхов, Витаутас Паукште,

                 Михаил Данилов, Карина Моритц, Тамара Тимофеева,

                 Станислав Чуркин, Анатолий Худолеев, Юрий Серов

Пр-во: киностудия «Ленфильм»

 

Содержание: фильм поставлен по мотивам повести Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича». Мир и жизнь, увиденные глазами героя, оказываются бесконечно равнодушны к его боли и страданиям. Но неожиданно для себя в момент смерти он испытывает облегчение и успокоение. «Нельзя так жить!» – голос Толстого со старой пластинки обрамляет все повествование.

Комментарий: экранизация знаменитой повести Толстого была выполнена Кайдановским в качестве дипломной работы на Высших режиссерских курсах. Обуреваемый честолюбивыми замыслами под непосредственным влиянием гения Тарковского, он был полон идеями переноса на язык кино великой литературы. За эту повесть Толстого не брался до Кайдановского никто. Он же решил ее с таким эстетическим экстремизмом, выразившимся в предельном следовании толстовской физиологичности, что даже выпущенная небольшим тиражом в прокат в 1988 году картина практически не увидела экрана.

 

Фотоальбом
Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2024. ПФК. All rights reserved.