История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  «Недооцененные советские фильмы»  

Киноцентр «Родина», Петербургская Федерация Кинопрессы

представляют цикл программ

«ГРАНИ МИРОВОГО КИНО»

из фондов компании «Петербург-кино»

 

СЕНТЯБРЬ 2007 года

программа «Недооцененные советские фильмы»

 

Киноцентр «Родина» и Петербургская Федерация Кинопрессы продолжают представлять вашему вниманию фильмы из программы «Грани мирового кино». Тематически новая программа, которую можно было озаглавить по названию одного из фильмов как «Канувшее время», продолжает наши августовские показы недооцененных отечественных фильмов. Но в отличие от нее, данная программа объединяет картины, снятые за единственным исключением при советской власти. Главным  достоинством этих лент является «запечатленное время», которое можно увидеть только на экране.

Мы надеемся, что наша очередная программа получит своевременный отклик в средствах массовой информации.

Все фильмы будут демонстрироваться на 35-миллиметровой пленке. Вечерние сеансы будет предварять вступительное слово киноведа.

 

 

РАСПИСАНИЕ ПОКАЗОВ:

 

11 сентября, вторник, 18.00 - «Нашествие»
12 сентября, среда, 16.45 - «Родник для жаждущих»
13 сентября, четверг, 16.00 - «Вдовы»
14 сентября, пятница, 16.20 - «Вторая попытка Виктора Крохина»
16 сентября, воскресенье, 14.00 - «Ошибки юности»
17 сентября, понедельник, 17.30 - «Случайный вальс»
18 сентября, вторник, 16.00 - «Канувшее время»
19 сентября, среда, 16.20 - «Серп и молот»

 

ФИЛЬМЫ ПРОГРАММЫ

«Недооцененные советские фильмы»

 

«Нашествие»

1944 (восст. в 1968), СССР, черно-белый, 99 мин.

режиссер: Абрам Роом

в ролях:  Олег Жаков, Ольга Жизнева, Людмила Глазова, Василий Ванин, Григорий Шпигель

 

Комментарий: классик советского кино Абрам Роом ныне памятен лишь по одной из первых своих работ «Третья Мещанская» и одной из последних – «Гранатовый браслет». Тем не менее, в его долгой творческой жизни были и такие значительные фильмы как этот, получивший в 1946 году Сталинскую премию. Это тем более удивительно, что главный герой экранизации пьесы Леонида Леонова – врач Федор Таланов, возвращающийся из заключения в оккупированный фашистами город. Его подозревают в предательстве, ему не верят близкие, поэтому отстоять свою честь Федор может только ценой собственной жизни. Превосходно владея приемами киновыразительности, Роом мастерски достигает драматической напряженности действия. Большое внимание он уделяет психологическому обоснованию каждого поступка своих героев, поэтому всегда очень тщательно подбирает исполнителей.

Трагической глубины здесь достигает выдающийся актер Олег Жаков, который выступил и в качестве сорежиссера картины.

 

«Родник для жаждущих»

1965 (выпуск: 1987), СССР, черно-белый, 72 мин.

режиссер: Юрий Ильенко

в ролях:  Дмитрий Милютенко, Лариса Кадочникова, Нина Алисова, Джемма Фирсова, Юрий Мажуга, Константин Ершов  

                  

Комментарий: кинооператор великого фильма Сергея Параджанова «Тени забытых предков» Юрий Ильенко дебютировал этой картиной в 1965 году, но она была тут же положена на полку и вышла на экраны лишь спустя 22 года. В отличие от буйства красок параджановского шедевра, дебют Ильенко поражает резкой графикой черно-белого кадра. Неспешно разворачивается на экране притча о том, как оставшийся без родных старый Сердюк, решив, что пришла пора умирать, сколотил гроб и лег в него. Но вернулись сыновья – старик встал, разбил гроб и этими досками починил заросший травой колодец…. Руководящие кинотоварищи так и не смогли понять, что же хотел сказать всем этим «товарищ Ильенко» и от греха подальше решили фильм попридержать.

 

«Вдовы»

1976, СССР, цветной, 90 мин.

режиссер: Сергей Микаэлян

в ролях:  Галина Макарова, Галина Скоробогатова, Геннадий Ложкин, Борислав Брондуков, Михаил Погоржельский, Юрий Каюров

 

Комментарий: в середине застойных 70-х годов, когда советская пропаганда восхваляла бесчисленные серии киноэпопеи «Освобождние», прославляла целинную эпопею в безразмерном «Вкусе хлеба», а перед Западом похвалялась подвигом нефтяников в «Сибириаде», скромный фильм петербургского режиссера Микаэляна по сценарию Юлия Дунского и Валерия Фрида прошел совершенно незамеченным. Еще бы: главные герои здесь не маршалы и генералиссимус, не секретари ЦК и видные ученые, а две старые вдовы-солдатки. Они живут в одном доме, потому что их сблизило не только одиночество, но и забота о двух могилках неизвестных бойцов, за которыми они присматривают вот уже более 30 лет. Но и тут их настигает  родимая власть: повинуясь очередной кампании, районное начальство, дабы сотворить местный мемориал, отбирает у них последнее, что еще связывает их с жизнью – ставшие родными могилки павших солдат. Спустя годы прославленный советский мэтр Сергей Юткевич, случайно увидев этот фильм, был до крайности удивлен, что об одном «…из лучших фильмов за последние годы» он ничего не слышал.

 

«Вторая попытка Виктора Крохина»

1977 (выпуск: 1987), СССР, цветной, 98 мин.

режиссер: Игорь Шешуков

в ролях:  Людмила Гурченко, Николай Рыбников, Олег Борисов, Владимир Заманский, Иван Бортник, Геннадий Фролов, Леонид Дьячков

 

Комментарий: трудная судьба этого фильма во многом определила так и не сложившийся определенно творческий путь талантливого режиссера. Это была честная и бескомпромиссная попытка анализа тех психологических ран и последствий, какие нанесла нашему обществу война. Виктор Крохин – боксер, который ради достижения поставленной цели не останавливается ни перед чем. Он становится чемпионом, но тренер не подает ему руки. Современные эпизоды спортивной карьеры Виктора перемежаются картинами его трудного послевоенного детства: безотцовщина, вернувшийся из заключения старший брат, густой быт нищих коммунальных квартир, искалеченные физически и морально воины-победители, оказавшиеся вдруг никому не нужными. Отсюда и решение Виктора надеяться только на собственные кулаки. Этот очень неровный и клочковатый фильм, где послевоенные эпизоды, сопровождаемые песнями Высоцкого, во многом превосходят современные, подкупает прежде всего своей искренностью и болью за своих героев. Однако подобные фильмы явно не вписывались в благостную картину мира, насаждаемую советской пропагандой. Поэтому лента вышла в прокат только через 10 лет.

 

«Ошибки юности»

1978 (выпуск: 1989), СССР, цветной, 87 мин.

режиссер: Борис Фрумин

в ролях:  Станислав Жданько, Марина Неелова, Наталья Варлей, Николай Пеньков, Николай Караченцов, Афанасий Кочетков, Владимир Маренков.

 

Комментарий: в 1970-е годы крайне трудно было снимать фильмы о современности, не впадая при этом в грех прославления «развитого социализма». Этот фильм создавался людьми предельно разочарованными: сценарист Эдуард Тополь выехал в США, не дожидаясь окончания съемок, а режиссер Фрумин последовал за ним через год, убедившись в «непроходимости» своей работы. На экране они пытались вывести героя крайне противоречивого и запутавшегося, потерявшего все морально-нравственные ориентиры, каким и было в то время все советское общество. Митя Гурьянов – рядовой строитель коммунизма: он может быть верным товарищем, но одновременно и тупым солдафоном, может быть тонким, внимательным кавалером, но и хамом и скандалистом – а в результате в погоне за лучшей жизнью он теряет все, что ему было еще дорого. Атмосфера подавленной растерянности, абсолютного бессилия перед идеологической машиной – главное ощущение от этой психологической драмы. В годы перестройки Фрумин вернулся на «Ленфильм», чтобы подготовить картину к прокату, где она и появилась в 1989 году. Посвящена лента памяти трагически погибшего талантливого актера Станислава Жданько.

 

«Случайный вальс»

1989, СССР, цветной, 96 мин.

режиссеры: Светлана Проскурина

в ролях:  Алла Соколова, Татьяна Бондарева, Алексей Серебряков, Виктор Проскурин, Сергей Парапанов

 

Комментарий: второй фильм Светланы Проскуриной - наиболее отмеченный на Западе, но совершенно неизвестный нашему зрителю. В 1990 году, когда он вышел в прокат, на экран во множестве хлынули зарубежные фильмы, ранее у нас невозможные, поэтому негромкая картина Проскуриной просто затерялась в этом крикливом океане коммерции. Да и наша передовая кинокритика тех лет заклеймила ленту как «дамское рукоделье», лишенное морали и навевающее тоску. Возможно, Проскурина со своим сценаристом Павлом Финном действительно опередила время, показав утрату всяческих нравственных ориентиров у подрастающего поколения в обстановке крушения «советского общежития». Немолодая дама Татьяна Прокофьевна (в этой роли снялась драматург Алла Соколова), чтобы избавиться от одиночества, приглашает к себе юных постояльцев и оказывается вовлеченной в их первые любовные переживания. Собственно эти чувства и составляют предмет исследования авторов этого своеобразного и тонкого произведения.

 

Премии: Гран-при «Золотой леопард» на МКФ в Локарно-90, приз на МКФ в Марселе-91 и премия на МКФ в Кретее (Франция) в 1991 году.

 

«Канувшее время»

1989, СССР, цветной, 118 мин.

режиссеры: Соломон Шустер

в ролях:  Станислав Любшин, Нина Русланова, вгений Евстигнеев, Владимир Зельдин,              Виктор Сергачев, Олег Корчиков, Алексей Герман, Виктор Павлов

 

Комментарий: как ни странно, но петербургский режиссер Соломон Шустер, снявший на «Ленфильме» шесть картин, ныне гораздо чаще вспоминается как крупный коллекционер живописи. Его последний фильм – экранизация повести Александра Бека «Новое назначение», пролежавшей в столе 20 лет и получившей после публикации громкую известность. В ней рассказывается о руководителе сталелитейной промышленности, который после ухода вождя был снят с должности и направлен послом в одну из северно-европейских стран. Там у него оказалось много времени, чтобы осмыслить свою жизнь, прошедшую в жестких условиях сталинской системы. Однако режиссера гораздо больше интересует эволюция человека, выжившего в самом центре этой системы и. конечно, атмосфера самого времени, канувшего в бездну истории.  Даже блестящий актерский ансамбль, собранный Шустером в этой картине, не спас ее от полного забвения в прокате 1990 года, забитого дешевой западной киномакулатурой.

 

«Серп и молот»

1994, Россия, цветной, 93 мин.

режиссеры: Сергей Ливнев

в ролях:  Алексей Серебряков, Евдокия Германова, Алла Клюка, Авангард Леонтьев, Нодар   Мгалоблишвили, Анатолий Равикович

 

Комментарий: единственный фильм программы, снятый после падения советской власти, объединяет с другими лентами его причудливая судьба в кинопрокате. Один из лидеров нового поколения московской режиссуры Сергей Ливнев задумал дать всеобъемлющий образ сталинской эпохи через ироническую призму модного постмодернизма. В 1930-е годы Сталин одобряет опыты по перемене пола, чтобы дать родине новых солдат, либо – новых матерей. Так Евдокия Кузнецова становится Евдокимом Кузнецовым, героем-метростроевцем, знатным человеком. Но внезапная любовь прерывает его карьеру и превращает в инвалида, к постели которого допускают делегации пионеров. Даже кощунственная по былым меркам пародия на трагедию Николая Островского не могла бы никого остановить в свободной России от выпуска фильма на экран – остановили деньги. Бесконечный судебный процесс художника фильма по поводу причитавшегося ей гонорара сделали выход фильма невозможным. Шли годы – и преследуемый иными процессами в связи с директорскими функциями на студии имени Горького, Сергей Ливнев эмигрирует в США, где кино уже не снимает. Фильм же проката так и не увидел.

 

Премии: «Киношок-04», Салоники-94 и Сан-Рафаэль-94.

 

Фотоальбом
Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2024. ПФК. All rights reserved.