«Ленинградская школа документального кино» Киноцентр «Родина», Петербургская Федерация Кинопрессы
представляют цикл программ
«ГРАНИ МИРОВОГО КИНО»
из фондов компании «Петербург-кино»
ДЕКАБРЬ 2007 года
Программа «Ленинградская школа документального кино»
Киноцентр «Родина» и Петербургская Федерация Кинопрессы продолжают представлять вашему вниманию фильмы цикла «Грани мирового кино». Очередная программа цикла впервые включает в себя документальные фильмы. Кроме того, что документальное кино является составной частью мирового киноискусства, обращение к этим фильмам имеет и еще одну существенную причину, а именно – 75-летие Санкт-Петербургской студии документальных фильмов (в советское время – ЛСДФ). На протяжении многих лет здесь трудились ведущие мастера документального кино, работы которых отмечены повышенным вниманием к внутреннему миру человека, подлинным историзмом и предельно допустимой даже в те времена честностью. Все эти черты позволяют говорить о ленинградской школе документального кино, образцы которой и представлены в данной программе.
Мы надеемся, что наша очередная программа получит своевременный отклик в средствах массовой информации.
Все фильмы будут демонстрироваться на 35-миллиметровой пленке. Все сеансы будет предварять вступительное слово киноведа.
РАСПИСАНИЕ ПОКАЗОВ:
3 декабря, понедельник, 17:35
Программа первая:
«ВЗГЛЯНИТЕ НА ЛИЦО», «ДИАЛОГИ»,
«ЧЕТВЕРТЫЙ СОН АННЫ АНДРЕЕВНЫ»
7 декабря, пятница, 15:30
Программа вторая:
«ЛЮДИ ЗЕМЛИ И НЕБА», «ДЕВЯТЬ ДНЕЙ И ВСЯ ЖИЗНЬ»
10 декабря, понедельник, 16:40
Программа третья:
«ВЕСЕННЕЙ НОЧЬЮ», «РАЗРЕШИТЕ ПОЗНАКОМИТЬСЯ», «МАРИЯ»
13 декабря, четверг, 16:40
Программа четвертая:
«СОНАТА ДЛЯ ГИТЛЕРА», «И НИЧЕГО БОЛЬШЕ»
ФИЛЬМЫ ПРОГРАММЫ
«Ленинградская школа документального кино»
Программа первая:
«ВЗГЛЯНИТЕ НА ЛИЦО»
СССР, 1966, черно-белый, 10 мин.
режиссер Павел Коган
Этот небольшой фильм стал визитной карточкой студии ЛСДФ. Это была первая совместная работа Павла Когана и оператора Петра Мостового, в основу которой они положили принцип отказа от иллюстративности, заявив: «Больше доверять жизни, не нарушать ее естественного движения». Идею фильма предложил совсем молодой тогда режиссер Сергей Соловьев – скрытой камерой снять лица людей, стоящих перед «Мадонной» Леонардо да Винчи в Эрмитаже. Скрытая камера была впервые применена в советской документалистике: из тысячи снятых портретов было отобрано пятьдесят.
«ДИАЛОГИ»
СССР, 1986, цветной, 30 мин.
режиссер Николай Обухович
Николай Обухович – один из ведущих мастеров ленинградской школы документального кино. В его работах наглядно соединились главные черты фильмов нашей студии – внимание к внутреннему миру человека и честность по отношению к выбранной теме. Именно поэтому его фильмы нередко с трудом прорывались на экран. Так получилось и с этим фильмом, рассказывающим о джазовых музыкантах, в частности о мультиинструменталисте В.Н. Чекасине. Госкино отказалось выпускать картину в первоначальном варианте, поэтому пришлось добавить к ней «вступительное слово» поэта Андрея Вознесенского, растолковавшего, что речь идет об «эксперименте», «импровизации», «новом мышлении» и т.д.
«ЧЕТВЕРТЫЙ СОН АННЫ АНДРЕЕВНЫ»
СССР, 1988, цветной, 30 мин.
режиссер Николай Обухович
Это фильм об удивительной женщине, сельском фельдшере Анне Авзаевой, родившейся в день образования СССР. Она прошла через фронт и сталинские лагеря, где ей и привиделась модель рая на земле в духе утопий Н.Г. Чернышевского, о чем она написала в газету. Как и героине ее кумира Н.Г. Чернышевского Вере Павловне из романа «Что делать?», Анне Андреевны снятся сны, в которых она встречается с В.И. Лениным.
Программа вторая:
«ЛЮДИ ЗЕМЛИ И НЕБА»
СССР, 1969, черно-белый, 50 мин.
режиссер Семен Аранович
Семен Аранович, перешедший позднее в игровое кино, - один из тех, кто принес заслуженную славу ЛСДФ. Этот фильм по сценарию Бориса Добродеева рассказывает о легендарном летчике-испытателе Юрии Гарнаеве, погибшем вместе со своим экипажем во время тушения лесных пожаров во Франции. В этой работе много уникальных кадров: съемки из кабины летящего истребителя, хроника советской авиации 20-40-х годов, испытание вертолета в экстремальных условиях, катастрофа итальянского самолета и т.д. Все эти и другие образы, подчеркнутые музыкой замечательного питерского композитора Олега Каравайчука, помогают понять завораживающую красоту профессии летчика.
Приз «Серебряный голубь» на МКФ в Лейпциге в 1969 году.
«ДЕВЯТЬ ДНЕЙ И ВСЯ ЖИЗНЬ»
СССР, 1979, черно-белый, 30 мин.
режиссер Юрий Занин
Еще один фильм, снятый по сценарию Бориса Добродеева, рассказывает об эпидемии чумы в Монголии 1920-х годов. Молодая женщина-врач Любовь Соболева, рискуя жизнью, спасает от смерти ребенка, оставшегося сиротой. Авторам картины очень помогли дневники Соболевой, которые она вела всю свою жизнь, а также учебный фильм о противочумной станции в Монголии. Текст к фильму очень точно в соответствии с характером героини прочла Нина Ургант.
Главные призы на МКФ в Кракове, Оберхаузене, Тампере.
Программа третья:
«ВЕСЕННЕЙ НОЧЬЮ»
СССР, 1973, черно-белый, 10 мин.
режиссер Николай Боронин
Николай Боронин – один из тех, кто и сегодня продолжает лучшие традиции ленинградской школы документалистики. Эта его поэтическая короткометражка начала 1970-х годов запечатлела истинно питерский ритуал: весенней ночью моют знаменитые скульптуры и памятники. Так рождается образ вечно юной и чистой красоты.
«РАЗРЕШИТЕ ПОЗНАКОМИТЬСЯ»
СССР, 1976, черно-белый, 30 мин.
режиссер Николай Боронин
Этот фильм Боронина решен в совершенно другом ключе и являет собой своего рода социальное исследование проблемы человеческих взаимоотношений. Речь идет здесь о первых опытах организации бюро знакомств в СССР и об опыте работы венгерского Брачного Бюро.
«МАРИЯ»
СССР, 1978-1988, цветной, 40 мин.
режиссер Александр Сокуров
Первый фильм А. Сокурова в жанре «элегий», который иногда называют «сельской элегией». Это фильм-реквием в память о русской крестьянке Марии Войновой, состоящий из двух глав. Первая – яркое впечатление о лете в деревне, где трудится дружная семья Марии. Вторая часть снималась через девять лет: это уже черно-белая съемка с рассказом о том, как трагически сложилась судьба простой русской женщины и ее семьи. Фильм, как и большинство документальных работ А. Сокурова, снимал один из его постоянных операторов Александр Буров.
Программа четвертая:
«СОНАТА ДЛЯ ГИТЛЕРА»
СССР, 1979-89, цветной, 10 мин.
режиссер Александр Сокуров
После запрета своего игрового дебюта – «Одинокого голоса человека», А. Сокуров плодотворно работает в документальном кино. Историк по образованию, он задумал этот фильм о сущности диктатуры в редком жанре музыкальной кинопритчи. В кадре – хроника гитлеровской Германии, которая тщательно подбиралась несколько лет. На это изображение наложена музыка И.С. Баха, К. Пендерецкого, Л. Керубини, которая своим гуманистическим звучанием входит в противоречие с изображением, что производит поразительный эффект.
«И НИЧЕГО БОЛЬШЕ»
СССР, 1982-1987, цветной, 70 мин.
режиссер Александр Сокуров
Этот полнометражный фильм развивает идеи, найденные при работе над «Сонатой для Гитлера». Фильм об участниках антигитлеровской коалиции в годы Второй Мировой войны включает многие уникальные хроникальные материалы, ранее не публиковавшиеся в таком объеме: встречи И.В. Сталина с У. Черчиллем и Антони Иденом в Кремле, визиты В.М. Молотова в Англию и США, кадры, запечатлевшие норвежских, датских, бельгийских, словацких фашистов и многое другое. Художником на этой картине работал ныне признанный режиссер Сергей Дебижев.
|