История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  II Открытый кинофестиваль студенческих фильмов СПбГУКИ «Зеркало»  

Вглядываясь в «Зеркало»

 

С 4 по 7 апреля в нашем городе проходил II Открытый фестиваль студенческих фильмов Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств «Зеркало». И хотя это самый молодой смотр студенческих фильмов, он имеет свою предысторию. Дело в том, что с 1978 года, когда в университете (тогда ЛГИК им. Н. Крупской) была создана кафедра кино- и фотоискусства, проводился фестиваль студенческих фильмов им. Дзиги Вертова. Это был первый смотр студенческих фильмов в нашем городе и проводился он в течение 22 лет. Так что нынешнее «Зеркало» - наследник давних традиций, что не могли не учитывать организаторы нового смотра (ген. директор фестиваля – Владимир Чутко, арт-директор – Наталия Пожарская).

 

Сейчас студенческих фестивалей становится все больше – и это хорошо. Прежде всего это полезно для самих студентов, которые имеют возможность сравнить свои работы с лентами своих сверстников из других учебных заведений не только нашей страны, но и из-за рубежа. Небесполезно это и для преподавателей, чтобы иметь возможность сверить свой курс преподавания с успехом иных киношкол и подкорректировать учебный процесс. В этом отношении был очень интересен эксперимент, состоявшийся на фестивале «Зеркало» в прошлом году, когда был проведен практический мастер-класс со съемкой на месте несколькими группами из киношкол разных стран одноминутного фильма одним планом. Сравнение полученных результатов и обсуждение их совместно с участниками съемок – это реальный и весьма поучительный урок, который наверняка не будет забыт.

 

Фестивальная программа этого года была разделена на два конкурса – основной и Midget (игровые и документальные фильмы продолжительностью до 5 минут). Российские студенческие фильмы в своем большинстве значительно проигрывают киношколам Европы и Америки в техническом оснащении. Но в последнее время стала проявляться все чаще еще одна их черта – мелкотемье, необязательность обращения авторов к той или иной теме. Поэтому внимание жюри (председатель – режиссер Николай Боронин, члены жюри – режиссер Леонид Квинихидзе, оператор Николай Волков) привлекли прежде всего работы, пусть несовершенные, но затрагивающие значимые темы, пытающиеся высказать нечто важное об окружающей жизни. Такие, как «Марш несогласных». Фильм решен в модном ныне стиле «объективной хроники» - отстраненно, без авторского текста, без выражения авторской позиции вообще. Но и при такой манере подачи материала внимательная камера может зафиксировать немало интересного. Так, в этом фильме поражает не столько бессмысленная жестокость столкновения протестующих со стражами порядка, сколько толпа народа всё это снимающих на фото- и кинокамеры, жадно сующих свои диктофоны в лица плачущих женщин. Вспоминается, что 11 сентября 2004 года среди новостей в первые часы после теракта в Нью-Йорке многие сообщали, что в округе мгновенно были скуплены одноразовые фотоаппараты: так все стремились запечатлеть ужасную картину, а заодно и себя на ее фоне. Потом, правда, об этом стыдливо умалчивали. Так что «объективной хроники» не бывает: или ты проявляешь авторскую позицию, или попадаешь в число жалких папарацци… Не зря также и Л. Квинихидзе так ратовал за сверхкороткий фильм Марии Зыковой «Качели»: весьма несовершенный по технике, он пытается выразить печальную мысль о быстротечности нашей жизни.

 

К сожалению, только две эти работы студентов СПбГУКИ можно выделить из представленных в программе (в прошлом году были показаны гораздо более зрелые фильмы Павла Сидорова и Даши Худолеевой). Жюри отметило еще дипломом за экспериментальный фильм работу Антона Мовсесьяна «Один день без солнца», но мне он показался слишком невнятным. Удивительно, что жюри оставило без внимания гораздо более интересную, зрелую и серьезную работу Галины Красноборовой «Бессонница» (ВГИК), снятую на грани игрового и документального кино как серия образов из глубин подсознания. Оператор Антон Исаев, ученик В. Юсова блестяще снял этот фильм, но был отмечен за лучшую работу в другой ленте – «Когда-то мы жили в горах», очевидно только потому, что снята она одним планом. Жюри этого смотра предпочло выделить два других вгиковских фильма – игровой «Матасоник» Алексея Чижова и документальный «Прыжок» Таисии Решетниковой.

 

Сильная сторона фестиваля «Зеркало» - тщательно подобранные специальные программы, дающие возможность студентам расширить свои представления о возможностях киноискусства. В этом году была представлена большая ретроспектива фильмов Санкт-Петербургской студии документальных фильмов 60-80-х годов, в том числе работы С. Арановича, П. Когана, Н. Обуховича, А. Сокурова и др. Однако настоящим событием стал показ в этой программе фильма Павла Костомарова и Антуана Каттина «Мать», отмеченного уже на многих киносмотрах, но почему-то не попавшего в программу прошлогоднего «Послания к человеку». Это также модное направление «реального кино», сочетающего приемы игрового и документального фильма без четко выраженного авторского отношения. Но зафиксированная реальность в этой картине настолько многозначна, что позволяет делать самые разнообразные и неожиданные выводы, выходящие далеко за пределы этих заметок. В любом случае, этот уникальный фильм достоин настоящего проката – только показывать его нынче негде. Так или иначе, но фестиваль отразил подлинные проблемы и умонастроения студенческого кино – как и положено «Зеркалу». Ждем продолжения.

 

Владимир Кузьмин

 

 

 

ЛАУРЕАТЫ ФЕСТИВАЛЯ:

 

ОСНОВНОЙ КОНКУРС

 

  1. специальный диплом жюри «За лучший публицистический фильм»

фильм «Марш несогласных»,

Кафедра кино- и фотоискусства СПбГУКИ;

 

  1. специальный диплом жюри «За лучшую комедию»

фильму «Пятнашки», режиссер Наталья Углицких,

Высшие курсы сценаристов и режиссеров;

 

  1. диплом и приз за лучшую операторскую работу

Улдис Эсманс, оператор фильма «Перышки»,

Европейский киноколледж, Эбельтофт, Дания;

 

  1. диплом за лучшую работу режиссера игрового кино

Пер Ханфьорд, режиссер фильма «Между тобой и мною»,

Драматический институт, Швеция;

 

  1. диплом за лучшую работу режиссера документального кино

Таисия Решетникова, режиссер фильма «Прыжок»,

ВГИК;

 

  1. диплом за лучший экспериментальный фильм

Антон Мовсесьян, режиссер фильма «Один день без солнца»,

Кафедра кино- и фотоискусства СПбГУКИ;

 

  1. диплом и приз за лучший игровой фильм конкурса

Алексей Чижов, режиссер фильма «Матасоник»,

ВГИК;

 

  1. диплом и приз за лучший документальный фильм конкурса

Таисия Решетникова, режиссер фильма «Прыжок»,

ВГИК.

 

 

СПЕЦИАЛЬНЫЙ КОНКУРС MIDGET

 

  1. специальный диплом жюри «За нравственную позицию»

фильм «Каприс для Нины», режиссер Лариса Кантерман,

Кафедра кино- и фотоискусства СПбГУКИ;

 

  1. диплом за лучший сюжет

Лариса Кантерман, режиссер фильма «Каприс для Нины»,

Кафедра кино- и фотоискусства СПбГУКИ;

 

  1. диплом за лучшую операторскую работу

Антон Исаев, оператор фильма «Когда-то мы жили в горах»,

Высшие курсы сценаристов и режиссеров;

 

  1. диплом и приз за лучший фильм конкурса

Мария Зыкова, режиссер фильма «Качели»,

Кафедра кино- и фотоискусства СПбГУКИ.

 

 

Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2023. ПФК. All rights reserved.