История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  Ретроспектива фильмов Аки Каурисмяки  

 

Киноцентр «Родина», Петербургская Федерация Кинопрессы

представляют цикл программ

«ГРАНИ МИРОВОГО КИНО»

 

МАЙ 2009 года

Ретроспектива фильмов Аки Каурисмяки

 

Киноцентр «Родина» и Петербургская Федерация Кинопрессы продолжают представлять вниманию зрителей фильмы из цикла «Грани мирового кино». Очередная программа представляет собой миниретроспективу фильмов выдающегося финского режиссера Аки Каурисмяки, причем акцент сделан на позднем творчестве этого мастера. Каурисмяки называют «последним европейским романтиком» - и недаром, но с годами, с наступлением творческой зрелости, его взгляды трансформировались: « Когда я был молод, я любил романтику. Сегодня я уже не молод, и романтика утратила былую привлекательность, но кино по-прежнему еще живо. Чего не скажешь о человечестве».

 

Мы надеемся, что наша программа получит своевременный отклик в средствах массовой информации.

Все фильмы будут демонстрироваться со вступительным словом киноведа.

Все материалы и предложения присылайте нам по адресу: pfkspb@mail.ru

 

 

РАСПИСАНИЕ ПОКАЗОВ:

 

4 мая, понедельник, 20:00

«ТЕНИ В РАЮ»

 

12 мая, вторник, 20:00

«ЮХА»

 

18 мая, понедельник, 20:00

«ЧЕЛОВЕК БЕЗ ПРОШЛОГО»

 

20 мая, среда, 20:00

«ОГНИ ГОРОДСКОЙ ОКРАИНЫ»

 

 

ФИЛЬМЫ ретроспективы

 

«Тени в раю»

Финляндия, 1986, ч/б, 76 мин.

режиссер Аки Каурисмяки

в ролях: Матти Пеллонпяя, Кати Оутинен, Сакари Куосманен, Эско Никари

 

Первый фильм из так называемой «Пролетарской трилогии», продолженной затем картинами «Ариэль» и «Девушка со спичечной фабрики». Сам режиссер определял эти фильмы как «Трилогию лузеров», потому что главные герои «прежде всего лузеры, а потом уже рабочие». Это «Трилогия о финской действительности». Герой фильма, мрачный тип по имени Никандер. водитель мусоросборочной машины, мечтает открыть собственное дело, но смерть напарника обрывает его планы. В кассирше супермаркета Илоне он встречает такую же неприкаянную душу, и вместе они пытаются преодолеть мрак окружающего одиночества. В результате они отправляются в круиз на теплоходе в советский тогда еще Таллин.

Премия «Юсси» (финский аналог «Оскара») за лучший фильм года.

 

 

«Юха»

Финляндия-Германия-Франция, 1999, ч/б, 78 мин.

режиссер Аки Каурисмяки

в ролях: Сакари Куосманен, Кати Оутинен, Андре Вильмс, Маркку Пелтола, Элина Сало

 

Как и всегда, Каурисмяки сам написал сценарий к своему фильму, взяв за основу популярный роман начала ХХ века. Книга Юхани Ахо вызвала к жизни уже две оперы и три экранизации, причем первую из них сделал знаменитый шведский режиссер Мориц Стиллер еще в 1919 году. Фермер Юха и его жена Мария выгодно продали в городе капусту, но по дороге встретили потасканного щеголя Шемейкку, который соблазнил деревенскую женщину прелестями городской жизни. По прошествии времени Юха решается вызволить Марию с ребенком из городского борделя, а сам, будучи подстреленным, умирает на мусорной свалке. Отдавая дань великому немому кино, Каурисмяки взял за образец «Восход солнца» Ф.В. Мурнау. Он сделал фильм не только черно-белым, но и немым, добавив в ткань повествования только некоторые звуки. Партитура к фильму, написанная композитором Ансси Тикканмяки, исполнялась живым оркестром как на мировой премьере в Берлине, так и на презентации фильма в Санкт-Петербурге в 2000 году. Этот фильм – вершина черно-белого кинематографа Каурисмяки.

Премия «Бронзовая лягушка» на МКФ операторского искусства в г. Лодзь (Польша).

 

 

«Человек без прошлого»

Финляндия-Германия-Франция, 2002, цветной, 97 мин.

режиссер Аки Каурисмяки

в ролях: Маркку Пелтола, Кати Оутинен, Анники Тяхти, Юхани Ниемеля

 

Самый знаменитый и самый успешный, судя по полученным наградам, фильм режиссера. Если не самый лучший, то, безусловно, самый совершенный фильм Каурисмяки, по которому можно изучать стиль кинематографического минимализма. В Голливуде были поражены этим «магическим реализмом в финском духе»: «…это история жертвы амнезии. В то время как большинство фильмов о потере памяти стремится проникнуть в тайну прошлого, Каурисмяки наводит фокус на тайну будущего, которая ждет героя». Автор посылает своему герою ангела-хранителя в форме сотрудницы Армии спасения, такую же неприкаянную душу – и вместе они обретают надежду. Лучше всех свой фильм описал сам режиссер: «Человек без имени приезжает в город, где его сразу же забивают почти до смерти. Так начинается эта эпическая драма – фильм или то, что мы можем назвать «грезами одиноких сердец, у кого пустые карманы, а над ними – большое небо, где наш Господь, или, лучше сказать, птицы».

Гран-при жюри, приз за лучшую женскую роль и премия Экуменического жюри на Каннском МКФ, Главная премия МКФ в Генте, приз ФИПРЕССИ за лучший фильм года, шесть национальных премий «Юсси», включая «Лучший фильм года», премия «Золотой жук» (Швеция) за лучший зарубежный фильм.

 

 

«Огни городской окраины»

Финляндия-Германия-Франция, 2006, цветной, 78 мин.

режиссер Аки Каурисмяки

в ролях: Янни Хюютияйнен, Мария Ярвенхельми, Илкка Кайвула, Мария Хейсканен

 

Название фильма – печальный парафраз чаплиновских «Огней большого города». Но если у Чаплина – мелодрама о человеческой доброте, то у Каурисмяки – трагедия человеческого одиночества. Герой фильма Койстинен работает охранником в большом магазине и ведет замкнутый образ жизни. До тех пор, пока на его пути не становится соблазнительная девушка, которая заводит с ним роман лишь для того, чтобы с его помощью ее дружки ограбили ювелирный отдел. Койстинен попадает в тюрьму, но никого не выдает, чтобы оборвать все связи с прошлой жизнью. Однако прошлое снова тянет его на дно… Финал фильма восходит к еще одному шедевру мирового кино – «Пепе Ле Моко» Жюльена Дювивье, где герой Габена также прощается с жизнью в порту на фоне пароходов, на которых ему уже никогда не отплыть. Это самый горький, трезвый и бескомпромиссный фильм Каурисмяки о жизни современного общества, и потому, видимо, не принятый критикой по обе стороны океана.

Три национальные премии «Юсси» за лучший фильм, операторское мастерство и работу художника.

 

 

Аки Каурисмяки

 

Биография

 

Родился 4 апреля 1957 года в Ориматтиле. Родители: Йорма и Леена Каурисмяки. Детство двух братьев, Мики и Аки, проходило в разных частях Финляндии. Аки не учился в киношколе. Он поступил в университет Тампере на факультет журналистики, однако проявил гораздо большую активность на ниве любительской киносъемки. Был членом киноклуба. Мечтал стать актером. Осуществил мечту в ранних фильмах старшего брата. На сегодняшний день является самым знаменитым и почитаемым режиссером Финляндии, давно завоевавшим во всем мире статус культового. Ретроспективы его фильмов проходят по всему миру (Нью-Йорк, Париж, Токио, Санкт-Петербург). До начала карьеры в кино работал посудомоем, почтальоном и кинокритиком. Хорошо известна история, когда Аки однажды обратился в Кинофонд Финляндии за субсидией и прислал сценарий, но без последних 25 страниц. В сопроводительной записке режиссер объяснил, что часть текста съела его собака. Вскоре пришел чек на половину обещанной суммы: финский Кинофонд с прискорбием сообщал, что остаток денег был употреблен, в свою очередь, их собакой.

В начале 80-х Аки написал сценарии для двух дебютных фильмов старшего брата Микки («Лжец» (1981) – объяснение в любви годаровскому «На последнем дыхании» и гангстерский «Никчемные» (1982), которые критика сравнила с дыханием свежего ветра). В 1983 году Аки, начавший снимать фильмы самостоятельно, дебютирует также как художник-постановщик, а в 1987 – как художник по свету.

Аки Каурисмяки – основатель и руководитель легендарной рок-группы «Ленинградские ковбои», которой он же присвоил звание «самой громкой и самой худшей рок-группы в истории рок-н-ролла». Совладелец вместе со страшим братом Микой кинокомпании Villealfa, названной так в честь фильма Жан-Люка Годара «Альфавиль» и символизирующей огромную любовь обоих братьев к французскому кино и французской культуре. В 80-е годы их фильмы привлекали около 50 тысяч зрителей (зарубежного проката не было), но в конце 80-х международные кинофестивали все-таки открыли братьев. Большинство фильмов Аки представляет собой либо эксцентрические пародии, либо сентиментальные истории об изгоях, выполненные в самых разных жанрах, от роад-муви и film noir вплоть до рок-мюзиклов и мелодрам. Три его знаменитые картины «Тени в раю», «Ариэль» и «Девушка со спичечной фабрики» были названы критиками «Пролетарской трилогией».

В 2001 году Аки принял участие в коллективной работе, сериале «На десять минут старше», состоящем из 10-минутных эпизодов (Великобритания-Германия). В 1987 году организовал свою собственную кинофирму «Спутник» (Sputnik Oy). Совладелец бара «Москва», нескольких ресторанов и кинотеатра «Андорра» в Хельсинки (плюс отель в Нумми-Пусуле, западнее Хельсинки). Аки постоянно сотрудничает с телевидением, а также является одним из основателей фестиваля Midnight Sun (Ювяскюля), единственного в мире кинофорума, проходящего за полярным кругом. Постоянно живет в Португалии. Дружит с Джимом Джармушем, обладает правами на прокат его фильмов.

 

Фильмография:

 

1981 – «Жестикуляция на озере Саймаа» / Saimaa-ilmio (совм. с Микой Каурисмяки), музыкальный (рок), документальный

1983 – «Преступление и наказание» / Rikos ja rangaistus, фантазия на тему романа Ф.М. Достоевского

1985 – «Союз Каламари» / Calamari Union, абсурдистская черная комедия

1986 – «Тени в раю» / Varjoja paratiisissa, любовная история водителя грузовика и работницы супермаркета

1987 – «Гамлет занялся бизнесом» / Hamlet liikemaailmassa, интеллектуальная юморина, сравниваемая критикой с шахматной партией, проведенной циником

1988 – «Ариэль» / Ariel, вторая часть «Пролетарской трилогии», история злоключений аутсайдера

1989 – «Ленинградские ковбои» едут в Америку» / Leningrad Cowboys Go America, музыкальная комедия

1990 – «Девушка со спичечной фабрики» / Tulitikkutehtaan tytto, последняя часть «Пролетарской трилогии», история продвижения меланхоличной девушки к убийству

1990 – «Я нанял убийцу» / I Hired a Contract Killer, черная комедия о человеке, потерявшем работу и с горя заказавшем убить самого себя, а затем тщетно попытавшимся изменить ход событий

1992 – «Жизнь богемы» / La vie de boheme, экранизация романа Анри Мюрже

1993 – «Ленинградские ковбои встречают Моисея» / Leningrad Cowboys Meet Moses, музыкальная абсурдистская комедия

1994 – «Держись за платок, Татьяна» / Pida huivista kiinni, Tatjana, ретро роад-муви по маршруту Финляндия-СССР в 60-е

1994 – «Шоу «Тотальная балалайка» / Total Balalaika Show (фильм-концерт)

1996 – «Тучи уплывают вдаль» / Kauvas pilvet karkaavat, история супружеской четы, пытающейся заняться ресторанным бизнесом

1999 – «Юха» / Juha, экранизация романа Юхани Ахо

2001 – «Мужчина без прошлого» / Mies vailla menneisyytta, лирическая комедия и мелодрама

2002 – «У собак нет ада» / Dogs Have No Hell, новелла в фильме «На десять минут старше: Труба» / Ten Minutes Older: The Trumpet

2004 – «Бико» / Bico, новелла в фильме «Образы Европы» / Visions of Europe

2006 – «Огни городской окраины» / Laitakaupungin valot

 

 

Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2024. ПФК. All rights reserved.