История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  Индийское кино на российских экранах  

С 16 по 22 апреля в C.-Петербурге состоится Первый Всероссийский фестиваль современного кино и культуры Индии - OPEN INDIA  ПФК поддерживает этот смотр, ввиду того, что своеобразное индийское кино практически исчезло с наших экранов - cамое время напомнить, чем оно было для советского зрителя. 

В Советском Союзе очень любили индийское кино. Оно считалось самым демократичным, доступным самой широкой аудитории - и абсолютно идейно безвредным. Поэтому индийские фильмы выпускались по всей стране огромными тиражами, на них не жалели дефицитную к 70-м годам цветную пленку, несмотря на то, что редкий фильм шел меньше двух часов. В период с 1949 по 1995 год было выпущено более 250 фильмов из Индии. Их не надо было цензурировать, сокращать, изменять смысл диалогов и т.д., чего редко избегали не только западные, но и фильмы из социалистических стран. И действительно, что там было " исправлять", если треть каждого фильма составляли песни и танцы, а остальное, в большинстве случаев - сентиментальные мелодраматические истории о покинутом ребенке, потерянных братьев и сестрах, разлученных влюбленных и т. п. Позднее появились комедии и приключенческие фильмы, но с теми же непременными песнями и танцами среди прекрасных экзотических пейзажей.

Это традиционное ныне индийское кино сложилось в 30-х годах прошлого века, когда сельская молодежь двинулась на заработки в большие города, а единственным доступным для них развлечением оказалось кино. К тому же в этих фильмах была обязательная толика нравоучения и проповеди - не зря же Дж. Неру утверждал, что "в Индии влияние кино во много раз сильнее, чем влияние книг и газет вместе взятых". После обретения страной независимости в 50-годы наступил "золотой век"индийского кино. Производство фильмов было поставлено на поток и их вал начал расти. К 70-м годам по количеству выпущенных фильмов Индия выходит на первое место в мире: здесь ежегодно сходило с конвейера более 700 фильмов, а в 1998 году был поставлен рекорд - 948 единиц. Исторически сложилось, что центром кинопроизводства стал Бомбей, но особенность Индии еще и в том, что здесь множество языков и верований, поэтому появилсь еще два центра - в Мадрасе и Калькутте. Если Мадрас специализировался на выпуске разноязыких фильмов,то Калькутта стала центром "параллельного" кино, ставившего серьезные социальные проблемы, не прибегая к помощи песен и танцев. Именно здесь творил великий режиссер Сатьяджит Рей, фильмы которого, к сожалению, появились в российском прокате слишком поздно, причем это были не главные его работы - "Большой город"(прокат с 1967 года), "Противник" (1973), "Шахматисты" (1981) и "Королевство алмазов"(1989).

Первое знакомство наших зрителей с индийским кино произошло в 1954 году, когда в Москве прошел фестиваль фильмов из Индии. Там впервые молодой актер и режиссер Радж Капур показал своего "Бродягу", трогательную историю о том, как богатый судья выгоняет из дому беременную жену, а их выросший сын становится бродягой, однажды обокравшим своего отца. Сентиментальный сюжет в обрамлении экзотических песен и танцев с привлекательным Капуром (его тогда часто сравнивали с Чаплиным, но наш зритель и Чаплина знал плохо) и очаровательной Наргис произвели такое ошеломительное впечатление на зрителей ,что "Бродяга" остался одним из самых любимых фильмов целого поколения советских людей, так что прокат фильма возобновлялся и позднее. Радж Капур стал любимцем нашего экрана - и почти все его последующие фильмы показывались здесь. Тем более, хоть он и был типичным представителем бомбейской киношколы, нередко затрагивал социальные мотивы и к финалу приберегал обличающую общество тираду. За "Бродягой" последовали не менее успешный "Господин 420"(прокат с 1956 года, возобновлялся и позднее), затем "Под покровом ночи"(1965), "Сангам"(1968), "Мое имя- клоун"(1972) и "Бобби"(1975). О популярности Капура и его многочисленной семьи говорит тот факт, что за первый месяц проката "Бобби" собрал 62 миллиона зрителей. Таким образом вкусы и потребности простых русских и индийских зрителей оказались очень близки.

Большинство сценариев к фильмам Капура написал писатель и режиссер Ходжа Ахмад Аббас, еще один любимец нашего проката - прежде всего потому, что он счиался "прогрессивным" деятелем, защитником обездоленных и другом СССР. Строго говоря, первым индийским фильмом, вышедшим в наш прокат был фильм Аббаса "Дети земли" в 1949 году, затем последовали "Ганга" (1951), "Мунна"(1956), "Тысяча ночей на ложе из камня"(1966), "Бомбей в объятиях ночи"(1969). Аббас был сорежиссером (вместе с В.Прониным) и первой совместной советско-индийской постановки - "Хождение за три моря"(1958) со звездами первой величины - Олегом Стриженовым и Наргис. Успешное сотрудничество было продолжено: в 1972 году вышел совместный фильм "Черная гора", в 1977 - "Восход над Гангом", в 1976 году Александр Згуриди снимает в Индии "Рикки-Тикки-Тави", а в 1990 году Шаши Капур (младший брат Раджа) и Геннадий Васильев работают над фильмом "Черный принц Аджуба" с суперзвездой индийского экрана Амитабхом Баччаном, в основу которого положена история легендарного принца, воспитанного кузнецом и вернувшего трон своих родителей. Однако самой большой популярностью у нас пользовались музыкальные мелодрамы, такие как "Любовь в Симле"(1961), "Цветок в пыли"(1965), "Зита и Гита" (1976), "Прости, Аруна"(1982) и т.д. Открытые чувства и искренние переживания героев индийского кино нашли у наших зрителей благодарный отклик.

"Калькуттская киношкола" также попадала на наши экраны, но эти по-преимуществу черно-белые серьезные фильмы без песен и танцев не пользовались такой популярностью и нередко с трудом пробивались к зрителю. К примеру, фильмы еще одного всемирно известного автора - Мринала Сена - регулярно закупались для нашего проката, но выходили мизерными тиражами. Такие его фильмы,как "Собеседование"(1974), "30 000"(1979), "Парашурам"(1983), "Генезис" (1988) - остались практически неизвестными широкому зрителю.

Начиная с 80-х годов под влиянием Голливуда традиционное индийское кино начало претерпевать определенные трансформации. Наряду с привычными жанрами большую популярность получили музыкальные мелодрамы с новыми ритмами, как суперуспешный "Танцор диско" (1984) c Митхуном Чакраборти, приключенческий фильм с элементами вестерна, такие как "Месть и закон"(1979) с А.Баччаном, пять лет не сходивший с экранов Индии и ставший хитом во всем мире, а также боевики, часто слепленные с голливудских образцов, вроде"Коммандос"(1991). Из новых кинодеятелей наши зрители успели познакомиться только с Мирой Наяр, блестяще дебютировавшую в игровом кино фильмом "Салям ,Бомбей"(1992), отмеченным "Золотой камерой" на МКФ в Канне. Однако в середине 90-х годов централизованный кинопрокат в России прекратил свое существование - и индийское кино практически исчезло с наших экранов.

К этому времени несколько поколений наших зрителей успело полюбить индийское кино и его звезд. Начиная с Раджа Капура и Наргис, не меньшей популярностью у нас пользовались Шаши Капур, Апарна Сен, Шабана Азми, Санджив Кумар, Дхармендра, Рекха, Айшвария Рай и многие другие актеры. В 1990 году журнал "Советский экран" провел опрос среди своих читателей, определивший рейтинг звезд зарубежного кино. В первую десятку звезд вошли трое индийских актера: 1-е место с громадным отрывом занял Митхун Чакраборти, 4-е - Говинда, 9-е - Амитабх Баччан. Поэтому нет сомнений, что интерес к индийскому кино у нашего зрителя сохранился и знакомсиво с ним необходимо продолжить.

Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2024. ПФК. All rights reserved.