История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  Польское кино после "Катыни"  

13 апреля показом фильма Агнешки Холланд "В темноте" открывается 21-й фестиваль "Новое кино Польши" в СПб. Данный обзор включает основные кинособытия прошлого и нового киносезона. После того как текст был уже подготовлен состоялось вручение национальной премии "Орел". Из фильмов программы этого года трех премий удостоен только фильм А.Холланд - за лучшую операторскую работу, главную мужскую роль (Р.Венцкевич), второплановую женскую роль (К.Прайс). Фильм Е.Гоффмана собрал едва ли не самую большую гроздь номинаций на польский аналог "золотой малины".

Польское кино после "Катыни"

Польский кинематограф, преодолев некоторый спад, вызванный сменой поколений, продолжает набирать высоту. Об этом ярко свидетельствует продукция последних двух-трех лет, среди которой немало ярких, оригинальных и выдаю - щихся фильмов. Особенность нынешнего этапа польского кино - обилие фильмов исторической тематики, копродукции и дебютов. Размышления над особенностями исторического пути Польши приводят кинематографистов к наиболее интерес- ным, и порой дискуссионным результатам. Здесь, как всегда, впереди Анджей Вайда. После мощной "Катыни" и камерного "Аира" он вновь работает над общественно значимым материалом: фильмом "Валенса" о судьбе рабочего, ставшего прези- дентом, роль которого исполняет Роберт Венцкевич. После "Катыни" и другие режиссеры обратились к острым проблемам не столь дав- ней истории. Так, Ежи Гоффман, недавно отметивший свое 80-летие, вновь блеснул своим мастерством в построении бата- льных сцен в фильме "1920.Варшавская битва", где роль Йозефа Пилсудского исполнил Даниэль Ольбрыхский ( а в неболь- ших ролях заняты Ал. Домогаров и Ольга Кабо). Хотя, в отличие от Вайды, ему не удалось найти убедительного ракурса в показе исторических событий, поэтому фильм распался на ряд отдельных эпизодов.

Более удачным оказался фильм Антони Краузе "Черный четверг", посвященный рабочим волнениям в Гданьске в 1970-м году, где в роли партийного лидера Владислава Гомулки выступил Войцех Пшоняк (фильм отмечен премией ФИПРЕ- ССИ на МКФ в Монреале, 2011). Одним из главных событий польского кино в прошлом году стал фильм Войцеха Смажов - ского "Ружа", получивший номинации национальной премии "Орел" за лучший фильм и режиссуру. Тема ленты была вряд ли возможна еще недавно: о любви бывшего участника Армии Крайовой и вдовы немецкого солдата летом 1945 года. К го- дам войны обратилась и Агнешка Холланд в своем фильме "В темноте" (копродукция с Канадой и Германией) - о закоре- нелом преступнике, укрывавшем с риском для своей жизни евреев из гетто в каналах канализации (номинация на премию "Оскар"). На подходе и еще несколько фильмов этой тематики. В сентябре ожидается премьера ленты Януша Заорского "Польская сибириада" (по повести Збигнева Домино) - о судьбе жителей сибирской деревни, вывезенных из Польши в 1939 году после начала войны (съемки велись в Красноярске). В годы гитлеровской оккупации происходит и действие нового фильма Яна Кидавы-Блоньского "Никогда не узнаешь", а также ленты Лешека Восевича "Танец смерти. Сцены из Варшав- ского восстания". Продолжается работа и над двумя давно начатыми фильмами, съемки которых прерывались из-за финан- совых проблем - это "Восстание 44" дебютанта в большом кино Иренеуша Добровольского с покойным уже Кшиштофом Колбергером в одной из главных ролей, и "Тайна Вестерплатте" также дебютирующего в режиссуре актера Павла Хохлева ( копродукция с Литвой). Нашим зрителям памятен старый фильм Станислава Ружевича "Вестерплатте", новое же обращение к теме героической обороны польского форпоста в первые дни войны вызвало ожесточенную дискуссию уже на уровне сценария в 2008 году( некоторые горячие головы называли замысел антипольским) - премьера фильма намечена на пос- ледний день августа.

К гораздо более ранней истории обратился итальянский режиссер Ренцо Мартинелли в итало-польской копро- дукции "Битва под Веной" о победе польско-австро-германских войск (при участии запорожских казаков) над армией Осман- ской империи в 1683 году. С польской стороны в фильме участвуют Ежи Сколимовский (в роли короля Яна Собеского), Д,Оль- брыхский и Борис Шыц. Вообще обилие фильмов совместного производства говорит не только о финансовой заинтересо- ванности сторон, но и о возросшем уровне доверия к мастерству польских кинематографистов. Так, Жюльетт Бинош очень высоко отозвалась о режиссере Малгожате Шумовской, в фильме которой "Sponsoring" она сыграла главную роль рядом с Кристиной Яндой и Анджеем Хыра (копродукция с Францией и Германией). Идут съемки в копродукции с Германией и Изра- илем фильма Евгения Румана "Игорь и путешествие журавлей", с Израилем - "Моя Австралия" Ами Дрозда и "Серебряный лис Фелиции Т." Эдварда Этлера, с Ирландией - фильма "Sanctuary" Норы МакГеттиган, с Испанией - "Неуловимые мгно- вения" Яцека Борцуха.

Особо знаменательно, что и жанровое кино обращается к испытанным темам польского экрана. Свидетельство тому - только что вышедший в прокат фильм Патрика Вега "Ханс Клосс.Ставка больше, чем смерть". Действие картины разворачивается в 1945 году в Кенигсберге. Нашим зрителям хорошо известен фильм 1967 года "Ставка больше, чем жизнь", а теперь Клосс возвращается на экраны, чтобы раскрыть одну из тайн прошедшей войны. В фильме снялись ветераны - Станислав Микульский (естественно - Клосс), Эмиль Каревич, Д.Ольбрыхский. В этом единстве молодого и старого поко- ления кинотворцов - видится залог успехов нового польского кино.

-- В.К. --

Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2024. ПФК. All rights reserved.