История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  Материалы к каталогу Второго С-Петербургского Международного кинофестиваля 2013-го года  

Новое кино России

Российское кино - в глубоком кризисе. По сути его вообще нет. То есть какие-то фильмы, конечно, снимаются, изредка - благодаря усилиям отдельных мастеров - появляются даже значительные работы, но кино как художественного явления, отражающего жизнь общества, просто нет. Это обусловлено прежде всего кризисом общественного сознания, в который наша страна погружается второй десяток лет. Все просто: кино - самое идеологическое из искусств. В стране, в которой нет господствующей идеологии, не может быть и кино - оно просто не нужно. Впрочем, свято место пусто не бывает - идеологию заменил старый лозунг: обогащайтесь, кто как может. Это такое у нас понятие капитализма, так сказать, национальные особенности капитализма в России. В кино самый примитивный способ обогащения - производство пошлейших комедий и бандитских сериалов для самого нетребовательного зрителя, взращенного на телевизионном смотриве. Этого продукта у нас в достатке. Более того - именно для продвижения таких изделий и был создан специальный фонд кино, всячески поощряющий получение дохода от кинопроката, но не общественной пользы от искусства. На другом полюсе - люди, как будто отвечающие за это самое искусство, то есть претендующие на главный завет советской интеллигенции - " мы не врачи, мы - боль". Это так называемое "поколение"Кинотавра", активно рекламируемое в последние годы посредством Сочинского кинофестиваля, призы которого предлагается принимать как истину в последней инстанции. Фильмы эти, снятые в основном практикующими театральными режиссерами, показывают зачастую "сказки про темноту" - и до широкого проката чаще всего не доходят ввиду полного отсутствия зрительского спроса. Отсюда - такая тяга остатков адекватных зрителей к кинематографу советских времен, в котором несмотря на идеологическую окраску можно увидеть искренне чувствующих и думающих героев. В самое последнее время сверху стала насаждаться идея "патриотического кино" - и первый же весьма средний по качеству фильм объявлен "достижением всего российского кинематографа". Хотя опыт советского "госзаказа" и проведения так называемых "всесоюзных кинопремьер" говорит о том, что это путь в никуда. Так что российское кино, как и все наше общество - на распутье...

Новое грузинское кино.

После распада СССР все республиканские киностудии, получившие полную самостоятельность, переживают трудные времена. Знаменитая студия "Грузия фильм", фильмография которой насчитывает более 600 названий, не избежала этой участи. За последние 20 лет там было снято около 30 фильмов, причем последний был снят бывшим директором студии Резо Чхеидзе под названием "Свеча с гроба Господня" с участием Лидии Федосеевой-Шукшиной и вышел в мае 2008 года (еще одна короткометражка была снята на студии в 2010 году). Лауреат прошлогоднего Петербургского Кинофорума Дито Цинцадзе отрицал сам факт феномена грузинского кино: "был ряд выдающихся режиссеров, а феномена не было". Среди названных им режиссеров этого ряда в Грузии не работает уже никто: Эльдар Шенгелая (80 лет) снял свой последний фильм в 1994 году, Георгий Шенгелая(76) - в 2005 году, Мераб Кокочашвили(78) - документальную ленту в 2009 году, также как и Александр Рехвиашвили(75), уже давно снимающий только неигровые картины(последняя - в 2008-м). Легендарный автор короткометражек Михаил Кобахидзе(74) после громадного перерыва с 1969 года снял свою последнюю миниатюру во Франции в 2003 году. Во Франции давно работает Отар Иоселиани, туда же перебрались отец и сын Темур и Гела Баблуани( снимающий ныне в США), Дито Цинцадзе работает в Германии, молодой Ник Агиашвили(33) в США, Алеко Цабадзе, ярко дебютировавший еще в 1985 году("Пятно"), нынче снимает телесериалы в России, как и Нана Джорджадзе, супруга Ираклия Квирикадзе, давно работающего только в России. Грузинского кино, которого знал и любил наш зритель, больше нет.

Незавидное положение грузинского кинематографа было вызвано прежде всего отсутствием внимания властей к проблемам киноиндустрии. Положение начало меняться в начале 2000-х годов, когда Грузинский Национальный Киноцентр( филиал Министерства культуры) стал выделять на конкурсной основе небольшие суммы на производство национальных картин. Постепенно бюджет Киноцентра вырос с нескольких тысяч лари до пяти миллионов в год. Это позволило выпустить в 2010 году 15 фильмов - полнометражных и коротких. Активно стали участвовать в кинопроизводстве и частные киностудии, крупнейшая из которых - Sanguko Films, основанная в 2005 году тремя молодыми кинематографистами (отсюда и название, означающее в переводе с японского - "троецарствие") во главе с актрисой Нуцей Кухианидзе. С 2006 года студия принимала участие в производстве 11-ти фильмов, в том числе последней работы Иоселиани "Шантрапа"(2010), фильмов Дито Цинцадзе "Человек из посольства" (2006) и "Посредник"(2008), фильмов Алеко Цабадзе "Русский треугольник" (2007) - о чеченской войне с участием Конст.Хабенского, -и "Рене едет в Голливуд"(2010), дебютах Тако Шавгулидзе "Рожденные в Грузии"(2009) и Ираклия Чхиквадзе "Сердце плюс" (2011), фильма Зазы Урушадзе "Опекун"(2012). Грузинские фильмы начали проникать и в российский прокат - это прежде всего дебют Левана Когуашвили "Прогульщики"(2010) - о потерянном поколении 20-летних, переживших распад СССР, а ткже дебют Русудан Чкония "Улыбайся"(2011) - о конкурсе красоты для многодетных матерей. Это уже совсем другое грузинское кино - жесткое, бескомпромиссно-холодноватое, рассудочное. Молодые режиссеры ставят в них серьезные вопросы и пытаются их решать, не заигрывая со зрителем. Не удивительно, что они замечены и международной критикой, отмечаются на кинофестивалях. Так, дебют Георгия Овашвили "Другой берег"(2009)- о беженцах из Абхазии - был номинирован Европейской Киноакадемией как "открытие года, получил премии на фестивалях в Сиэтле, Париже, Гранаде, Ереване, Анталии, Киеве, Гоа. Дебют Русудан Пирвели "Суза"(2010) также показывался на множестве фестивалей по всему миру и получил награды фестивалей в Ю.Корее,Монреале, Монпелье и Тбилиси. Последний успех нового грузинского кино - дебют Наны Эквтимишвили (при участии Симона Гросса) - "Длинные светлые дни"( "В цвету). который вновь обращается к теме абхазского конфликта 1992 года. Уже в этом году фильм был отмечен на фестивалях в Гонконге, Берлине, Словении, Вологде и Одессе. Таким образом грузинское кино начинает вновь завоевывать международное признание.

Голландские фильмы в Петербурге.

Голландские фильмы - редкие гости на наших экранах. В советском кинопрокате их было только 6(шесть), причем два из них были сняты отнюдь не голландскими режиссерами. В 1958 году у нас появился фильм немецкого постановщика Вольфганга Штаудте "Ребенку нужна любовь" ("Сиске"), а в 1991 году - "Мэкки-нож" в интерпретации Менахема Голана, до экранов так, похоже, и не добравшийся. В 1965 году на наши экраны вышел фильм Пола Рота "Нападение", посвященный теме движения сопротивления фашистским оккупантам. Собственно, до 1965 года голландский кинематограф, за исключением документальных фильмов (Йорис Ивенс, Берт Хаанстра), был малоинтересен. И только после создания производственного фонда для развития национальной кинопромышленности, началось оживление кинопроизводства, достигшее пика в 1976 году, когда было снято 16 фильмов. В 1979 году на наши экраны вышла экранизация романа Мультатули "Макс Хавелаар" Фонса Радемакерса, крупнейшего голладского режиссера тех лет. Правда, в начале 70-х годов дебютировали в большом кино два постановщика, получивших впоследствии мировое признание : в 1971 году - Пол Верхувен, в 1974-м - Йос Стеллинг. Но если голландские фильмы Верхувена доходили до нашего зрителя с трудом и с большим опозданием, то все фильмы Стеллинга так или иначе побывали на наших экранах. Это происходило прежде всего благодаря специальным фестивальным показам голландского кино, крупнейшие из которых состоялись в 1996, 2001 и 2003 годах. Причем на этих фестивалях демонстрировались не только игровые, но и документальные и анимационные ленты. Поэтому наши зрители имели возможность увидеть все четыре голландских фильма, увенченных "Оска- ром" в течении каких-то 15 лет: "Нападение"(1986) Фонса Радемакерса, ретроспектива фильмов которого была проведена у нас в 2001 году, "Антония"(1995) Марлеен Хоррис, "Характер"(1997) Мика ван Дима и 8-минутный анимационный шедевр "Отец и дочь"(2000) Михаэля Дудока де Вита. Благодаря этим показам зрители увидели также первые фильмы Алекса ван Вармердама, Тео ван Гога, Йеруна Краббе( известного актера, дебютировавшего в режиссуре) и др. Особенно полюбились нашему зрителю фильмы Йоса Стеллинга, который стал самым частым голландским гостем на наших фестивалях и настолько проникся интересом к нашей культуре, что два последних фильма снимал на российском материале и с нашими актерами. Необходимо также отметить, что особое внимание голландский кинематограф уделяет детскому кино( тогда как в Европе чаще снимают фильмы о детях, но не для них). Еще в советском кинопрокате появились два фильма Карста ван дер Мулена - "Питер и летающий автобус"( в 1980 году) и "Мартин и волшебник"( в 1981). Фестивальные показы также не обходились без этой темы: были показаны фильмы Бена Зомбогаарта, Марии Петерс, Паулы Ван дер Уст и др. Эта традиция будет продолжена и на нашем фестивале.

Азиатский феномен

В новом веке азиатский кинематограф привлекает к себе все большее внимание. Создается даже впечатление, что все какие-либо заметные киноновации рождаются именно там. Будто сам центр киноиндустрии переместился из Голливуда куда-то на азиатские просторы. И дело здесь, конечно, не в масштабах кинопроизводства, не в затраченных бюджетах картин, но в оригинальности и свежести идей. Хотя и масштабы, скажем, Болливуда вполне сопоставимы с Голливудом. Но дело в другом. В Азии мы имеем дело не с 200-летней американской историей и привнесенной туда европейской культурой, а с двухтысячалетней цивилизацией. Здесь происходили удивительные исторические события, здесь накоплена огромнейшая разнообразная литература, неповторимый и богатейший фольклор. Опираясь на этот неисчерпаемый источник, азиатский кинематограф не знает кризиса идей и сюжетов, поразившего американское и европейское кино. Более того, богатства традиционного искусства народов Азии (живописи прежде всего) рождают здесь новые жанры и стили - от японских самурайских фильмов и анимэ до тайских фильмов о привидениях. Необычайно богатое на ярких мастеров японское кино никогда не знало кризисов. Не столь давно в Европе оценили самобытный иранский кинематограф, в моду вошли фильмы из Южной Кореи, Гонконга и Тайваня, усиливается интерес к новому турецкому и индийскому кино, на очереди, похоже, тайские и филиппинские фильмы. Более сложное положение в китайском кино, где приходится работать под прессом коммунистической идеологии, но и там мастера кино научились обходить цензурные запреты( по примеру советских режиссеров), выдавая один за другим значительные произведения, украшающие европейские кинофестивали. Все это говорит о том, что новых звезд кинорежиссуры стоит ждать скорее из Азии или Латинской Америки, чем из стран Старого Света и США.

--В.К.--

Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2024. ПФК. All rights reserved.