История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  Петербургский "Киноостров"  

Автор знаменитых историй про Петрова и Васечкина выпускает новые книги о необыкновенных приключениях мальчишек и девчонок.

На завершившемся в Петербурге V Всероссийском детском кинофестивале "Киноостров", где Владимир Алеников был председателем жюри, он представил свои книги для детей, а также получил почетный приз "За вклад в развитие детского кинематографа". Режиссер, продюсер, сценарист, писатель рассказал "Российской газете", чем занят сегодня.

Владимир Михайлович, говорят, вы посмотрели 33 любительских конкурсных фильма во время фестиваля "Киноостров". Каковы впечатления?

Владимир Алеников: Впечатления самые хорошие. Это замечательная идея - такой необычный и нужный детям кинофестиваль. Фильмы снимали сами дети под руководством профессионалов, а также профессионалы - для детей. Жанры и темы работ разные: приключения, сказки, фильмы про школу, про войну… Объединяет их некий общий позитив, улыбка, ребята стараются внести юмор, какую-то добрую идею, и это очень приятно.

Вижу, вы до сих пор общаетесь с Дмитрием Барковым, сыгравшим у вас Васю Петрова…

Владимир Алеников: И с ним, и с Егором Дружининым (Петя Васечкин), и с Ингой Ильм (Маша Старцева), и со многими другими моими актерами. Дима - продюсер детской киноакадемии "Киноостров", так что мы встречаемся на кинофестивале в Питере. Инга вначале сделала успешную актерскую карьеру, а теперь осуществила свою детскую мечту - стала историком. Не так давно я делал музыкальное шоу в Чикаго, в нем принимал участие Егор со своей труппой (вы знаете, наверное, что он - замечательный хореограф и театральный режиссер). А в августе встретимся с Егором в Летней киноакадемии Никиты Михалкова, международном образовательном проекте, у меня там будет мастер-класс и у него, по-моему, тоже.

Удивительно, как долго живут ваши Петров и Васечкин: и фильмы постоянно крутят, и книги переиздаются.

Владимир Алеников: Да, я сам удивляюсь. На сайт www.vasechkin.ru ежедневно заходят сотни посетителей, в том числе и совсем юных, оставляют восторженные отзывы. Недавно мы отметили 30-летие фильмов. Мне даже звезду на небе подарили, она так и называется - "Приключения Петрова и Васечкина", выдали астрономический сертификат. И сегодня вы видели: дети приходят подписывать книги и говорят, что это их любимое кино.

Вы представили в Питере три книги: "Приключения Петрова и Васечкина", "Каникулы Петрова и Васечкина", "Веселые истории про Петрова и Васечкина". Новые истории написали?

Владимир Алеников: Это дополненные издания, там масса историй, которые не были экранизированы. И коротких, и длинных. Например, повесть "Марсианин", в которой Петров, Васечкин и Маша снова оказываются в летнем детском лагере. Или "Рифматизм Петрова и Васечкина". Мои герои заболели рифматизмом и стали все рифмовать, так что эта книжка вся в веселых стихах. А еще там книжка в книжке - "Пантелей, Пугало и отличница Перышкина", это мои сказочные истории, я придумывал их для анимационного кино. Некоторые из них были экранизированы ("Чучело-Мяучело", "Пантелей и Пугало", "Переменка", "Дом", "Как Василь хозяйничал"), другие еще ждут своей очереди.

В этой же серии - "Веселые истории в школе и дома" - только что вышла из печати моя новая книга "Богатырская история", скоро она должна появиться в магазинах. Там две сказочные повести. Герои "Богатырской истории" Федька и Аленка, закадычные друзья, хотят спасти свой любимый город от нашествия жестокого хана Кощака и коварной колдуньи Акюдаг. А герои повести "Приключения Тик-Так", брат и сестра Тик и Так, стараются помешать колдунье Сокивкенс (это аббревиатура - Самая Отвратительная Колдунья, Из Всех, Какие Есть На Свете) похитить все часы и остановить время на планете. Все четыре книги прекрасно оформила художник Любава Котт. К слову, "Богатырская история" легла в основу одноименного сценария, это должен быть ироничный и в то же время патриотичный детский фильм. Надеюсь, что этот проект реализуется. Убежден, что детям необходимы подобные картины. Не все же им расти на американском кино.

Ваш последний фильм - поэтическая драма "Война Принцессы". Академик Евгений Ямбург написал о нем: "Со времен "Чучела" Ролана Быкова не видел на подростковую тему ничего сильнее и лучше. Я бы вручал диск с этим фильмом каждому школьнику, получающему аттестат". Как отмечают критики, фильм яркий, талантливый, серьезный, редкий по теме (о жизни подростков и взрослых). "Российская Газета" присудила ему приз кинопрессы на кинофестивале "Амурская осень".

Владимир Алеников: Картина уже набрала с десяток наград и в России, и за рубежом. Совсем недавно на фестивале "Свет миру" в Ярославле нам вручил приз митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеймон - с замечательной формулировкой: "За огромный вклад в оздоровление морально-нравственного климата в молодежной среде, в преодоление агрессии и межнациональной розни". Тот факт, что наш фильм поддержала православная церковь, представляется мне очень важным, ведь отношение к нему далеко не однозначное. В кинозале нередко находится кто-то, кого возмущает увиденное на экране. Такой зритель не вдумывается в происходящее, он просто реагирует на внешние, раздражающие его детали. Как правило, это люди старшего поколения, советской закалки.

Беда в том, что, несмотря на награды, прессу и успешную гала-премьеру на Московском международном кинофестивале, мало кто видел нашу картину. Прокат есть, но он ограничен, фильм идет, как правило, в одном кинотеатре в большом городе. Все, как и с моим предыдущим фильмом - "Улыбка Бога, или Чисто одесская история", фактически без рекламы. Поэтому "Принцессу" мало знают, что, конечно, не может меня не печалить. Ведь эта картина на крайне актуальную тему, она активно протестует против межнациональной подростковой розни, она за толерантность. По сути, это история Ромео и Джульетты, она рассказывает о первой любви кавказского мальчика Карена и русской девочки Юльки по прозвищу Принцесса. Картина предназначена в первую очередь подросткам и молодежи ("12 плюс"). Когда я езжу по городам с этим фильмом, то каждый раз разговариваю со зрителями. Подростки, захлебываясь, начинают рассказывать про себя, кто-то - со слезами, со сжатым горлом. Я вижу отклики! И получаю много писем, ребята пишут: "Я посмотрел фильм, он изменил мои взгляды. Теперь я не буду плохо относиться к кавказцам". Поэтому я уверен в том, что если бы подобные фильмы выходили широко, то, может быть, что-то стало меняться к лучшему в той нравственной атмосфере, в которой мы живем.

Недавно опубликованы данные: только 14 процентов россиян смотрят новые фильмы в кинотеатрах, большинство впервые видит их на экране телевизора…

Владимир Алеников: "Войну Принцессы" я предлагал телеканалам, но пока ответов нет. Такое впечатление, что никому это не нужно.

Мы все время говорим о бедственном положении детского кино. Однако в последнее время появляются фильмы для детской аудитории: "Тайна Егора…", "Частное пионерское", "Страна хороших деточек", "Дар", "Тайна темной комнаты". На "Ленфильме" сейчас снимается сказка "Самый рыжий Лис"… Вы что-то хорошее для детей видели?

Владимир Алеников: Не видел. В прокате-то их нет. На те крохотные деньги, что выделяют на детские проекты, яркую красочную картину, которая будет реально конкурировать с американскими, сделать невозможно. Это все равно будет "на коленке". В любой развитой стране каждая крупная киностудия половину своей продукции адресует детям, семье. И только у нас в России не так: прокатчикам это не интересно, они считают, что на таких фильмах не заработают, поэтому и продюсеры не хотят вкладываться. Полная катастрофа. Разве что президент даст прямое указание по развитию детского кино, и дело сдвинется. В советское время на детской картине и подготовительный период был намного больше, чем на взрослой, и пленки мы получали гораздо больше, и бюджет был выше. Все понимали, что кино для детей - это самое важное, что может быть.

А у вас есть силы и желание снять фильм для детей?

Владимир Алеников: Есть. Я бы с удовольствием снял "Богатырскую историю".

Чему и где вы учите сейчас студентов?

Владимир Алеников: Кинорежиссуре, конечно. Я руковожу на Высших курсах ВГИКа мастерской жанрового кино. Зрителям не хватает мелодрам, мюзиклов, хороших детективов, триллеров. И, конечно, фильмов для детей, для всей семьи. Надеюсь, что мои студенты восполнят пустующую нишу. Недавно, перед летними каникулами, мы устроили открытый урок: они показывали свои первые работы - документальные фильмы и театральные, актерские этюды. В целом я остался очень доволен - прогресс за короткий срок налицо. Вторая мастерская у меня - на Высших курсах сценаристов и режиссеров (вместе с Владимиром Фокиным и Аллой Суриковой). Еще периодически провожу спецкурсы в киношколе "Артерия кино". Особой популярностью пользуется курс "Работа с актерами". Три года назад вышла моя книга "Свой почерк в режиссуре", это практическое пособие для начинающих режиссеров, по ней учатся студенты.

Чем сейчас занимается ваш сын Филипп Волкен?

Владимир Алеников: Филипп - мой любимый ученик, пошел по моим стопам - сценарист, режиссер. Сейчас готовится к съемкам нового фильма в Лос-Анджелесе. Это будет триллер "Вымогательство". На мой взгляд, он написал классный сценарий. Съемки должны начаться этим летом.

А какова судьба вашего последнего фильма, снятого в США, "Голливудский мусор"?

Владимир Алеников: Я был только продюсером картины. Это дебютная работа моего сына. Фильм получил с полдюжины престижных призов, в том числе приз "За лучший фильм" на Голливудском кинофестивале. Картина идет во многих странах, хорошо продается. Но в широкий прокат в Штатах не вышла. Все-таки бюджет у нее скромный, и суперзвезд нет.

"Голливудский мусор" был в конкурсе Московского международного кинофестиваля. В прошлом году этим фильмом закрывался Всероссийский фестиваль комедийных фильмов "Улыбнись, Россия!" в Туле.

Про что эта комедия? Кто герои, где происходит действие?

Владимир Алеников: Действие происходит в Беверли-Хиллз, в Голливуде. Это ироничная и человечная история двух мусорщиков, нашедших на свалке подлинную статуэтку Оскара, о том, что Голливуд делает с людьми, мечтающими стать знаменитыми.

Ваш мюзикл "Биндюжник и Король" имел такой успех, что вас пригласили на работу в Голливуд. Больше вы к этому жанру не возвращались? Есть какое-то произведение на примете?

Владимир Алеников: В этом году картине, кстати, 25 лет, и 13 июля канал "Культура" покажет ее. Там совершенно замечательный актерский состав - настоящее созвездие.

Я очень люблю жанр мюзикла, работал с ним и на театральной сцене. Когда-то поставил первый в истории американо-советский мюзикл "Дитя мира" по пьесе, которую мы написали с англичанином Дэвидом Уолкомбом. Спектакль объехал полмира, в 1985 году им открывалась Ассамблея ООН в Вашингтоне. В Лос-Анджелесе поставил мюзикл "Белый Мерседес" по пьесе, написанной мною вместе с Юрием Перовым. Музыку написал Максим Дунаевский. Что интересно, сначала я выпустил спектакль с русскими актерами, а потом, по предложению знаменитого театрального продюсера Дулитла - с американскими. И когда пришли американцы, то хореограф все наши фонограммы ускорил в полтора раза (для них они были слишком медленны!).

Мюзикл - очень дорогостоящее дело. Чтобы он получился большим, красочным, надо вкладываться как следует - в музыку, хореографию, костюмы. С проектами проблем нет, все упирается в финансирование. Был даже проект мюзикла "Петров и Васечкин. Двадцать лет спустя". Но, к сожалению, пока никто не спешит ко мне с предложением помочь с этой проблемой.

Вы пишете не только для детей, подростков. Что нового вышло, задумано?

Владимир Алеников: В прошлом году вышли три книги: психологические триллеры "Зеленая зона", "Странники терпенья", переиздана военная драма "Звезда упала". По всем написаны сценарии. Каждая моя книга - это будущий фильм, я ведь прежде всего кинематографист. Очень надеюсь, что осенью удастся начать работу над "Странниками терпенья". Это история знаменитого фотографа и его юной модели. Яркая, необычная, тот редкий случай, когда фильм может стать и фестивальным, и зрительским, коммерческим. Роман и написанный по нему сценарий погружают читателя в неведомые таинства творчества, а напряженное действие заставляет его постоянно сопереживать происходящему. Почти готова и новая книга - триллер "Очень тихий городок".

Что касается кино, то вместе с американским писателем Мэтью Криши работаем над сценарием фильма "Белая Лилия", в основу которого легла поразительная биография Героя Советского Союза, летчицы-истребителя Лилии Литвяк, героически погибшей в 21 год. Это большой, серьезный проект, в идеале сделать бы это кино к юбилею Победы.

Светлана Мазурова, "Российская газета"

Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2024. ПФК. All rights reserved.