История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  Зачем Петербургу три кинофестиваля за один месяц  

В Петербурге начинается череда кинофестивалей. Почти один за другим пройдут пройдут Фестиваль документальных, короткометражных, анимационных и экспериментальных фильмов "Послание к Человеку" (20-27 сентября), Санкт-Петербургский Международный Медиа Форум (1-10 октября) и фестиваль студенческих дебютов «Начало» (10-17 октября).

С одной стороны, это хорошо – Петербург не так чтобы сильно богат большими событиями. Да и идея объединения  маленьких фестивалей в один большой  уже не будоражит умы городской администрации. С другой стороны,  Петербург ожидает новое невиданное действо под названием Медиа Форум, и городская  культурная общественность явно не знает, чего от него ожидать.

Медиафорум  пришел на смену  Санкт-Петербургскому кинофоруму, который с серьезными изменениями по ходу своей жизни просуществовал в нашем городе три года. Таким образом,  кадровая и концептуальная чехарда с самым дорогим и масштабным петербургским киномероприятием, идущая уже четвертый год, продолжается.  В этом году вместо петербурженки Марии Авербах его делает москвичка Екатерина Мцитуридзе, телеведущая и глава Роскино. В очередной раз поменялась и идея мероприятия – теперь это не кинофестиваль, а медиафорум, на котором будут представлены сразу три  направления – интернет-стартапы,  телеконтент и кино.  Основой медиафорума должен стать  рынок – копродукции, сериалов и интернет-проектов.

Кино на медиафоруме показывать будут, но без конкурса. Картины  объединят в несколько авторских кинопрограмм, которые  организуют ведущие кинокритики Москвы и Петербурга.

Основной площадкой форума станет здание Биржи на Стрелке Васильевского острова – место неосвоенное, но явно перспективное. Таким образом, организаторам медиафорума удалось заручится поддержкой  одного из главных петербургских опиньенмейкеров – Михаила Пиотровского, в чьем ведении находится здание Биржи. Другой уважаемый петербуржец – Александр Сокуров – будет вести в рамках медиафорума киношколу. 

Продемонстрировав таким образом знаки внимания петербургской культурной элите, Мцитуридзе  одновременно планирует привести на медиафорум  важных  людей с Запада. Телевизионщиков, представителей ведущих фестивалей и стартаперов. Этот размах медиафорума в сочетании  с несомненным благоволением Смольного произвел на местную культурную общественность смешанное впечатление – она заинтригована непривычным  форматом медиафорума и напугана размахом грядущего мероприятия.  Что из всего этого получится – станет ясно в начале октября. 

Старейший петербургский фестиваль «Послание к Человеку», где второй год должность арт-директора выполняет известный московский фестивальный деятель  Алексей Медведев, старается не сдавать позиции. Если в пошлом году международное жюри возглавила голливудский «тяжеловес» режиссер Мира Наир, то в этом председателем жюри станет  мультипликатор Билл Плимптон, многократный номинант  на «Оскар» и обладатель Золотой Каннской ветви. Никакой петербургский киносмотр, кроме кинофорума времен Валентины Матвиенко, не мог привести гостей такого уровня. 

При этом положение у «Послания» двойственное: теперь, когда угроза объединения «Послания»  с другими фестивалями миновала (были в Смольном после прихода туда Полтавченко такие идеи), у команды Алексея Учителя есть претензия подняться на более высокий уровень и подтвердить свой статус самого качественного киносмотра города. С этим связана экспансия в Москву, где уже второй год будет проходить часть показов фестиваля. С другой – фестивалю, как и другим городским киномероприятиям, по-прежнему  не хватает денег и профессионалов.

Такая активизация фестивальной жизни города заставила собраться и фестиваль «Начало». Ему в этом году исполняется 13 лет – возраст по петербургским меркам солидный, при этом особых достижений фестиваль в последние годы не показывал. Исключением можно назвать  несколько достойных мастер-классов, в том числе с живым польским классиком Кшиштофом Занусси. При этом у формата «Начала» есть  потенциал за счет мобильности  его участников. Студенты и кинематографисты-дебютанты охотно едут в Петербург. А различные кинофонды у них на родине очень часто оплачивают им дорогу. Это позволяет «Началу», несмотря на скудный бюджет,  обеспечивать участникам живое общение и заниматься поиском будущих звезд.  
Очевидно, что конкуренция в петербургской фестивальной среде с появлением одного большого фестиваля, пусть даже под непривычным названием медиафорум, повышается, и борьба за симпатии начальства (а это подразумевает и  бюджетное финансирование) будет только расти. Алексей Дунаевский  (председатель отборочной комиссии «Начала»), у которого за плечами богатый, хотя и не совсем положительный опыт организации  кинофорума, прекрасно это понимает.

Эта конкуренция проявляется уже во времени проведения фестивалей. В этом году у организаторов «Начала»  было явное желание максимально разойтись по срокам с «Посланием». Это удалось, но «Начало» в итоге догнал медиафорум, который изначально планировался с 1 по 5 октября, а теперь официально закончится 10-го. То есть закрытие такого масштабного мероприятия совпадет с открытием  «Начала», что для гордого, но маленького фестиваля дебютов не слишком благоприятно. 
Другой важный аспект – деньги. Не бюджетные, а спонсорские. Во всем мире успех кинофестивалей почти напрямую зависит от умения организаторов находить спонсоров и партнеров. Тут в теории несомненно превосходство Екатерины Мцитуридзе над  нашими фестивальщиками. И хотя генерального спонсора медиафоруму должен был найти Смольный, организационный опыт и профессиональные связи Мцитуридзе тоже оказались  кстати. Бюджет медиафорума в фестивальных кругах оценивают в размере 200 миллионов рублей (при этом сумма , вложенная городом, составляет, по официальным данным, менее 50 миллионов). 

Финансово-спонсорские успехи «Послания к Человеку»  несколько скромней. Впрочем, медиафорум и «Послание»  существуют в разных   фестивальных форматах и прямая конкуренция между ними вряд ли возможна. Хотя можно отметить  несомненные дипломатические способности Алексея Учителя:  не сумев возглавить главный питерский киносмотр, вполне вероятно, именно он был одним из лоббистов кандидатуры Екатерины Мцитуридзе на эту позицию. Мцитуридзе его давний партнер – она занималась продвижением  его фильма  «Край» и была сопродюсером недавно вышедшей  «Восьмерки». 

Очевидно, что если  медиафорум  в этом году  оправдает ожидания своих организаторов и городского начальства, то  потребность администрации Петербурга в большом киномероприятии будет  удовлетворена, и идеи  слияния всех фестивалей в один большой не возникнет.  С другой стороны, под угрозой могут оказаться другие питерские фестивали – например, то же «Начало».  Вдруг питерская администрация решит, что маленькому фестивалю дебютных фильмов самое место под крылом большого медиафорума? 

 

***

 

Прокомментировать изменения на городском фестивальном поле мы попросили Алексея Дунаевского, председателя отборочной комиссии фестиваля "Начало".

  – С фестивальным движением Петербурга каждый год происходят какие-то изменения. А фестиваль «Начало» как будто стоит в стороне от этого.

– На самом деле это не так. Уже второй год у нас проходит конкурс полнометражного игрового дебютного кино. К тому же, в этом году мы вывели из основного конкурса фильмы, заваленные наградами, и объединили их в конкурс «Топ -5». Чтобы эти призы не мешали жюри концентрировать внимание на других картинах. Кроме того, у нас в этом году появились  другие полнометражные секции. В частности, программа, которая для меня представляется особо важной, – «Новые территории». Она представит вниманию зрителей фильмы из совершенно неожиданных стран. Но это не наивное провинциальное кино про сельское хозяйство, а полноценные профессиональные фильмы. Например, у нас там будет фильм из Сомали, снятый на очень высоком уровне. 
Конкурс тоже будет очень интересным. Десять полнометражных дебютов, один другого лучше.

В секции специальных показов мы представим фильм «Пало-Альто» Джии Копполы, внучки великого мастера, включенный в программу Каннского МКФ в прошлом году. У нас состоится российская премьера этого фильма. Кроме того, мы ждем визита на «Начало» нескольких по-настоящему топовых персонажей, в том числе и в жюри.

Короче говоря, в этом году мы решили перейти из режима застенчивости в режим экспансии. И сразу, без раскачки. Наши намерения базируются на уверенности, что мы сможем впечатлить не узкий круг студентов специализированных вузов, а максимально широкую аудиторию.

– Вы на что-то ориентируетесь, пытаясь совершить перезагрузку «Начала»?

– Очень важным ориентиром для  нас  является  секция «Таланты Берлинале»  – внутренняя структура Берлинского МКФ, в ходе которой  студенты смотрят кино, общаются с мастерами и даже  сами  снимают небольшие фильмы. Еще один ориентир – «Кустендорф» Эмира Кустурицы. У нас тоже будут творческие мастерские, выезды участников фестиваля на действующие киностудии Санкт-Петербурга, знакомство с большими мастерами и первые профессиональные контакты. Кроме того, будет дискуссионный клуб. На показы в рамках этого клуба мы пригласим  лучших преподавателей Университета кино и телевидения. Я уже знаю, кого. Этот формат был опробован в прошлом году на кинофоруме и показал себя с лучшей стороны. 

С точки зрения формирования программы, мы должны в первую очередь думать о наших зрителях. Если бы на «Начале» я был так же свободен, как и отборщик МКФ в Хельсинки, то я мог бы отобрать  картины чисто формотворческие, экспериментальные. Но если мы будем показывать сплошь и рядом картины, которые не вызывают у нашего зрителя энтузиазма, интерес к фестивалю упадет.  Поэтому в этом году мы постараемся сделать так, чтобы к нам пришло как можно больше самых разных зрителей, –  в частности,  постараемся вовлечь не только творческие вузы города, но и все остальные. 

– На все эти нововведения – на новые программы и на гостей – нужны дополнительные деньги. Вам удалось уговорить Комитет по культуре увеличить бюджет?

– Я вам на этот вопрос  хитро попытаюсь ответить. Мне как председателю отборочной комиссии  на  программу фильмов денег хватило. Мы почти на 95% реализовали наши  идеи. Вопрос в том, хватило ли денег директору фестиваля Дарье Никитиной – на доставку фильмов, на организацию приезда и проживания гостей и участников, на рекламу. У нее, конечно, ситуация очень сложная. То есть бюджет увеличился, но не на столько, чтобы мы расслабились. При этом мы очень благодарны Комитету по культуре – они дают нам столько денег, сколько могут.  

– Идеальный бюджет для вашего кинофестиваля – это сколько?

– Приблизительно 10 миллионов рублей. 

– Этого хватит на красную дорожку и звезд? Или студенческому фестивалю они не нужны?

– Красная дорожка – это формат нескольких фестивалей класса А. На которых,  кроме всего прочего, есть большой  кинорынок. Потому что на самом деле  звезды приезжают не на фестиваль, а на кинорынок. В то же время, никакой красной дорожки нет и в помине на таких прекрасных фестивалях, как в Гетеборге, Мюнхене или в Хельсинки.  Там зрители жаждут не столько звезд, сколько  фильмов. Я бы очень хотел, чтобы у нас все это поняли. Если и может быть в России красная дорожка, то только в Москве. Вот там действительно хватит звезд, чтобы порадовать толпу зевак. А в том же Хельсинки на фестивале происходит примерно так: привозят фильм, например, из Уганды. И все студенты выстраиваются  в очередь в кассу. Они не знают, про что этот фильм, но полностью доверяют выбору фестиваля.

У нас же студент куда более осторожен. Прежде всего потому,  что его слишком долго кормили фестивальной чепухой. Большинство городских  фестивалей и киномероприятий вроде недель национального кино, как сговорившись, вызывают у зрителя, особенно у молодого, разочарование и, как следствие, настороженность. И уж если запускается неделя фильмов какой-нибудь новой страны, значит, беги от этого подальше. Есть,  конечно, исключения, но и там необходимо поднять планку. В целом ситуация плачевная. А зритель ведь как устроен: скажем, обжегся  на фильмах Недели  кино Аргентины – больше вообще никуда не пойдет.

– В Комитете по культуре, который является главным источником финансирования большинства городских событий,  про киномероприятия говорят такую фразу: пусть расцветают сто цветов. То есть мы никому отказывать не будем.

– Комитет понять можно. На то он и Комитет по культуре, чтобы поддерживать культурные мероприятия. С другой стороны, мне как человеку радикальному хотелось бы, чтобы Комитет по культуре лишил финансирования процентов восемьдесят этих киноначинаний. Они убивают на корню всю фестивальную идею. Авторитетные петербургские фестивали от этого только выиграют. И в финансовом отношении, и в плане репутации.  На самом деле  проблема некачественных киномероприятий   связана  у нас с  отсутствием Санкт-Петербургского  международного кинофестиваля. Который,  как акула, поставит под вопрос существование этих мелких рыбешек. 

– То есть грядущий медиаформ, на ваш взгляд, не  может исправить ситуацию? Как вы, кстати,  относитесь к этому формату?

– В принципе, формат, который сейчас создается, это нормальная схема, которая укладывается в модель, которую предложил Петербургский экономический форум. Это важные смотрины, куда приезжают  главные лица нашей киноиндустрии, где  есть красная дорожка и другие элементы представительского уровня. Это может привлечь к городу кинобизнес, в том числе и мировой. Вопрос только в том, нужна ли здесь такая большая программа кинопоказов. На мой взгляд, здесь главной является бизнес-составляющая. Зритель вполне может посмотреть все это дома, по телевизору. 

– Может, так реализуется тема фестиваля как праздника для петербуржцев, которая близка городской администрации?

– Давайте дождемся медиафорума и посмотрим, как это реализуется. Сейчас же мне кажется, что этот формат немного выпадает из общей фестивальной традиции. В которой сначала возникал фестиваль, а потом к нему пристраивалась бизнес-составляющая в виде кинорынка. Но не наоборот. 

Елена Некрасова, "Город812"

Фотоальбом
Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2024. ПФК. All rights reserved.