История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  Фильм, который постарались не заметить  

Александр Зельдович - нетипичный режиссер. Каждый его новый фильм - прежде всего личное высказывание о проблемах нашего общества. Лишь дебют - экранизация бабелевского "Заката" (по мотивам прозы любимого автора) был данью воспитанию и, быть может, родительским пристрастиям. Но уже там определился стиль режиссера - строго изысканная картинка при углубленно-психологической разработке характеров. С "Москвы" определился и круг единомышленников - сценарист Владимир Сорокин, кинооператор Александр Ильховский, композитор Леонид Десятников. "Закат" вышел в 1990 году, "Москва" - в 2000г., "Мишень" - в 2011г.

Снимая раз в десять лет( были, правда, две короткометражки), Зельдович стремится высказаться по широкому кругу вопросов, что не всегда идет на пользу конкретному фильму, но дает полное представление об умонастроении художника. "Москва" - это прежде всего реквием по советской интеллигенции ( грандиозный образ: самоубийство героя В.Гвоздицкого, съезжающего на чемодане, полном любимых книг, с гигатского трамплина) и портрет новых хозяев жизни, с их новой "моралью"( не менее яркий образ - забивание героем А.Балуева своего конкурента банками и склянками со жратвой). Литературные отсылки конструкции "Мишени" к "Анне Карениной", что признает и сам Зельдович, малопродуктивны.  Гораздо интереснее отсылки кинематографические.
Герои "Мишени" направляются к месту, где им гарантируют вечную молодость, но пребывание там лишь выделяют и усиливают их до поры подавляемые личные качества - жестокость, чувственность, сентиментальность и т.д. В сущности, это продолжение конструкции "Сталкера" - если бы его герои вошли в заветную комнату в Зоне. Для героя М.Суханова, министра в правительстве 2020 года, это заканчивается особенно плачевно: проникшись вдруг сочувствием к бездомным, он приглашает их в свой шикарный особняк, где и получает от одного из них удар железякой по голове. Явная отсылка  к бунюэлевской "Виридиане". Но и это - не главный контекст.
Не так давно В.Сорокин выпустил книгу "День опричника", в которой( как,отчасти и в недавней "Метели") изобразил победу в недалеком будущем, условно говоря, "патриотической" партии, в результате которой новая опричнина репрессирует остатки российского олигархата. Если бы Зельдович взялся экранизировать этот сюжет, то либеральная пресса носила бы его на руках. Но он попробовал исследовать другой вариант - победу, условно говоря, "либеральной" партии, в результате которой Москва оказалась лишь перепутьем на трассе Европа-Китай. Перспектива оказалась не менее отвратительная. Кстати говоря, оба варианта будущего имеют реальную основу: о неизбежности новой опричнины говорят сегодня серьезные историки, а идею единой Европы от Лиссабона до Владивостока только что повторил г-н М.Прохоров. Более того, в одном из своих немногочисленных интервью, Зельдович прямо заявил: "Я снимаю русскую картину - и по тематике, и по аллюзиям.Мой фильм о России.
Я делаю русское кино. Все." Этим, судя по всему, и объясняется крайне холодное отношение к незаурядному фильму как со стороны критики( немногочисленные и весьма невнятные отклики), так и прокатчиков( по одной копии в двух столицах). Хотя, казалось бы, картина как никакая другая появилась вовремя - к новому избирательному циклу. Тут бы и обсудить, куда двигаться нашему обществу дальше. Похоже, подобная судьба ждет и новую работу Андрея Смирнова "Жила-была одна баба".
В "Мишени", к сожалению, таких ярких образов, как в "Москве" нет. За исключением великолепного финального кадра (снятого, справедливости ради, при помощи петербургского мастера Сергея Астахова) - долгого проезда над "мишенью" в неведомые дали - как кинематографический аналог гоголевского вопроса: "Русь, куда несешься ты?"
- В.К. -

Комментарии


Оставить комментарий:


Символом * отмечены поля, обязательные для заполнения.
Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2017. ПФК. All rights reserved.