История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  Совсем не Гарри Поттер  

На «Ленфильме» снимается кино про юного волшебника Васю.

Петербургский режиссер, кинодокументалист Сергей Карандашов снимает игровой фильм под рабочим названием «Моя бабушка – ведьма» по мотивам одноименной повести Александра Курляндского.

Российская газета: Руководитель проекта – режиссер Алексей Юрьевич Герман. Вы не самостоятельны? Почему, какова предыстория – расскажите.

Сергей Карандашов: Из городского бюджета выделены деньги на несколько культурных проектов, художественным руководителем которых стал Герман. Это, в частности, детское кино и фильм про петербургских поэтов. История «Моей бабушки…» давняя. Еще в 60-е годы Курляндский с Германом начали писать сценарий, собирались снимать кино, но что-то не сложилось. Курляндский – один из авторов наших любимых мультфильмов «Ну, погоди!», он придумал попугая Кешу, а в 2002 году выпустил автобиографическую повесть «Моя бабушка – ведьма» на основе того самого сценария. Года три назад я увидел этот сценарий в студии Германа «Север», прочитал, и он мне понравился. Когда появилась возможность снимать фильм, я с удовольствием взялся. Вместе со сценаристом Маргаритой Смирновой мы переписали историю, сделали ее более современной, действие у нас происходит на рубеже веков.

РГ: Следовательно, мэтр, как «родитель» проекта, будет вмешиваться в процесс?

Карандашов: Я учился у Алексея Юрьевича, уважаю его, считаю выдающимся режиссером и буду только рад его советам. Он и его супруга Светлана Игоревна Кармалита – своеобразный худсовет. Хотя доброе слово от Германа услышишь не часто, его надо заслужить. Я приехал в Ленинград из Челябинска в конце 80-х, здесь была студия «ПиЭФ» (первого и экспериментального фильма). Там был худсовет, как в любом кинообъединении на «Ленфильме», в него входили Александр Сокуров, Алексей Герман, Виктор Аристов, Юрий Мамин, Сергей Овчаров. Я не удивился, когда в 1995 году на кинофестивале в Страсбурге (туда пригласили Германа, и он взял нас, своих учеников) сотрудник американской киноакадемии сказал, что за последние 3-4 года они закупили более десятка российских фильмов, и почти все они были сделаны на студии «ПиЭФ». А вся студия помещалась в одной комнате! Тогда были сняты замечательные картины «Улыбка» Сергея Попова, «Жертва для императора» Розы Орынбасаровой, «Панцирь» Игоря Алимпиева. Мастера давали советы молодым режиссерам, поддерживали их, направляли.

РГ: Почему не пригласили звезд сняться в «Моей бабушке…»? Маму и папу главного героя играют Мария Семенова и Александр Плаксин, которых массовый зритель не знает.

Карандашов: Кто спорит, медийные актеры – хорошая реклама для кино. Но в этой истории, как мне представляется, и не должно быть таких актеров. Намнужны живые лица (так я для себя их называю), а не «заигранные», у которых уже шлейф ролей и статуса. Плюс их сумасшедшая занятость в театре и других фильмах, высокие гонорары. Это дополнительные проблемы. Если уж снимать звезд, то надо их как-то неожиданно «развернуть» (как Герман – Никулина, Миронова).

Надеюсь, у нас будет сниматься Галина Тюнина, замечательная актриса театра Петра Фоменко. Заняты мало известные, но прекрасные петербургские актрисы Светлана Обидина и Мария Семенова, я видел их недавно в спектакле «Три сестры» Льва Эренбурга («НеБДТ»). Жаль, что их так мало снимают в кино…

РГ: В роли бабушки великолепная актриса Анна Овсянникова, сибирячка (работает в Братске, в театре кукол «Тирлямы»). Вы приметили ее в фильмах Лидии Бобровой «В той стране» и «Бабуся»?

Карандашов: Нет, еще раньше – в фильме «Хрусталев, машину!» У нее там была маленькая роль.  Нашел Овсянникову ленинградский режиссер Виктор Аристов, увидев на видео запись актерского капустника, где она играла Отелло, и без проб пригласил в свою картину «Трудно первые сто лет». Талант, самородок, у нее даже нет актерского образования. Анна Георгиевна сыграла одну из ролей и в фильме Германа «Трудно быть богом». В провинциальных театрах работает столько замечательных артистов, которые не снимаются в кино и поэтому их не знает никто, кроме местных театралов. Когда мы были стажерами, то ездили на Урал, Кавказ, в Сибирь, Прибалтику, смотрели актеров в театрах, привозили массу фотографий, видео.

РГ: Считается, что труднее всего снимать детей и животных. У вас в фильме это главные герои.

Карандашов: Да уж, кто только у нас не снимался! Коза, петух, бакланы, журавль, кролики, крысы, ежики, тараканы, большой паук. Не говорю о рыбках. Короче, всякой твари по паре. Папа героя, по сценарию биолог, пишет диссертацию, подрабатывает в зоопарке. Ему приносят разных животных, птичек, больных, раненых, он их выхаживает, лечит – такой доктор Айболит. Дом наполнен живностью. Мама тоже биолог, изучает подводный мир и постоянно находится в экспедициях. Кстати, настоящая мама нашего маленького актера Васи Иванова – биолог, работает в Ленинградском зоопарке, заведует отделом птиц. Она давала нам советы. И мы случайно услышали, что у нее два сына примерно такого возраста, который нам нужен. Мы столько мальчишек пересмотрели! На Урале, в Москве и Петербурге, в Прибалтике, на юге… В итоге, как говорится, рукавица оказалась за поясом, снимается Вася. Между прочим, со своим ручным вороном Карлушей. А паука он после съемок в павильонезабрал к себе.

РГ: Вашего Васю уже называют «русским Гарри Поттером».

Карандашов: Мы так не считаем. Вероятно, журналистам, людям творческим, нужно привлечь внимание к своему материалу. Может быть, это приходит им в голову, когда они читают синопсис фильма: мальчик-волшебник борется со злом, значит, наш Гарри Поттер. Но у нас принципиально другая история. Кстати, Курляндский написал ее за много лет до появления Гарри Поттера. В голливудском фильме все построено так, что есть некое отдельное от обычного мира пространство, где все чудеса и происходят. А в нашем - неведомое, чудесное, странное, на самом деле, существует в обыкновенной жизни, просто не все это замечают.

РГ: По жанру это детская сказка? Или семейное кино?

Карандашов: Я бы назвал наш фильм мистической драмой. Мне кажется, что он не только для детей. Вообще, что такое детское кино? Ребенок – тот же самый человек, только он меньше ростом, младше по возрасту, меньше знает, чем взрослые. Когда Чехова попросили написать рассказы для детского сборника, то возник вопрос: «Белолобый», «Каштанка», «Ванька» - это для детей? Многие фильмы для детей, где взрослые ходят перед ними на цыпочках, бывают фальшивыми. Хорошие детские фильмы и взрослые с удовольствием смотрят: «Приключения Буратино», «Сказку странствий», «Приключения желтого чемоданчика», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», сказки Роу. Сказка фильтрует и доносит до нас очень серьезные, важные, истинные ценности, которые прошли через века и передаются как гены.

РГ: Где будут проходить съемки?

Карандашов: В декабре работали в павильоне «Ленфильма», где построили квартиру наших героев. В апреле планировали отправиться снимать в Ростов, Таганрог - там уже выбрали натуру. Но из-за недостаточного финансирования (вечная беда нашего бюджетного кино)  вынуждены были переориентироваться на Петербург и  Ленобласть. Надеемся начать съемки уже в конце августа.

РГ: Вот вы с энтузиазмом работаете, а ведь проката у наших фильмов практически нет.

Карандашов: Что я тут могу поделать? Мне интересно снять эту историю, а уж какая у нее будет судьба… Моего «Странника» тоже мало кто видел, только на кинофестивалях. Слава богу, что они есть. В Магнитогорске, помню, ко мне подошла женщина после обсуждения фильма и спросила: «Вот ваш странник смог уйти из мира. А мне-то куда деваться? У меня муж, двое детей». Мне даже неловко стало, словно я духовник и могу посоветовать, что ей делать.

Фото: Мария Кукатова

Из первых уст

Светлана Мазурова

Санкт-Петербург

 

 

 

 

 

«Российская газета», 18.08.2011

Фотоальбом

Комментарии


Оставить комментарий:


Символом * отмечены поля, обязательные для заполнения.
Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2024. ПФК. All rights reserved.