На «Ленфильме» снимается кино про юного волшебника Васю.
Петербургский режиссер, кинодокументалист Сергей Карандашов снимает игровой фильм под рабочим названием «Моя бабушка – ведьма» по мотивам одноименной повести Александра Курляндского.
Российская газета: Руководитель проекта – режиссер Алексей Юрьевич Герман. Вы не самостоятельны? Почему, какова предыстория – расскажите.
Сергей Карандашов: Из городского бюджета выделены деньги на несколько культурных проектов, художественным руководителем которых стал Герман. Это, в частности, детское кино и фильм про петербургских поэтов. История «Моей бабушки…» давняя. Еще в 60-е годы Курляндский с Германом начали писать сценарий, собирались снимать кино, но что-то не сложилось. Курляндский – один из авторов наших любимых мультфильмов «Ну, погоди!», он придумал попугая Кешу, а в 2002 году выпустил автобиографическую повесть «Моя бабушка – ведьма» на основе того самого сценария. Года три назад я увидел этот сценарий в студии Германа «Север», прочитал, и он мне понравился. Когда появилась возможность снимать фильм, я с удовольствием взялся. Вместе со сценаристом Маргаритой Смирновой мы переписали историю, сделали ее более современной, действие у нас происходит на рубеже веков.
РГ: Следовательно, мэтр, как «родитель» проекта, будет вмешиваться в процесс?
Карандашов: Я учился у Алексея Юрьевича, уважаю его, считаю выдающимся режиссером и буду только рад его советам. Он и его супруга Светлана Игоревна Кармалита – своеобразный худсовет. Хотя доброе слово от Германа услышишь не часто, его надо заслужить. Я приехал в Ленинград из Челябинска в конце 80-х, здесь была студия «ПиЭФ» (первого и экспериментального фильма). Там был худсовет, как в любом кинообъединении на «Ленфильме», в него входили Александр Сокуров, Алексей Герман, Виктор Аристов, Юрий Мамин, Сергей Овчаров. Я не удивился, когда в 1995 году на кинофестивале в Страсбурге (туда пригласили Германа, и он взял нас, своих учеников) сотрудник американской киноакадемии сказал, что за последние 3-4 года они закупили более десятка российских фильмов, и почти все они были сделаны на студии «ПиЭФ». А вся студия помещалась в одной комнате! Тогда были сняты замечательные картины «Улыбка» Сергея Попова, «Жертва для императора» Розы Орынбасаровой, «Панцирь» Игоря Алимпиева. Мастера давали советы молодым режиссерам, поддерживали их, направляли.
РГ: Почему не пригласили звезд сняться в «Моей бабушке…»? Маму и папу главного героя играют Мария Семенова и Александр Плаксин, которых массовый зритель не знает.
Карандашов: Кто спорит, медийные актеры – хорошая реклама для кино. Но в этой истории, как мне представляется, и не должно быть таких актеров. Намнужны живые лица (так я для себя их называю), а не «заигранные», у которых уже шлейф ролей и статуса. Плюс их сумасшедшая занятость в театре и других фильмах, высокие гонорары. Это дополнительные проблемы. Если уж снимать звезд, то надо их как-то неожиданно «развернуть» (как Герман – Никулина, Миронова).
Надеюсь, у нас будет сниматься Галина Тюнина, замечательная актриса театра Петра Фоменко. Заняты мало известные, но прекрасные петербургские актрисы Светлана Обидина и Мария Семенова, я видел их недавно в спектакле «Три сестры» Льва Эренбурга («НеБДТ»). Жаль, что их так мало снимают в кино…
РГ: В роли бабушки великолепная актриса Анна Овсянникова, сибирячка (работает в Братске, в театре кукол «Тирлямы»). Вы приметили ее в фильмах Лидии Бобровой «В той стране» и «Бабуся»?
Карандашов: Нет, еще раньше – в фильме «Хрусталев, машину!» У нее там была маленькая роль. Нашел Овсянникову ленинградский режиссер Виктор Аристов, увидев на видео запись актерского капустника, где она играла Отелло, и без проб пригласил в свою картину «Трудно первые сто лет». Талант, самородок, у нее даже нет актерского образования. Анна Георгиевна сыграла одну из ролей и в фильме Германа «Трудно быть богом». В провинциальных театрах работает столько замечательных артистов, которые не снимаются в кино и поэтому их не знает никто, кроме местных театралов. Когда мы были стажерами, то ездили на Урал, Кавказ, в Сибирь, Прибалтику, смотрели актеров в театрах, привозили массу фотографий, видео.
РГ: Считается, что труднее всего снимать детей и животных. У вас в фильме это главные герои.
Карандашов: Да уж, кто только у нас не снимался! Коза, петух, бакланы, журавль, кролики, крысы, ежики, тараканы, большой паук. Не говорю о рыбках. Короче, всякой твари по паре. Папа героя, по сценарию биолог, пишет диссертацию, подрабатывает в зоопарке. Ему приносят разных животных, птичек, больных, раненых, он их выхаживает, лечит – такой доктор Айболит. Дом наполнен живностью. Мама тоже биолог, изучает подводный мир и постоянно находится в экспедициях. Кстати, настоящая мама нашего маленького актера Васи Иванова – биолог, работает в Ленинградском зоопарке, заведует отделом птиц. Она давала нам советы. И мы случайно услышали, что у нее два сына примерно такого возраста, который нам нужен. Мы столько мальчишек пересмотрели! На Урале, в Москве и Петербурге, в Прибалтике, на юге… В итоге, как говорится, рукавица оказалась за поясом, снимается Вася. Между прочим, со своим ручным вороном Карлушей. А паука он после съемок в павильонезабрал к себе.
РГ: Вашего Васю уже называют «русским Гарри Поттером».
Карандашов: Мы так не считаем. Вероятно, журналистам, людям творческим, нужно привлечь внимание к своему материалу. Может быть, это приходит им в голову, когда они читают синопсис фильма: мальчик-волшебник борется со злом, значит, наш Гарри Поттер. Но у нас принципиально другая история. Кстати, Курляндский написал ее за много лет до появления Гарри Поттера. В голливудском фильме все построено так, что есть некое отдельное от обычного мира пространство, где все чудеса и происходят. А в нашем - неведомое, чудесное, странное, на самом деле, существует в обыкновенной жизни, просто не все это замечают.
РГ: По жанру это детская сказка? Или семейное кино?
Карандашов: Я бы назвал наш фильм мистической драмой. Мне кажется, что он не только для детей. Вообще, что такое детское кино? Ребенок – тот же самый человек, только он меньше ростом, младше по возрасту, меньше знает, чем взрослые. Когда Чехова попросили написать рассказы для детского сборника, то возник вопрос: «Белолобый», «Каштанка», «Ванька» - это для детей? Многие фильмы для детей, где взрослые ходят перед ними на цыпочках, бывают фальшивыми. Хорошие детские фильмы и взрослые с удовольствием смотрят: «Приключения Буратино», «Сказку странствий», «Приключения желтого чемоданчика», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», сказки Роу. Сказка фильтрует и доносит до нас очень серьезные, важные, истинные ценности, которые прошли через века и передаются как гены.
РГ: Где будут проходить съемки?
Карандашов: В декабре работали в павильоне «Ленфильма», где построили квартиру наших героев. В апреле планировали отправиться снимать в Ростов, Таганрог - там уже выбрали натуру. Но из-за недостаточного финансирования (вечная беда нашего бюджетного кино) вынуждены были переориентироваться на Петербург и Ленобласть. Надеемся начать съемки уже в конце августа.
РГ: Вот вы с энтузиазмом работаете, а ведь проката у наших фильмов практически нет.
Карандашов: Что я тут могу поделать? Мне интересно снять эту историю, а уж какая у нее будет судьба… Моего «Странника» тоже мало кто видел, только на кинофестивалях. Слава богу, что они есть. В Магнитогорске, помню, ко мне подошла женщина после обсуждения фильма и спросила: «Вот ваш странник смог уйти из мира. А мне-то куда деваться? У меня муж, двое детей». Мне даже неловко стало, словно я духовник и могу посоветовать, что ей делать.