История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  Про кино и эрзац  

Буквально одна за другой в СПб прошли три премьеры фильмов, оконченных производством в прошлом году, но добравшихся до наших экранов только сейчас. Это "Поклонница" Виталия Мельникова, "Борис Годунов" Владимира Мирзоева и "Шапито-шоу" Сергея Лобана. Правда, была и еще одна - долгожданная премьера "Фауста" в Большом зале Филармонии, но по традиции мы не рассматриваем показы в нестационарных кинозалах (неудачный показ в Филармонии лишний раз подтвердил правильность этой позиции, как и показ "Годунова" в одном из ДК в декабре).

Многострадальный фильм Мельникова, начатый пару лет назад на "Ленфильме", останавливался несколько раз из-за нехватки средств - а в результате был закончен при помощи студии RWS, чей логотип впервые, кажется, открывает фильм одного из последних ленфильмовских могикан. Бедность постановки видна, что называется, невооруженным взглядом, можно было бы предьявить и другие претензии. Но все это отходит на задний план, когда в кадре находятся главные герои - Чехов и Авилова - в исполнении молодых актеров Кирилла Пирогова и Светланы Ивановой( еще одно актерское открытие Мельникова). Пусть они и слишком молоды для своих героев, но в искренность их чувств невозможно не поверить - и одно это искупает все недостатки фильма. Собственно ради этого он и снимался. Помнится, замечательный и интеллиген- тнейший Николай Гринько в фильме Сергея Юткевича "Сюжет для небольшого рассказа" ну никак не сочетался с роскошно-равнодушной Мариной Влади в роли Лики Мизиновой - никакого чувства там не просматривалось вообще. Так что любящий Чехов на экране - вполне своевременный ответ нынешним многочисленным любителям копаться в грязном белье знаменитостей. Вопрос только в том - увидят ли фильм зрители? Это еще хорошо, что Мельников фильм закончил - а, скажем, Марлен Хуциев уже который год не может найти денег на окончание фильма о Толстом, даже несмотря на недавний юбилей...

Русская классика, похоже, вновь находится под подозрением. В "Борисе Годунове" нет ни копейки государственных денег. Государство, как известно, широким жес- том бросает монеты на развлечение достопочтенной публики. А Владимир Мирзоев, мало того, что взялся за экранизацию самой раздражающей любые власти пьесы Пушкина, так еще и перенес ее действие в наши дни. Хотя, скорее, в ближайшее будущее - вслед за "Днем опричника" В.Сорокина: когда царь и бояре будут ходить в современных одеждах на фоне обезумевшей от денег Москвы. Удивительно, как актуально звучит текст Пушкина в современных реалиях! Как неизменна русская жизнь на протяжении столетий! К примеру: " А знаешь ли, чем сильны мы, Басманов? Не войском, нет, не польскую помогой, - а мнением. Да, мнением народным." Что может быть актуальнее этих строк классика именно сегодня, в период неожиданных для многих народных волнений? Хитроумно Мирзоев представляет здесь народ - "рабочая семья" и "семья интеллигентов", следящие за событиями по телевизору. В рабочей семье при известии о восшествии на престол Лжедмитрия - привычно провозглашают: "Да здравствует царь Дмитрий Иоаннович!" В интеллигентной - просто выключают "ящик" : "народ безмолвствует" (что и соответсвует двум редакциям пьесы). В 90-е годы, когда Мирзоев уже замышлял постановку, перестраховщики с деньгами боялись самого названия пьесы при живом царе Борисе. В свое время замечательный фильм Элема Климова "Агония" был положен на полку с примечательным обоснованием: "Ввиду непредсказуемости зрительских аллюзий". Похоже, традиция жива. Об этом говорит и трудная прокатная судьба фильма: он сам - благодаря тому самому "народному мнению-" пробивает себе дорогу к зрителю. При этом необходимо отметить и явно возросшее мастерство Мирзоева как кинорежиссера (здесь он уже свободнее оперирует чисто кинематографическими приемами выразительности) и Максима Суханова как киноактера (до сих пор он не мог вполне преодолеть своего театрального естества), а эта роль - лучшая пока в его кинокарьере.В связи с этим еще раз приходится удивляться странным решениям жюри фестиваля в Выборге, "не заметившего" неудобный фильм.

Наконец, под звон сонма хвалебных статей на экраны выкатился безмерный (безразмерный?)фильм "Шапито-шоу", восторги по которому не стихали с момента показа и награждения на МКФ в Москве. Дождались, посмотрели - и в пору прослезиться... О чем, соб- ственно шумели восторженные витии? Говорили, что это комедия, причем смешная - возможно, это преувеличение можно отнести к специфичности московского восприятия юмора. Утверждали, что" смотрится на одном дыхании". Может быть, господа забыли выдохнуть после 3,5-часового просмотра? Хвалили за свежесть мысли и оригинальность драматургии ( даже номинировали на "Золотого Орла" за сценарий). Помилуйте, но подобная сценарная структура давно освоена на Западе и вызывает нынче лишь зевоту. Лучше бы учились у Олега Погодина ("Дом"), как точно и психологически достоверно выстраивать классически ясный сценарий. Записные критики из "ИК" с опаской приступали к разбору этой картины: "Слишком масштабная вещь, чтобы описать в рамках одной рецензии" - и разражались бескрай- ними потоками малосодержательных восторгов, захлебываясь перечислением имен и отсылок к фильмам великих, у которых г-н Лобан якобы наследует эстафету. Уже первый его фильм "Пыль" сопровождался преувеличенным шумом, хотя единственным его достоин- ством был несчастно-неуклюжий персонаж А.Подольского, которого - за неимением никого более оригинального - вновь выводят на экран. Во второй части эпопеи так много слов гово- рится об эрзаце, что складывается впечатление, будто авторы всю современную жизнь стремятся представить как сплошную подмену. И это единственная "свежая" мысль в фильме, для иллюстрации которой хватило бы 20 минут. Хотя, может быть, авторы, имея ввиду степень дебилизации молодого поколения зрителей, решили, что и четырех часов маловато? Молодежь на сеансе действительно иногда радостно "гыкает" и "гакает", так что сей скорбный труд, видимо, не для всех прошел даром. Ну тогда и флаг вам в руки, г-н Лобан! Выдавайте на гора и дальше бессмысленно-безразмерные опусы на радость сдавших ЕГЭ школьников. Глядишь, и запомнит какой-нибудь балбес занятное имячко Леви-Стросса... На самом же деле всю эту "масштабную вещь" можно уподобить большому мыльному пузырю, который переливается и играет всеми цветами радуги, пока плывет по воздуху - а потом "шпок!" - и мокрого места не найти от всего этого восторга. И силясь вспомнить, что же такое он только что видел, несчастный зритель "чешет репу", втайне догадываясь, что его в очередной раз надули ( ну как в "Безразличии", хотя бы). Если же серьезно, то все это варево кажется еще одной отрыжкой убогого российского постмодернизма. Дай Бог, чтобы эта была последняя.

-- В.К. --

Фотоальбом

Комментарии


Оставить комментарий:


Символом * отмечены поля, обязательные для заполнения.
Copyright © 2006-2017. ПФК. All rights reserved.