История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  Культура в эпоху Смуты  

На днях в Балтийском медиа-центре состоялась встреча журналистов с Александром Николаевичем Сокуровым, повященная выходу в прокат фильма "Фауст". Режиссер не скрыл своего удивления прокатному успеху: компания "Люксор" выпустила фильм в количестве более ста копий, которые показываются по всей стране - от Анадыря до СПб. В большинстве случаев это цифровые копии, так как качество кинопоказа на пленке почти повсеместно неважное. При этом режиссер не преминул отметить, что распространение цифрового показа неблагоприятно для кино, представляя зрителю "мертвую картинку". "Пока еще зритель для такого кино есть, - подтвердил Сокуров, давно сомневавшийся в размерах своей аудитории в России - но кинозалов в стране очень мало : меньше,чем в одном Пекине".

В связи с этим мной был задан вопрос следующего содержания:" Все мы свидетели, как за последние 20 лет неуклонно падал общий уровень образования и культуры в обществе. И процесс этот не остановлен - судя хотя бы по многочисленным и безразмерным путинским статьям, в которых не нашлось места культуре. Только в статье о социальной политике культуре отведены пара абзацев, но исключительно как сфере потребления и досуга. Так если это сознательная политика государства, которое не заинтересовано в развитии национальной культуры, то к какому обществу мы придем - и будет ли оно способно воспринимать такие фильмы как "Фауст"?

"Демократические государства никогда не защищали культуру, - отвечал А.Сокуров, - они всегда ориентировались на среднего потребителя и на общество потребления в целом". Культуру поддерживали только тоталитарные государства. В демократических условиях серьезные художественные результаты достигались только путем сверхусилий. Что касается нашей ситуации: в обществе, где в такой мере существуют потребительские настроения, падение культуры неибежно. И число людей, особенно молодых, которые будут относиться к жизни только через призму потребления товаров, будет расти и расти. Это означает, что со стороны людей культуры, как цивилизованной, трезвой и ничего не боящейся части народа, должна быть активная сила сопротивления. Причем она должна возникать, исходя из внутренних потребностей и внутреннего пафоса, если угодно ( примеры - сопротивление строительству башни напротив Смольного, ситуация с "Ленфильмом", продолжающая оставаться драматичной). А в нашем обществе это очень небезопасно, очень трудно и духовно тяжело. По себе могу сказать, что часто пребываю просто в отчаянии, где брать силы и к какому богу еще обращаться за помощью. Мы понимаем, что наша сила держится на вере, что культуру нужно сохранять и умножать. Противоборствующая сторона действует на основании совершено другой идеологии - экономической выгоды. Мы сами допустили русский капитализм в том виде, в каком он есть. Все своими руками сделали, и нам же своими руками надо культуру возвращать. В области культуры в России нет мира. Я не знаю, как вы оцениваете современную политическую ситуацию в стране, но война в области культуры идет уже давно. И в последние месяцы и дни она особенно ярка. Я вспоминаю, как во время перестройки на фестивале в Западном Берлине один из режиссеров говорил мне: "Погодите, вы еще вспомните время, когда государство гарантированно вкладывало в культуру, в том числе и в кино, безвозмездные деньги." Сейчас я часто об этом вспоминаю. Мы сами исключили государство из решения вопросов культуры, решив, что все будем делать сами, но чем это обернулось! Многие из нас не поняли, в чем смысл существования государства - а он в упрочении культуры - и только. У государства нет другой задачи. Не развитие общества потребления, а упрочение цивилизационных качеств народа. Это и есть задача государства. Во многих программных документах , которые сегодня публикуются, нет главного - понимания текущего момента. Но этого понимания нет, к сожалению, и у европейцев. Если вы посмотрите, кто сейчас стоит во главе европейских государств вы ни одного гуманитария там не найдете. В смысле гуманитария не по образованию, а по убеждению. Никто не остановил ни одного взлетающего самолета, который шел бомбить не важно что - арабский Восток или Балканы...Сейчас положение гораздо труднее, чем в 1933 году, потому что в обществе нет отторжения фашистских идей. А у мировых лидеров не хватает разума, не хватает гуманитарного духа...

Эти размышления А.Сокурова подтверждают известную мысль Дм. Лихачева: "Если нет культуры - зачем все?" Что касается текущего момента, то в блестящей статье философа Александра Дугина "Россия, Путин и гегемония" ( еженедельник "Однако"), приводится единственный сценарий, позволяющий избежать революций и катастроф. Как обязательное условие его осуществления предлагается возрождение духовной и эстетической культуры, образования и традиции: " В российском обществе сегодня возобладали нравственный упадок, цинизм и разложение. Распад советских кодов совмещается с некритическим заимствованием элементов западной постмодернистской культуры, в свою очередь, находящейся в стадии деградации. Этот процесс надо решительно повернуть вспять. Культура имеет определяющее значение для бытия общества. Необходимо совершить культурную революцию."

-- В.К. --


Комментарии


Оставить комментарий:


Символом * отмечены поля, обязательные для заполнения.
Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2024. ПФК. All rights reserved.