История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  Ужо Ленфильму?  

Сегодня на пресс-конференции в Балтийском медиа-центре члены Общественного совета «Ленфильма» выступят с официальным заявлением, а также расскажут прессе о ситуации на старейшей киностудии России.

Общественный совет будет представлен режиссерами Алексеем Германом, Константином Лопушанским, Дмитрием Светозаровым, Александром Сокуровым, Вячеславом Сорокиным и продюсером Андреем Сигле.

О судьбе «Ленфильма» мы, как и многие иные, писали не раз. История попыток его приватизации началась еще в 90-е годы и отразила в себе все процессы, происходящие с нашей страной, где правят чиновники. Именно чиновничий спектакль тайно разыгрывается все эти годы вокруг «Ленфильма» при периодических вспышках нервных софитов. Киностудия – акционерное общество со стопроцентным государственным капиталом. Двадцать лет государство презирает «Ленфильм». И ладно бы просто держало на голодном пайке, хотя любому известно: сначала – вложения, потом результат. Вложений не было, но все гораздо хуже: странные управленческие, в том числе кадровые, решения привели к почти полной потере собственного кинопроизводства и к распродаже части зданий и территории.

Зачем? – Вопрос пустой. Можно отвечать на него в меру своего жизненного опыта и прекраснодушия. Мало ли фабрик-заводов у нас разорены с пользой для чьего-то кармана и превращены в убогие «хостелы» для сдачи в аренду под офисы каким-то фирмочкам. «Ленфильм» - национальное достояние, часть истории, стратегически важное для самочувствия народа предприятие, коллективный автор признанных в мире кинопроизведений, - оказался государству менее нужен, чем «Автоваз».

Но создаваемое десятки лет все же в одночасье не убьешь. Есть бренд, есть коллекция фильмов, производственная база, территория. Разумеется, есть желающие этим всем попользоваться – ну да, под флагом спасения «нашего кинематографического Эрмитажа». Два с лишним года назад как такой желающий возникла АФК «Система». Но вела себя столь двусмысленно, что общественность – в первую очередь и по праву студийная режиссура - заподозрила подвох. Закономерно. Честный план частно-государственного партнерства - соединения «Ленфильма» со студией «РВС» - так и не был опубликован. Потенциальный инвестор не сумел соблазнить никого, кроме тех, кто с ним в доле или в его подчинении. Государство в лице министерства культуры молчало. Государство в лице Росимущества молчало еще более глухо.

Два отечественных киноклассика, парадоксально живущие в Петербурге, где фактически развалены все четыре советские киностудии, - режиссеры Герман и Сокуров - обратились в прошлом августе к премьер-министру: сделайте что-нибудь, остановите поглощение государственного кинопроизводства бизнесом, которому важна только прибыль. В ноябре Александр Сокуров лично встретился с руководителем правительства. Ни для кого не секрет, что управление государством идет зачастую в так называемом ручном режиме. Премьер распорядился разобраться, выработать предложения, доложить.

И вот тут начался очередной виток процесса, который иначе, чем кафкианским не назовешь. Что толку описывать хождение бумаг, запросов, протестов, обещаний и недоумений. Ясна суть. Многие чиновники у нас тайные выгодоприобретатели, и уже невозможно развести бюрократию и бизнес (точнее, «бизнес»). К тому же последние полгода все были заняты выборами, а не делами. Вообще, дела начнутся не раньше осени – сейчас все делят портфели, потом инаугурация и праздник, потом каникулы. Но «Ленфильм» не может ждать. Приходящие на разные посты с разными обещаниями начальники пока не сумели вернуть на студию кинопроизводство в необходимом размере. Еле-еле, каким-то чудом погашаются долги по коммунальным платежам. Нервы у всех на пределе.

Сейчас в кадре – десяток не то действующих лиц, не то послушных кому-то исполнителей ролей.

Минсоцимущество и минкульт, которые ждут встряски: перемены, назначения, переформатирования грядут.

Совет директоров «Ленфильма» (формируется собственником - Росимуществом), в котором нет ни одного режиссера или вообще представителя студии, хотя общественный совет этого пытался добиться. Легитимен ли он в таком случае? Списка на сайте студии нет; в составе Совета почему-то неуверенно называют трех человек от Росимущества, двоих от «РВС», а также директора кинодепартамента минкультуры Вячеслава Тельнова. Прошлой осенью писали, что в совет вошел вице-губернатор Василий Кичеджи. Возглавить Совет с ноября был назначен известный кинопредприниматель Эдуард Пичугин. Он выработал свою концепцию спасения студии, которую широкой общественности не предъявляет, равно как и в официальном интервью газете пока отказывает. В телефонном разговоре без диктофона подтвердил заявленную ранее публично свою позицию: ни в коем случае не считает возможным убирать кинопроизводство с Каменноостровского, 10.

Еще одно действующее лицо - руководство Петербурга, наоборот, в своей концепции (опубликована тезисно) полагает, что павильоны надо построить где-то за городом, а здесь устроить музей, парк развлечений, многозальный кинотеатр, офисы кинокомпаний. Параллельно говорят о необходимости снимать здесь «кассовые хиты». Концепция убийственна для «Ленфильма» во всех смыслах, от бренда до территории. При этом город согласен взять сто процентов акций «Ленфильма», но средства на развитие желает получать из федерального бюджета. И отчего-то кажется, что обе площадки студии, на Каменностровском и на Тамбасова, уже кем-то присмотрены.

Есть и персоны, участвующие в процессе, лоббирующие те либо иные интересы. Глава АФК «Система» Владимир Евтушенков тоже пока лишь ушел в тень и выжидает момента.

И есть, наконец, тот самый Общественный совет «Ленфильма» - которому единственному нужна эта студия как место работы и творчества, а не как способ извлечения прибыли. Законодательство, существующая на всех уровнях практика - «наши обычаи», личные (о, да) интересы и уровень мышления (увы, да) людей не дают им мощи победить гидру, несущую студии смерть. Даже организация при студии продюсерского центра, который мог бы реально противостоять инсинуациям самых разных чиновников, натыкается на всяческие препоны не только внешнего, но и внутреннего порядка. Идет жесткая, жестокая борьба. На кону у одних – возможный кусок большой собственности, у других – самореализация и зарплата.

Сокуров, давно уже в статусе не кинорежиссера, но общественного деятеля, - единственный, кто сформулировал государственный интерес в сохранении «Ленфильма». Причем сформулировал уже без всяких, ставших от бесконечного повторения ритуальными заклинаниями, отсылок к культуре, традициям и даже людям. По факту, что называется.

Государство обязано сохранить студию как единственную в стране свою структуру, способную делать серьезное национальное кино. Это фильмы авторского направления (сюда смогут обратиться все обиженные «мейджорской» системой распределения средств независимые продюсеры), исторические, экспериментальные, а также детские. Все они не коммерческие (хотя и в разной степени затратные), должны финансироваться в значительной части своего бюджета государством. Если это современная держава, разумеется.

Слышите – обязано! Общественный совет должен не просить, а требовать. Единственное, что он должен доказать государству, - свою способность действовать: четким бизнес-планом. Государство потом вправе будет спросить.

Возможности и персонал для работы «Ленфильма» на «Ленфильме», простите игру слов, есть. Я сознательно не привожу никаких цифр. Не в суммах дело, это знает любой, кто читает открыто публикуемые сводки Счетной Палаты. Дело в политической воле. Все ее ждут. Только одни при этом молчат, опасаясь создать хоть какое-то возмущение, чтобы не пострадала их личная шкурка. А другие молчать отказываются – ибо знают, что политическая воля, как написано в главной русской книге «Война и мир», - неизбежно производная от воли народа.

Ольга Шервуд


Комментарии


Оставить комментарий:


Символом * отмечены поля, обязательные для заполнения.
Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2024. ПФК. All rights reserved.