История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  Про Ленфильм  

Старейшая киностудия страны уже двадцать лет пребывает в режиме свободного падения. Остановить его отчаянно пытается Общественный совет «Ленфильма».

Эту структуру образовали те, для кого студия важна как место творческой работы: режиссеры - Сокуров, Герман, Мельников, Татарский, Лопушанский, Светозаров, Снежкин, Овчаров, Евтеева, а также сценарист Светлана Кармалита, продюсер Андрей Сигле, киновед Любовь Аркус. Общественный совет не имеет никаких полномочий, но вынужден противостоять давлению множества структур, так или иначе распоряжающихся или мечтающих распорядиться в свою пользу ленфильмовской собственностью.

Это два участка земли в Петербурге (2,8га и 9,8га), несколько корпусов кинофабрики, оставшееся на ней оборудование и прочие материальные ценности, киноколлекция (1500 названий с 1918 года) и бренд (никто не оценивал, но ясно, что стоимость есть). Еще люди - 286 человек против 3000 прежде тут работавших. Еще вещи «воздушные»: школа-эстетика, история, традиции, репутация в мире, награды, гордость и унижение работников. Будем честны: последние две категории государством и бизнесом в расчет не берутся. Общественному совету приходится биться в глухую стену еще и поэтому.

Он возник в 2009-м, когда надвигалась вторая волна приватизации студии. А надо было бы пятью годами раньше – при волне первой. Тогда разделили фабрику и права на ее фильмы (на всех студиях страны, только «Мосфильм» тщанием Карена Шахназарова сумел отбиться) под тем предлогом, что они должны остаться у государства и не попасть в перспективе к частнику. В 2004-м было образовано АО со стопроцентным госкапиталом, но государство как хозяин не вкладывало в студию ничего. Системный кризис в отечественном кинопроизводстве усугублял дело.

«Мосфильм» стал концерном, имел заказы от правительства Москвы и прямые вливания миллионов от мэра Лужкова – «Ленфильм» постепенно скукоживался во всех смыслах, возглавляемый очевидно несамостоятельными руководителями. В нем отразилась судьба города, который после краткосрочного демократического подъема 1991-го быстро вернулся к глубоко провинциальной судьбе, с отвращением созерцая на собственной груди синтетический бантик «Культурная столица России». «Питерские» в Москве создали последнюю волну эмиграции с берегов Невы, переживших шесть-семь опустошений за последние сто лет, - приходится ли удивляться тому, что «Ленфильмом» правили из столицы? И тому, что ТАК правили. Люди не дураки; разговоры, что студию доводят до банкротства сознательно, дабы продать по дешевке ради земли на правительственной трассе, возникли еще в 90-х. Распродавать «Ленфильм» по кускам начали в середине нулевых.

В 2008-м настала пора наконец кому-то землю студии получить. Государство готовило фабрику к продаже. «Брендовые» ленфильмовцы во главе с Сокуровым бросились к губернатору Матвиенко, пресса устроила шум, процесс был остановлен. Росимущество (владелец акций) по-прежнему не знало, что делать. В облике спасителя явились было АФК «Система» и идея частно-государственного партнерства, но скоро стало ясно, что это фикция: по плану олигарха Владимира Евтушенкова студия однозначно прекращала существовать и территориально на Каменноостровском, и по сути - как организм, производящий кинофильмы, а не телеконтент. Плюс стало ясно, что Евтушенков не готов вкладывать свои деньги. Тем не менее, Росимущество и минкульт были готовы «Ленфильм» отдать под некий образованный «Ленфильм XXI».

На таком фоне ничего не оставалось, как обратиться к высшим силам. Но открытое письмо Германа и Сокурова премьеру в прошлом августе и встреча автора «Фауста» с Путиным в ноябре породили только новый этап бюрократического спектакля. Распоряжения премьера либо саботируются, либо извращаются. Это легко, ведь премьер-президент минувшей зимой смотрел совсем другое кино. Какие-то внешние действия даже и производились, однако очевидно «отмазочные». «Надоедливым» ленфильмовцам аппаратчики и прочие чиновники говорили: ну, вы ж понимаете… не до вас… надо подождать… только тихо, пожалуйста!

Последней каплей стал фактический отказ на всех уровнях ввести в Совет директоров «Ленфильма» хоть кого-то, представляющего интересы студии. Стало ясно, что молчать далее нельзя, пора предъявить консолидированную позицию, начать действовать решительно и публично. В понедельник представители Общественного совета дали пресс-конференцию в Петербурге.

Заявлено, что будет создан Фонд поддержки «Ленфильма», чтобы иметь юридическую возможность действовать. К середине мая опубликуют концепцию развития студии, основанную на предложенной Сокуровым идеологии: России необходима государственная киностудия с гуманитарными задачами. Это создание фильмов общенациональных («Ленфильм» помогал рождению многих кинематографий - от белорусской до кавказской и якутской), исторических (речь не о «патриотических блокбастерах»), ориентированных на искусство кино, детских, экспериментальных. Это предоставление работы авторам, в том числе начинающим. База для кинообразования. Наконец, это стратегическое создание еще одного центра киноиндустрии в стране, где все слишком, что порочно, сосредоточено в Москве.

Под такую программу на студии создается продюсерский центр; министр культуры Авдеев пару дней назад пообещал заказ на три-пять фильмов в ближайшее время. У государства просится возвратный кредит на два миллиарда рублей - поддерживает же оно даже частные предприятия и банки. Еще просится возможность управлять правами на киноколлекцию (теперь она будет принадлежать Госфильмофонду; способна приносить студии до ста миллионов рублей в год). Снимать в нынешних павильонах можно (новые строить гораздо дороже), постепенно доводя их, как и всю фабрику, до современного уровня.

Скептики предрекают, что этот всплеск общественной активности на отдельно взятой территории растворится в буднях так же, как недавнее «белое движение». Ответ практиков, борющихся за свое кровное, ужасно прост: все равно надо что-то делать. Но есть разница. Честных выборов у нас никогда не было, их надо, как и граждан, создавать заново. А великолепный «Ленфильм» у нас был.

Ольга Шервуд

Фотоальбом

Комментарии


Оставить комментарий:


Символом * отмечены поля, обязательные для заполнения.
Copyright © 2006-2017. ПФК. All rights reserved.