История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  Жить или зачем жить - вот в чем вопрос  

В прокат выходит второй фильм театрального режиссера и драматурга Василия Сигарева под названием "Жить". На минувшем "Кинотавре" он получил премию за лучшую режиссуру. Однако награды этого фестиваля в последнее время довольно сомнительны: там культивируется странная тенденция - гран-при присуждать заведомым маргиналам (Олег Флянгольц, Петр Руминов), актерам предпочитают непрофессионалов и проч. Хотя в случае с Сигаревым заметен ощутимый прогресс - по сравнению с его первым фильмом, "Волчком". Чувствуется, что г-н Сигарев внимательно посмотрел фильмы Ал. Балабанова. Но на этом, видимо, свое кинообразование и закончил - и это характерно для нового поколения постановщиков. Господа театральные режиссеры, во множестве ринувшиеся сейчас снимать кино, судя по всему, даже не подозревают, что театр и кино - слишком разное искусство. Задумались бы на минуту, почему, скажем, Г.Товстоногов решался лишь на телевизионные работы?..

Если бы г-н Сигарев поинтересовался историей вопроса, то быстро бы обнаружил, что в 1952 году Акира Куросава свой первый шедевр тоже назвал словом "Жить"( в советский прокат фильм вышел в 1970 году). У него герой, которого играл незабвенный Такаси Симура, 30 лет проработав в мэрии города, узнает, что неизлечимо болен и жить ему осталось несколько месяцев. И тогда он впервые задумался - для чего он живет? И все оставшееся время он употребляет, обходя различные бюрократические инстанции, на открытие парка для детей. И когда дело его жизни осуществилось, он идет в свой парк, садится на детские качели - и там, тихо раскачиваясь, умирает (любопытно, что этот же сюжет, только в комедийном ключе, использовал в своем дебюте на "Ленфильме" Леонид Быков - фильм "Зайчик"). Конечно, фильм Куросавы мало кто видел из нынешней киномолодежи. Хотя смогли бы его найти, если бы захотели. Значит, такого желания - учиться у великих мастеров - нет. Они могли бы видеть и фильм Александра Сокурова "Круг второй"(1990), в котором сын проходит свои круги ада, хороня своего отца. Там режиссер обходится без всякой мистики, сосредоточиваясь на главном - как и с чем жить дальше. Можно вспомнить замечательный фильм того же Сокурова "Элегия из России" (1994), задуманный в помощь обитателям хосписов для облегчения им ухода из жизни...Однако нынешним режиссерам нет дела до столетней истории кино. В лучшем случае они опираются на ближайшие по времени образцы - в данном случае на А.Балабанова и Ларса фон Триера.

Драматург Сигарев выстраивает свой сюжет, переплетая истории трех смертей. Самоубийца-отец, являющийся сыну, чтобы забрать его от полубезумной матери. С чего утопился отец? Только в конце выясняется, что он проиграл много денег и не нашел выхода из ситуации. Что сделало такой озлобленной на собственного сына его мать - остается совершенно неясным почти до конца. В "Волчке" поведение матери можно было объяснить чисто физиологическими причинами - клинический случай нимфомании. Но здесь мальчик видит не только утопшего отца, но и то ли сантехника, то ли соседа в роли любовника своей матери. Если таково психическое состояние мальчика, потерявшего отца, то и оно не объясняет столь странное отклонение от нормы. Наиболее достоверной выглядит история матери, временно лишенной родительских прав и теряющая своих близняшек в момент,. когда они возвращались домой. Сцены постепенно нарастающего безумия переданы актрисой весьма убедительно, вплоть до подрыва своего дома, в результате которого в живых осталась только любимая собачка( тоже жажда жизни, хоть и животная). Основная же линия выглядит наиболее искусственной. Сначала батюшка венчает в церкви молодых без свидетелей, затем новоиспеченный супруг гордо демонстрирует незнакомцу в электричке пачку денег, понимая, что у того в кармане может быть нож, но тут же вызывается помочь тому же подозрительному типу - что-то поднести в соседнем вагоне - где и нарывается на банду ублюдков. Эти "мелочи" вызывают недоверие к дальнейшему сюжету, который - через еще одну попытку самоубийства - сходит просто на нет.

И тут главная претензия к автору. Фильм заканчивается невзрачной сценой на автобусной остановке, где опустошенная пережитым героиня покупает пакет чего-то съестного и начинает жевать. На этом фоне появляется крупная надпись "жить". Дескать, несмотря на все перенесенное горе, надо продолжать жить. Ради такой банальной истины автор и вывел на экран целую галерею психически неадекватных персонажей? Давайте пожалеем несчастную героиню? Одну из лучших своих повестей, "Живи и помни", Валентин Распутин закончил фразой - "Жалко было Настену", что резко снизило трагизм финала. Представьте, что Шекспир закончил свою великую трагедию словами - "Жалко было Гамлета"... Финал фильма Сигарева вызывает чувство унылой безнадежности. Но если вспомнить два самых радикальных фильма последнего времени - "Кочегар" Балабанова и "Счастье мое" Сергея Лозницы, как минимум, не уступающих данной картине в жесткости показа современной действительности, то такого ощущения не возникает. Потому что они заканчиваются взрывом, бунтом героев, выходом из замкнутого круга обстоятельств, если угодно - катарсисом. Но именно этого у Сигарева нет. "Только не ждите катарсиса. Античная поэтика давно сдана в архив. Весь возможный для автора позитив он закодировал в императиве названия: "Жить", - отважно заклинает старейший автор "Искусства кино" г-жа Е.Стишова. Если в названии весь позитив, то зачем вообще огород городить?

Не оттого ли и возмущаются вчерашние студенты киношкол, что "чернушное" кино поднимается нашей критикой на щит, а позитиву на экраны не пробиться? Однако самое печальное во всем этом то, что эта киномолодежь тоже не в силах предложить обществу ничего вразумительного. Да и откуда ему взяться? В безидейном обществе трудно требовать высокого искусства. В этих условиях остается уповать только на вечные ценности - те самые, которые революционные дамочки торопятся сдать в архив. Этого и остается пожелать талатливому автору, г-ну Сигареву, если он не хочет оказаться в безнадежном тупике психологических и физиологических отклонений, как и его герои. Мы давно знаем, что надо жить. Самое время задуматься - как жить и зачем?

И последнее. Как долго еще "новое поколение" наших режиссеров будет представлять русскую провинцию как уныло-безобразную равнину, населенную по преимуществу уродами всех мастей?..

--- В.К. ---

Фотоальбом

Комментарии


Оставить комментарий:


Символом * отмечены поля, обязательные для заполнения.
Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2024. ПФК. All rights reserved.