История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  Кинофорум. Год третий. Что дальше?  

Отшумели напряженные девять дней С-Петербургского Кинофорума. Улеглись страсти, выплеснулись на страницы прессы и интернета разные мнения, наступила пора подведения предварительных итогов. Главный вывод, который можно сделать вполне определенно - несмотря на все сложности, не в последнюю очередь вызванные крайне сжатым сроком подготовки, Кинофорум прошел достойно. За него не стыдно. И уже в этом большая победа фестивальной команды, готовившей киносмотр.

Однако остались вопросы. И прежде всего - к тому, что с самого начала вызывало наибольшие опасения. А именно - к идее объединения под одной крышей четырех очень разных фестивалей. Собственно, полностью их объединить так и не удалось, потому что "Послание к человеку" всячески дистанцировалось от Кинофорума, подчеркивая свою самостоятельность. И действительно, нынешняя программа "Послания" была очень обширна и разнообразна, включая даже игровые фильмы и театральные показы. Недаром г-н А.Учитель даже выдвинул идею присоединения Международного кинофестиваля игрового кино (МКФ) к "Посланию" в качестве одного из его секций. Мысль, конечно, интересная, но, со всей очевидностью, запоздалая. МКФ после первой удачной попытки приобретает собственные амбиции и вряд ли пойдет на такое объединение. Очевидно другое - "Послание" и МКФ нужно все-таки разводить по времени проведения, ибо они явно мешают друг другу. В процессе обсуждения итогов Кинофорума родилась идея превращения его в Киномарафон, то есть проведения фестивалей последовательно, один за другим. Это гораздо более плодотворная мысль, но и здесь есть свои минусы: при такой схеме не хватит и трех недель, даже без "Послания". Возможно, стоит подумать о небольшом, двух-трех дневном наложении фестивалей один на другой, для сокращения общего времени такого марафона. В этом случае можно будет воплотить в жизнь и еще одну хорошую идею - когда крупные именитые режиссеры и актеры, прибывающие на МКФ, могли бы давать мастер-классы для аудитории "Начала", а все зарубежные участники МКФ могли бы ознакомиться со специальной программой"Вивата" - "лучшие российские фильмы года". Тогда и основной конкурс "Вивата" логичнее проводить в едином треугольнике "Аврора"- Дом кино-"Родина", пока не возникнет единый фестивальный центр( в качестве которого мог бы выступить, скажем, строящийся новый "Великан", где и "Ленфильм" рядом). Но в любом раскладе "Послание" стоит проводить в другое время. И здесь не нужно приводить в пример Берлинале с его многосоставной структурой - там все делалось постепенно и на добровольной основе, когда реноме каждой секции не пдвергалось сомнению и имело собственного зрителя.

Что касается прессы, то в основном отзывы были благожелательные - от тех авторов, кто ратует за укрепление фестивальной киножизни города, а не выискивает отдельные огрехи. Их, кстати, было немного для такого масштабного проекта. По большому счету на МКФ их было лишь два - отмена по техническим причинам показа "Первороссиян" и перенос фильма К.Рейгадаса "После мрака свет". На "Послании" таких огрехов было гораздо больше(наверное, не надо было так рекламировать показ "Клипа", а тихо-спокойно показать его как фильм-сюрприз, дабы не раздражать своей фрондой московское руководство), но не в них суть. Как обычно на таких фестивалях критиковали церемонии открытия и закрытия МКФ - и в чем-то эта критика была права. Наверное, не стоит копировать все эти дежурные атрибуты больших фестивалей с их пресловутыми красными дорожками - здесь надо искать что-то свое, соответствующее петербургскому стилю. И вообще свой стиль МКФ пока не найден. Не в последнюю очередь потому, что не определена идея смотра. Можно много спорить на эту тему - нужна идея или нет, но практика показывает, что идея помогает выстроить не только стиль(форму), но и содержание показа.

С этим связана и наиболее острая критика МКФ. Утверждается, что только стратегия показа прошлогоднего Кинофорума "позволяет фестивалю-новичку выйти на мировой уровень". А стратегия эта состояла в том, что тогда было два конкурса - Best of the Best ("неизвестные в России фестивальные хиты") и "Новые территории" ("дебюты или вторые фильмы ... открывающие новые страны или перспективных режиссеров"). Не говоря уже о сомнительной категоричности такого заявления, зададимся вопросом, чем же не отвечает конкурс нынешнего МКФ этим требованиям? В отличие от прошлогодней программы ни один из конкурсных фильмов(исключая Балабанова) пока не объявлен в нашем кинопрокате, хотя различных премий у них предостаточно. Более того, три из них выдвинуты национальными кинокоми- тетами на соискание премии "Оскар" в этом году("Дети Сараево", "Ведьма войны", "После любви"). При этом, "Дети войны" - второй фильм Айды Бегич (выдвинут и на соискание премии Европейской Киноакадемии), "От лжи во спасение" - дебют Майи Кениг из Израиля, "Ла Плайя" - дебют Хуана А. Аранго из Колумбии, "Крутая Колка" - второй фильм Юриса Пошкуса из Латвии, "Конец" - второй фильм Хишама Ласри из Марокко - разве все они не отвечают стратегии "Новых территорий"? Так что прежде чем делать любые обобщения - нужно фильмы смотреть, или хотя бы внимательно пролистать каталог.

Что же касается упрека "в уничтожении интеллектуальной составляющей форума", то его частично можно принять. О возобновлении "молодежного киногородка" под руководством А.Сокурова речь заходила, но эта работа требует дополнительных расходов и обоюдного желания сторон, поэтому, будем надеяться, она отложена до лучших времен. Да, не было так называемых "круглых столов", но эта форма работы требует особо тщательной и длительной подготовки - если проводить ее не формально, а всерьез. Так, прошлогодний "круглый стол" про "кино и терроризм" оказался несостоятельным, несмотря на участие в нем зубров кинокритики и режиссуры( подробнее см. об этом в нашей публикации от 22-07-2011г.). Зато на нынешнем МКФ все конкурсные и часть внеконкурсных фильмов сопровождались пресс-конференциями создателей, в которых участвовали такие мировые величины как Эмир Кустурица, Нури Бильге Джейлан, Брийанте Мендоса, Мики Каурисмяки - а это гораздо важнее, чем дефиле по красной дорожке стареющих кинодив, гастролирующих по всем фестивалям. Все показы секции "Вехи"Форума" Берлинале" комментировали выдающиеся киноведы Ульрих Грегор и Наум Клейман. Продюсер и режиссер Йорн Доннер представил небольшую ретроспективу к 30-летию своего с И.Бергманом фильма "Фанни и Александр". Кстати, ажиотаж на показах этого фильма, шедшего в нашем прокате и по телевидению, показывает, насколько наши зрители соскучились по классике мирового кино, которое сейчас в нашем городе на большом экране посмотреть просто негде. Этот интерес свидетельствует и о пользе проведения в рамках МКФ ретроспектив выдающихся киномастеров, как минувших времен, так и настоящего дня( с их участием).

Впрочем, пожелалания к будущему киносмотру можно продолжать очень долго. Вопрос в том, что год грядущий нам готовит. Ибо как сказала мудрая арт-директор МКФ Кирси Тюккюляйнен - " Это же Россия. Здесь все может быть". Остается надеяться на лучшее.

-- В.К. --


Комментарии


Оставить комментарий:


Символом * отмечены поля, обязательные для заполнения.
Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2024. ПФК. All rights reserved.