История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  Актриса Божьей волею...  

22 января на 85-м году жизни скончалась Люцина Винницка, одна из наиболее выдающихся польских киноактрис. Как и в случае с кончиной Анджея Лапицкого в прошлом году (см нашу публикацию от 7 августа), похоже, ни одно из российских средств массовой информации об этом печальном событии не сообщило. Хотя отечественный зритель видел почти все главные роли актрисы.

Сразу по окончании театральной школы в 1953 году (хотя до этого она закончила юридический факультет Варшавского университета) Винницка по рекомендации режиссера Чеслава Петельского попала на съемки фильма "Под фригийской звездой". И хотя режиссер этой саги о рабочем движении Ежи Кавалерович заметил, что на экране она выглядит как "растрепанный мопс", он доверил ей роль. Актрису Винницку сотворил именно Кавалерович - и только он сумел добиться от нее того,чего другие не умели даже заметить. Их киносоюз вскоре превратился в союз семейный (результат - двое сыновей). "Я была первой женой, приглашенной в Польше на роль мужем-режиссером, что попортило людям крови. Мы сделали вместе несколько важных фильмов, хотя за 30 лет замужества их было немного,"- говорила актриса позднее. Однако именно эти фильмы были важнейшими достижениями как в его карьере, так и в ее.

Подступом к вершинам стал фильм "Настоящий конец большой войны" (1957, в нашем прокате - "Этого нельзя забыть" ). Затем последовал "Поезд" (1959, в нашем прокате - "Загадочный пассажир") - одно из высших достижений польской киношколы вообще. Играя роль "загадочной пассажирки", Винницка просила оператора Яна Лясковского, чтобы фрагменты ее лица были постоянно чем-то прикрыты, затемнены, дабы придать своему образу таинственности.  Следующая их совместная работа "Мать Иоанна от ангелов" (1960) - о человеческих страстях в католическом монастыре, признанная в Польше глубоко религиозной, едва не вызвала скандал на фестивале в Канне, когда разошелся слух, что Ватикан против демонстрации фильма. В результате лента получила спецпремию жюри. В следующем большом фильме Кавалеровича "Фараон" (1965) Винницка получила лишь эпизодическую роль, их последняя совместная работа - "Игра"(1968), изощренный психологический фильм, в наш прокат не попала.

Зато наши зрители видели актрису в фильмах - "Крестоносцы"(1960) Александра Форда, "Дневник пани Ганки"(1963) Станислава Ленартовича, "Квартальном балансе"(1974) Кшиштофа Занусси, киноклубные зрители имели возможность видеть ее в двух лентах Иштвана Сабо - "Фильм о любви"(1970) и "Улица Пожарников,25"(1973). К сожалению, до сих пор остались неизвестными нашему зрителю работы одного из самых ярких польских режиссеров 70-х годов Гжегожа Круликевича, где играла Винницка - "На вылет"(1972) и "Вечные претензии"(1974). В 1977 году она снялась в своем последнем фильме - "Индекс" Януша Кийовского. Актриса занялась журналистикой, печаталась в популярных журналах, блеснула репортажами из Таиланда, Непала и Филиппин, написала книгу "Путешествие вокруг святой коровы".

В 80-е годы Винницка была связана с движением "Солидарность", принимала активное участие в общественных акциях. "Никогда не жалела, что простилась с актерской работой, - вспоминала она, - Актерство трактую как очень важный этап в моей жизни... Отдавала актерству очень многое, но в какой-то момент поняла, что оно не дает мне шанса на полную самореализацию, не исчерпывает всех моих интересов - и тогда решила изменить свою жизнь". В одном из последних интервью она остановила восторженную речь журналиста: "Пан Бог даст мне последнюю рецензию - и я боюсь, что она не будет столь хвалебной, как ваша".

--- В.К.---

(по материалам сайта stopklatka.pl)

Фотоальбом

Комментарии


Оставить комментарий:


Символом * отмечены поля, обязательные для заполнения.
Copyright © 2006-2017. ПФК. All rights reserved.