История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  Кому он нужен, этот хан  

Отложены съемки фильма о человеке, вошедшем в историю и России, и Казахстана.

Два года назад мы рассказывали о культурных инициативах в Петербурге известного поэта и общественного деятеля Олжаса Сулейменова – в частности, о фильме «Жангир. Большая игра» по его сценарию. Почему картина до сих пор не снята?

На состоявшейся пресс-конференции режиссер Роза Орынбасарова (самый известный ее фильм – «Жертва для императора» по Куприну, 1991) говорила очень дипломатично. Мол, проект развивается все это время: идет, и небезуспешно, поиск единомышленников – для финансирования, организации процесса, собственно съемок... Но не скрыла и главного: съемки отодвигаются, и отодвигаются по идейным основаниям.

Литератор, историк, культуртрегер, постоянный представитель Казахстана в ЮНЕСКО, Сулейменов выступает горячим поборником и движителем идеи «культурных мостов» между народами вообще, а в частности – между российским и казахстанским, на основе евразийства. Судя по тому, что куда-то в глубокую тень ушел проект объединительного Международного (Евразийского) культурного центра под эгидой ЮНЕСКО, о создании которого в Петергофе шла речь летом 2011-го, российская сторона не торопится его возводить. Точно так же в отличие от стороны казахской Министерство культуры РФ не спешит изыскать деньги на фильм, хотя все вроде бы «за» – от директора департамента кинематографии Минкульта Вячеслава Тельнова до председателя Комиссии по культуре Госдумы Станислава Говорухина.

Из предполагающегося бюджета восемь миллионов долларов, по словам Орынбасаровой, не хватает примерно трети (притом что правительство Астраханской области обеспечит ту существенную часть съемок, которая пройдет на ее земле). Правда, на пресс-конференции было сказано, что проект, в котором уже участвуют «Казахфильм» и немецкая компания ARRI (камеры и другая съемочная техника), приобрел нового партнера – КаzRosGas, но сотрудничество российской стороны авторами, очевидно, рассматривается как принципиальное.

Им нужно, чтобы России оказался нынче интересен казахский хан Жангир, воспитанный астраханским губернатором, обучавшийся по-европейски, мечтающий о преобразовании степи по примеру Петра Великого, коронованный во Внутренней Орде, прибывший в Петербург ко двору императора Александра I за легитимизацией своей власти, а попавший во все события декабря 1825 года.

Три причины, как можно было понять на пресс-конференции, мешают легкому ходу процесса. Российская сторона не включена в высокие идеи Сулейменова: исторические связи русских и тюрков не то что подвергаются пересмотру, а не имеют сейчас государственной «формулировки». Российская сторона опасается, что как-то «не так» будет показана история и ее персонажи, в частности Николай I. Наконец, «кому-то там» не нужен фильм о людях, вышедших на площадь (вспомним здесь отнюдь не только протестные акции годичной давности в Москве, но и события в Жанаозене в 2011-м). А кроме того, полагаю, деньгодатели не верят, что Роза Орынбасарова справится с масштабной исторической постановкой вплоть до полков на Сенатской площади – она не Ф. С. Бондарчук, однозначно.

Трудно комментировать каждый из этих пунктов. Государственную экономическую поддержку в культурной сфере, стремительно идеологизирующейся, получают проекты угодной государству направленности, что естественно. Проблемы в другом. Эта направленность нынче очень уж узкая, скажем так, и требующая однозначности. Практически не созданы условия для цивилизованной финансовой инициативы в сфере кино (налоговые льготы, независимые фонды и так далее). А главное, высокие идеи сотрудничества народов кладутся на стол только рядом с конкретной для кого-то экономической выгодой.

Орынбасарова опытный режиссер и на страхи в «искажении истории» многократно подчеркивает субъективность взгляда в картине – мол, события будут показаны с точки зрения казахского хана, это локальный, индивидуальный подход... Но нет, это слишком тонко и «опасно» в нынешней ситуации, предпочитающей в кинематографе либо откровенный жанровый продукт вроде разного достоинства биографий Чингисхана, либо что-то вроде «Орды» Андрея Прошкина, сделанной, чтобы утверждать веру (а на самом деле языческой).

Не помогает (или мешает?) сложная фигура самого Олжаса Сулейменова. Не помогает готовность – точнее, мечта – киностудии «Ленфильм» предоставить свои услуги. Не помогает даже согласие Эмира Кустурицы выступить сопродюсером, соавтором музыки, а также сыграть графа Михаила Андреевича Милорадовича – героя войны 1812 года, генерал-губернатора Петербурга, убитого не то пулей Каховского, не то штыком Оболенского 14 декабря. Потомка выходцев из Герцеговины, как выясняется.

Но Роза Орынбасарова, соединившая вокруг замысла уже столько людей и организаций, будет настойчива до конца.

СПб ведомости, Ольга ШЕРВУД

***

P.S. Интересный проект с трудной судьбой и туманными перспективами. Что касается казахской стороны, то там вроде бы все за. Хотя фигура хана Жангира, как заметила Роза Орынбасарова, еще недавно была в Казахстане не менее спорной, чем фигура Николая I в России. Наше министерство культуры надолго задумалось и не факт, что скоро очнется. Хотя, казалось бы, г-н Мединский имеет имидж разоблачителя всяческих мифов о России, посвятив этому благородному занятию немало томов. Так Николай Палкин - как раз из таких мифов советской историографии. Но тут еще и декабристы, да еще и Сенатская площадь, способная вызвать даже у школьника, сдавшего ЕГЭ, ненужные ассоциации. Помнится, фильм Элема Климова "Агония" был положен на полку с суровой резолюцией: "Ввиду не- предсказуемости зрительских аллюзий". Умели во времена Суслова формулировать четко. И потом, как сейчас следует относиться к декабристам? Они кто, поборники свободы, разбудившие Герцена ,или террористы, с оружием в руках выступившие против Богом данного императора и убившие героя войны 1812 года Милорадовича? А вдруг и теперь эти идеи разбудят кого-нибудь не того? Нет, "годить надо, годить"... Как говорится, не буди лихо, пока оно тихо...

Вот почему так необходим сейчас власти единый учебник истотории. С железными формулировками. Как в "Кратком курсе истории ВКП(б)". А тут еще нетрадиционные взгляды на историю автора сценария Олжаса Сулейменова. Однажды его нетрадиционные взгляды на авторство "Слова о полку Игореве" в книге "Аз и Я" уже вазвали скандал в научном мире. Книгу, изданную в Алма-Ате в 1976 году изъяли из продажи как антирусскую, а в России ее напечатали только в 2005г. Неудивительно, что здесь вкладывать деньги в сомнительный проект никто не спешит. Вот и "Ленфильм" готов распахнуть свои костюмерные кладовые, предоставить техническую базу - и не более того. Хотя в недавнем интервью новый директор студии г-н Пичугин заявил: "Хотелось бы реализовывать проекты, связанные с нашим городом, его историей, культурой... А какие блистательные имена, выдающиеся, драматические, порой трагические судьбы. Возьми хоть государя императора Александра II..." А Николай I не подходит? Потому что "умер в своей постели?"Правда, потом выясняется, что конкретно прорабатывается "интересный проект Юрия Мамина о Джеймсе Джойсе" ("Радость любви к Джойсу"). Г-н Мамин, конечно, заслуженный работник, но где мы - и где Джойс? Впрочем, "Ленфильму" надо еще, кряхтя, подниматься "с колен", тогда как неутомимая г-жа Орынбасарова надеется уже осенью начать съемки в нашем городе. А что же самый знаменитый казахский режиссер и продюсер Тимур Бекмамбетов? Или он готов помочь лишь в том случае, если и снимать будет сам? В 3D? Но в таком случае, можно не сомневаться, от замысла большого поэта Сулейменова ничего не останется. Короче говоря, вопросов этот проект вызывает много. Хотя замысел интересный. Но при отсутствии государственной идеологии в России любой яркий исторический сюжет обречен на равнодушие киночиновников. Даже если этот проект будет реализован, не факт, что он дойдет до наших киноэкранов.

-- В.К. ---

Фотоальбом

Комментарии


Оставить комментарий:


Символом * отмечены поля, обязательные для заполнения.
Copyright © 2006-2017. ПФК. All rights reserved.