История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  Пошлость востребована. Говорит Виктор Тихомиров  

«Стремление людей к потреблению давно вышло за рамки необходимого, а тяга к наслаждению опережает даже естественные возможности организма», - считает режиссёр, художник и писатель Виктор Тихомиров

Недавно при большом стечении заинтересованной публики и с громадным успехом состоялась долгожданная премьера нового фильма Тихомирова "Чапаев Чапаев".

Ленина забудут, Чапаева - нет.

АиФ-Петербург: - Виктор Иванович, вы не боялись, что молодые зрители Чапаева не знают? Опросы показывают - даже Ленин знаком не всем.

 - Ленина, как и любого политика, забудут непременно. Чапаева забыть не так просто, ведь он - герой, фактически идеальная личность.

В знаменитом фильме братьев Васильевых актёр Бабочкин создал такой образ, который отвечает народным чаяниям и вдохновляет на подражание. Хотя про настоящего Чапаева и его реальные подвиги мы не так уж много знаем. Фильм же многим поколениям давал ощущение, что за героем и революцией стоит истина. Сейчас «красная идея» положительной уже не кажется, однако Чапаев при этом остаётся народным героем.

АиФ-Петербург: - То, что реальный Чапаев стал фигурой мифологической - один из уникальных примеров «волшебной силы искусства»?

- Это правда. В искусстве всегда есть много неизъяснимого. Более того, материалистически невозможно объяснить и половины явлений бытия. Даже атеисты апеллируют к нематериальным понятиям: «совесть», «честь», «мораль»… Высшие истины существуют. И в наше время их в популярной форме и даже весело пытается разъяснять, к примеру, Андрей Кураев.

АиФ-Петербург: - Но ведь к церкви масса претензий - и часто обоснованных?

- Меня совершенно не интересуют промахи или проступки отдельных духовных лиц. Они тоже люди, у них есть слабости. Но это не должно иметь отношения к твоей личной вере. Ведь только церковь учит и призывает к самоограничению через пост и к внутреннему диалогу через покаяние. Но сегодня люди хотят потреблять и наслаждаться, а не добывать хлеб свой в поте лица. А как только перестаёшь напрягаться - атрофируешься, другого пути нет. В итоге можно превратиться в гусеницу, которая бесконечно потребляет, ползает в поиске всё более острых наслаждений.

АиФ-Петербург: - Хотя разговоры о конце света уже немодны, по сути - мир болен?

- Он был болен всегда. Правда, с развитием технологий болезнь небывало усугубляется. Цивилизация утрачивает механизмы самосохранения, а механизмы саморазрушения усиливаются. При этом - я не пессимист! Считаю, что Создатель, хоть и дал человеку свободу, может, в конце концов, наказать, но может и миловать. Да и у общества существуют механизмы выживания, которые могут сработать.

Конец размножению

АиФ-Петербург: - Толерантность, о которой сейчас так много говорят, способствует выживанию?

- Толерантность должна иметь жёсткий предел. Ты сделал шаг навстречу, а тебе? Если партнёр замыкается в своей диаспоре, не желает знать твоих традиций, уважать их - это уже с его стороны захват территории. Те, кто безоглядно и благостно рассуждают о толерантности, - ленивы и безответственны. А толерантность к сексуальным меньшинствам хорошо бы строить на точном знании. Сейчас одни, ссылаясь на научные исследования, говорят, что человек внушаем, его можно сагитировать поменять ориентацию. Ведь всегда есть нестойкое, колеблющееся множество. Если это действительно так, то нужны запреты. Другие, опять-таки ссылаясь на науку, кричат: это ложь, и процент гомосексуалистов во все времена был примерно одинаков. Тогда, возможно, все эти нападки зря. Хотя гей-парады всё равно выглядят как-то погано и пошло. Вообще, на мой взгляд, вся интимная сфера должна оставаться сокровенной. Какие там «парады»! Как только исчезает таинство, атрофируется способность воспламеняться от близости. Тут и конец размножению.

АиФ-Петербург: - Пошлым стал идеал женщины и мужчины, которые преподносятся в гламурных журналах и по телевидению. Но где ещё его взять молодым?

- Гламур диктует стандартный тип внешности: одна Барби на всех. Но есть же иные типы. Им куда деваться? Кругленьким, пузатеньким, невысоким? Все по-своему хороши, а вот подай, чтобы как в журнале. Нам нужно самим искать идеал среди окружающих. И, думаю, женский идеал, как и раньше, должен складываться из общения с роднёй, с тётками, сёстрами, кузинами…

АиФ-Петербург: - Ушли времена, когда люди говорили, что их идеал в нравственном отношении - отец или мать.

- Родственные связи стремительно ослабевают. Когда «всё есть», нет нужды ни в жёнах, ни в мужьях, ни в друзьях. Это расплата за комфорт. Знаю женщин, которые не хотят замуж, потому что это обременительно, не заводят детей, дабы не испортить внешность. Даже интерес к сексу, несмотря на пропаганду, а скорее из-за неё, слишком быстро угасает, причем у молодёжи. Монитор всё чаще становится предметом настоящей влюблённости.

Лишь бы потребляли

АиФ-Петербург: - Остаётся ещё одно удовольствие: пить и есть. Недаром на телевидении столько кулинарных программ.

- Не знаю, хватит ли жизни, чтобы всё это перепробовать. Современный человек просто начинает ускоренно жрать. Тем более что предлагается не комплексовать, любить себя, даже если ты толстяк и еле дышишь. Лишь бы потреблял. И фильмы такие снимают - герой с явным избыточным весом, но обаятельный, его все любят. Но это же ложь! Толстый человек не может не страдать: он из-за одышки-то еле ходит, а уж интимную жизнь такого персонажа лучше не представлять. Ему необходимо ненавидеть себя и направлять энергию на беспощадную борьбу со своими недостатками. Но об этом кино снимают мало.

АиФ-Петербург: - А наблюдать бесконечное насилие на экране тоже становится родом удовольствия?

- Смакование насилия давно уже не намёк на получение удовольствия, а прямое предложение. Под такие фильмы идёт реклама, они прибыльны. Зрителям успешно навязывается вкус класса самих «разместителей рекламы» - быстро разбогатевших и поэтому самодовольных лиц с зачаточным культурным багажом.

АиФ-Петербург: - В таких условиях настоящие произведения искусства создаются только «вопреки»?

- Сегодня рыночная экономика ставит перед творцами вопрос: «Будет ли потребитель?». И это порочная практика, потому что произведение должно рождаться от вдохновения, внутренней потребности, а не от заявок коммерции. На рынке всегда будет востребована разнообразная пошлость, потому что она продляет жизнь земную, окутывает человека тёплым одеялом. А серьёзное творчество концентрирует сознание, заставляет трудиться душу.

И задача как искусства, так и государства - противостоять этой лености и пошлости.

Елена Петрова, "Аргументы и факты", СПб.

Фотоальбом

Комментарии


Оставить комментарий:


Символом * отмечены поля, обязательные для заполнения.
Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2017. ПФК. All rights reserved.