История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  Царский показ  

Первое знакомство Романовых с парижской новинкой братьев Люмьер состоялось в Петергофском Большом дворце.

История кино в России, как известно, началась вечером 4 мая 1896 года, когда в театре «Аквариум» показали программу короткометражных фильмов братьев Люмьер. Слухи о курьезном развлечении («живая фотография») достигли и Зимнего. Однако первая встреча императора с парижской новинкой (если не считать московских съемок коронации) произошла в его загородной резиденции в Петергофе. И показывал царю свое изобретение не кто иной, как сам господин Люмьер! Правда, неясно, кто именно из знаменитых братьев – Луи или Огюст...

В дневнике Николая II мы находим записи, скупо упоминающие об этом показе и о том, как проводил день 13 июля 1896 года русский царь. В ту субботу, как пишет император, «...пришлось много читать. День стоял дивный, гулял в Александрии, пока Аликс каталась. Завтракали у Мама с д. Алексеем, Альбером, его двумя сестрами и Тинхен. В первый раз удалось испробовать собственный электрический катер при полном штиле. Купался в море. После чаю читал и ездил на велосипеде. Обедали у Мама и в 10 часов поехали в Большой дворец, где показывались движущиеся фотографии (кинематограф)».

Никаких комментариев по поводу «живых картинок» Николай II, сам заядлый фотограф, не оставил. Впоследствии, правда, российский монарх нелестно отзывался о кинематографе как о «пустом» и «вредном» развлечении, отказываясь ставить «этот балаганный промысел вровень с искусством».

Так кто же вместе с царем впервые смотрел кино в Петергофе?

Сенсационные подробности этого показа удалось обнаружить в камер-фурьерском журнале, в котором педантично по часам фиксировалась вся жизнь августейшего семейства. Вот как царь провел субботу, 13 июля, 1896 года (публикуется в точном соответствии с оригиналом): «После утренней прогулки Государь Император изволил принимать с докладом: Великого Князя Алексия Александровича, Члена Государственного совета Графа Палена, Военного Министра Ванновского и Управляющаго Министерством Императорского Двора Барона Фредерикса; имел честь представляться Его Величеству Российский Посланник в Белграде в звании Камергера Барон Розен.

В разное время дня Их величества изволили прогуливаться и в 8 часов выезд имели к Государыне Императрице Марии Феодоровне и у Ея Величества кушали за обеденным столом.

В 10 часов вечера Государь Император и Государыни Императрицы с Великим Князем Михаилом Александровичем и Великою Княжною Ольгою Александровною выезд имели в Большой Петергофский Дворец, где изволили смотреть живую фотографию под названием Кинематограф, представляемую приглашенным для сего французским подданным Люмьером в Петровском зале.

К 10 часам собрались в Большой Дворец: Великий Князь Михаил Николаевич, Великий князь Георгий Михайлович, Великая Княгиня Ксения Александровна, Великий Князь Сергий Михайлович, Принц Александр Петрович, Принцесса Евгения Максимилиановна и приглашенные Особы, проживающие в Петергофских Дворцовых зданиях. Во время антракта в Белом зале и Статс-Дамской комнате Особам подавался чай и мороженое».

Итак, вечером 13 июля 1896 года в Петровском зале Петергофского дворца семейство Романовых собралось, чтобы ознакомиться с новинкой, о которой писали газеты. Год назад в День российского кино к 150-летию со дня рождения Огюста Люмьера, возле екатеринбургского кинотеатра «Космос» открыли памятник братьям Люмьер каслинского скульптора Дианы Косыгиной. Знал ли, представляя русскому царю кино в Петергофе, один из братьев Люмьер, что спустя век памятник ему окажется неподалеку от того места, где погибли венценосные зрители той премьеры?

Александр Поздняков, СПб ведомости

фото из фондов РГИА

Фотоальбом

Комментарии


Оставить комментарий:


Символом * отмечены поля, обязательные для заполнения.
Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2024. ПФК. All rights reserved.