История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  Свежие ветры в польском кино  

В программах нынешнего СПб-Кинофорума можно было увидеть четыре новых польских фильма: "Валенса. Человек надежды" Анджея Вайды, "Любовь"(под названием "Любить") Славомира Фабицкого, "Неуловимое"( под названием "Нескончаемое") Яцека Борцуха и "Фотография" Мачея Адамека. В конкурсе МКФ показана "Любовь. Фильм Славомира Фабицкого", как его именуют в польской прессе, дабы различать от массы других лент с таким названием. Замысел фильма родился у режиссера по прочтению газетного репортажа - и это характерно для новых польских постановщиков: отталкиваясь от "правды времени", они творят свою "правду экрана". Герои фильма - молодые, счастливые супруги на пороге кризиса. Каждый из них по своему реагирует на драматические события, которые их коснулись, но преодолеть это они могут только вместе, при условии сохранения главного, что их объединяет - любви. Фильм свидетельствует о зрелости режиссерского мастерства Фабицкого: он держит в напряжении как триллер, к тому же прекрасно сыгран актерами - Марчином Дорочиньским и Юлией Кийовской. Польская критика приняла фильм сдержанно( там вообще очень строги к своим фильмам) - "типовое польское кино среднего уровня", указывая при этом на заимствования из Кшиштофа Кещлевского. Поэтому можно понять одного из зрителей, написавшего комментарий к рецензии на "типовой фильм": "Дай нам Боже в польском кино побольше такого " уровня". Да и на недавно закончившемся ежегодном смотре польского кино в Гдыне фильм получил спецпремию жюри. 

В программе "Пикировка" был показан фильм Яцека Борцуха "Неуловимое". Он остался непонятым не только многими зрителями, но и модератором дискуссии режиссером Борисом Хлебниковым, крайне далеким от такого рода эстетики. Свой замысел Борцух объяснял так:" Может ли несколько секунд иметь влияние на нашу жизнь?.. Да, может иметь не только влияние, но и совершенно ее изменить. Но как может ее изменить? Момент, в который мы начинаем задумываться над ответом, это момент, в котором начинается волнующее путешествие. Путешествие в неизвестное, в отдаленные районы воображения, где проводниками становятся интуиция и инстинкт". На каникулах в Испании, где двое молодых людей переживают первую любовь, случается трагедия, которая разлучает влюбленных, вносит щепотку ада в библейский рай. Собственно, это и вся фабула, разочаровавшая привыкших к законченной драматургии зрителей. Но фильм не об этом - он о неуловимом. И часть польских зрителей это прекрасно почувствовала: "Мало делается в Польше фильмов, которые пленяют зрителя звуками, образами, атмосферой и игрой эмоций... Уже с первых минут меня захватили прекрасные кадры, сонные, тяжелые от зноя пейзажи Испании и (для контраста) суровые образы Кракова, точные диалоги, взгляды и жесты"... Качество фильма высоко было оценено и на престижном конкурсе фестиваля "Санденс", где он получил премию за операторскую работу. Недаром один из польских критиков утверждает, что "никто не имеет таких глаз и сердца для воспроизведения метафизики чувств как Яцек Борцух", а влиятельный еженедельник "Политика" заявляет, что "новый фильм Борцуха - один из самых впечатляющих и зрелых польских фильмов последней декады".

В конкурсе дебютов МКФ "Начало" участвовал фильм Мачея Адамека "Фотография", уже награжденный в аналогичном конкурсе на МКФ в Монреале в прошлом году, но до сих пор, похоже, почему-то не вышедший в польский прокат. Не попал он и в поле зрения национальной кинопремии "Орел" и последнего фестиваля в Гдыни.Тем не менее фильм заслуживает внимания - и прежде всего своей искренней интонацией, столь необходимой для дебюта.  Поиски подростком своего настоящего отца сняты столь деликатно, с таким глубоким проникновением в психологию героя, наконец, с такой отчетливо позитивной перспективой его дальнейшего взросления, что выгодно отличает его от многих польских фильмов на молодежную тему, выдержанных зачастую в миноре. В этом отношении его можно сравнить разве что с замечательными "Штучками" Анджея Якимовского. И тут мы подходим к главному, что объединяет все три названных фильма. Как отметила один из ведущих ныне польских кинокритиков Барбара Холлендер - "Режиссер Славомир Фабицкий принадлежит к поколению 40-летних, которые освежили польское искусство кино". 

Действительно, "Любовь" - второй фильм Фабицкого (ему 43 года), дебют которого, "Возврат", выдвигался на премию "Оскар". Первая работа Яцека Борцуха (ему тоже 43) - "Все, что люблю" - также выдвигалась от Польши на "Оскара". Мачею Адамеку - 45 лет, А.Якимовскому - 50, причем его последний фильм, "Представь себе" вышел в этом году в российский кинопрокат, так же как и фильм Малгожаты Шумовской( 40 лет) "Они"("Откровения"), чего не случалось уже давно( правда, обе эти работы - копродукции, соответственно с Португалией и Францией). Два ведущих польских актера сегодня - Марчин Дорочиньский (40) и Роберт Венцкевич (46). Первый из них сыграл в самых заметных польских фильмах последних лет - "Облаве" Марчина Кжышталовича(44), "Розе", "Дорожном патруле" и "Под мощным ангелом" Войчеха Смажовского(50), "Реверсе" Бориса Ланкоша(40), "Ты - бог" Лешека Давида(42), "Страхе высоты" Бартоша Конопки (41) и "Любви" Фабицкого. Венцкевич - в не менее заметных фильмах - "В темноте" Агнешки Холланд, "Мужестве" Гжегожа Зглиньского (45), "Розочке" Яна Кидавы-Блоньского ( эти три фильма, как и "Реверс" и "Страх высоты", наши зрители могли увидеть на неделях польского кино), "Под мощным ангелом" Смажовского и, наконец, в "Валенсе" Вайды. Сейчас же на польские экраны выходит новая сатирическая комедия Юлиуша Махульского "AmbaSSada", где актер изображает Гитлера. Что касается роли Валенсы, то многие критики отмечали, что игра Венцкевича "лучше, чем оригинал", причем сравнивали ее с работой Дэниела Дэй-Льюиса и утверждали, что она не менее достойна "Оскара".

В фильме Анджея Вайды, приглашенном после Венеции на 90 фестивалей по всему миру, история великих перемен в обществе показана не только через движение народных масс, но и через судьбу одной семьи, семьи самого Валенсы. Вайда показывает феномен превращения простого рабочего в харизматического вождя рабочих, а затем и всего народа. Вот как сам Вайда объяснял свое обращение к этой теме: "Гданьск - город свободы, здесь заканчивались съемки "Человека из мрамора", это здесь, на верфи и в городе разыгрывалось действие "Человека из железа", и сюда снова привел меня фильм о Лехе Валенсе. Если спросите почему - каждый из жителей Гданьска ответит вам: потому что здесь ветер дует с моря - ветер свободы". И далее: "О том, что фильм "Валенса" - наитруднейшая тема из тех, чем я занимался в течение 55 лет работы в кино, знаю хорошо. Но не вижу ни одного режиссера, который может сделать фильм о Лехе, которым я буду доволен. У меня нет выхода." Основанный на книге Януша Гловацкого, изданной впервые подпольно в 1981 году, фильм Вайды достойно венчает триптих о человеке труда, поднимающегося на борьбу с несправедливостью. Кстати, в одном из кадров "Валенсы" герои "Человека из железа" Ежи Радзивиллович и Кристина Янда раздают в электричке прокламации "Солидарности"...Вайда не педалирует в своем фильме тему кремлевского давления на польское руководство тех лет во время введения военного положения. И это справедливо: в конце концов это было решение генерала Ярузельского и, что бы потом не говорили требующие суда над ним политики, поддержанное в массе польского народа. Недаром тогда родилась поговорка: "Лучше Каня, чем Ваня" (Станислав Каня - глава польской рабочей партии). Так что это и наша история. Всех, кто пристально следил тогда за событиями в Польше из всех доступных источников. Именно эти события положили начало переменам в Европе и России. Последний патриарх мирового послевоенного кино очень достойно продолжает свой творческий путь.

Оживилось и среднее поколение польских кинематографистов. Так, Владислав Пасиковский, начинавший с криминальных боевиков ("Кролль", "Псы"), участвовал в работе над сценарием "Катыни", а в последнем фильме с труднопереводимом названием "Поклосье"(колоски, оставшиеся после жатвы,встречается название "Последствия") обратился к трагической истории одного села со смешанным польско-еврейским населением. Интересны новые работы Яна Якуба Кольского, Яна Кидавы-Блоньского и других постановщиков. Так что "свежий ветер" затронул все поколения польских кинематографистов.

В этой связи встает вопрос, куда смотрят господа отборщики Каннского фестиваля, отвечающие за Восточную Европу? В конкурсе Канн каждый год появляются фильмы, недостойные даже Московского фестиваля. В то время как за последние годы в Польше созданы фильмы, способные украсить фестиваль любого уровня: "Венеция" Яна Якуба Кольского, "Реверс", "Облава", "Поклосье", "Представь себе", "Завтра будет лучше" Дороты Кендзежавской и другие. Можно только позавидовать польским творцам. Наблюдать хаотические и зачастую бессмысленные телодвижения наших киночиновников и спрашивать себя: когда же и к нам "придет настоящий день"?

--- В.К ---

Фотоальбом

Комментарии


Оставить комментарий:


Символом * отмечены поля, обязательные для заполнения.
Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2024. ПФК. All rights reserved.