История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  Сотвори самого себя  

Так, по словам режиссёра С. Микаэляна, назывался сначала его нашумевший фильм.

- Я смотрю на жизнь глазами погибших в войну, - говорит фронтовик Сергей Микаэлян, старейший режиссёр «Ленфильма». - Эти воспоминания помогают ценить каждый день, как радостный, так и печальный.

1 ноября Сергею Герасимовичу исполнилось 90 лет. В его честь на прошедшем С.-Петербургском МКФ состоялся специальный показ одного из лучших фильмов мастера - "Вдовы".

- Ваш самый популярный фильм - «Влюблён по собственному желанию». Его героиня уверена, что если поставить цель и уметь управлять своими чувствами, всего можно добиться. Личный опыт это подтверждает?

- Да. Начало положил довоенный московский двор. Мы устраивали соревнования на храбрость, на «слабо`»: если не залезешь по пожарке на крышу, не доберёшься до макушки дерева, не прыгнешь с сарая - будут презирать. Эта закалка помогла на войне. Был такой случай: наш батальон новобранцев высадился в Малой Вишере и пошёл зимней дорогой к фронту. Вдруг издали, прямо на нас - «мессершмитт». Всех как ветром сдуло, попрыгали головой в сугробы, а у меня мелькнуло: «Бежать, как заяц? Фриц - не дурак, чтобы по мне одному стрелять. А на слабо`?» И я остался. Самолёт летит низко, не стреляет, лётчик смотрит на меня, я на него. Хотел кулаком погрозить, но вот тут испугался - ещё вернётся. Только боязливо показал вслед кончик языка...

Конечно, это была бравада. Но потом долгими умозаключениями доказал себе и уверовал, что трусость ни от какой беды не спасёт. И стал делать упражнения «на смелость». Изучил немецкую ночную заградительную стрельбу: они вели огонь трассирующими очередями, веером, всегда по часовой стрелке, почти всегда - на уровне живота, пули долетали до нашего окопа за четыре секунды. Я вставал, за секунду до пролёта пуль над головой приседал, потом вновь распрямлялся.

А под Ржевом, при адских бомбёжках, снова всё изучив, умел убегать от цепочки противопехотных пятидесятикилограммовых бомб. Однажды увёл от прямого попадания четырёх солдат-казахов.

И ещё я воспитывал в себе непритязательность. В первый же ночлег пожилой солдат рассказал старую байку: новобранец спрашивает: «А где я спать буду?» - «Тут, на земле». - «А что постелить?» - «Шинель» - «А чем покроюсь?» - «Шинелью». - «А под голову?» - «Шинель». Нет нужды описывать военный быт. Но и для мирной беспокойной жизни я уговорил себя: достаточно самого необходимого. Вот эдаким умением управлять своими чувствами много лет хотелось поделиться со зрителями. Кстати, первоначально сценарий назывался не «Влюблён по собственному желанию», а «Сотвори самого себя».

- В фильме в первых же кадрах герой Янковского появляется пьяным. А правда, что на фронте много пили? Есть даже мнение, что тогда-то спаивание страны и началось.

- Бред! Во-первых, «наркомовские» сто граммов выдавались только на передовой, во-вторых, только зимой и, в-третьих - не по сто граммов. Водку ведь доставляли в канистрах и в бочках; пока интенданты и штабы отольют в полках, потом в батальонах, в ротах, во взводах - до нас доходило на донышке котелка, по 35 граммов на человека, мы подсчитывали. И даже если почему-либо на других участках фронта водки хватало, спиться всё разно было невозможно: на войне век недолог, средняя продолжительность жизни пехотинца на передовой - четыре дни. Или ранят, или убьют.

- Военная закалка помогала вам в творчестве?

- Расскажу эпизод, повлиявший на всю мою жизнь. Под Ржевом, после безуспешных кровопролитных боёв с огромными потерями, небольшой нашей группе удалось прорваться на фланге. Немцы побежали, мы гнали их до вечера, а ночью они обстреляли нас из орудий и погнали обратно. С перебитой ногой больше суток я полз уже не по нашей территории, рискуя попасть в плен. И, вконец обессиленный, увидел трёх притаившихся красноармейцев.

«Свои?!» - крикнул я радостно и... осёкся. Они были мертвы. Я оказался в «долине смерти», неподалёку от деревни Полунино: бескрайнее поле, на котором наша пехота штурмовала фашистские позиции. Солдаты разных возрастов и национальностей лежали так тесно, что пришлось переползать через них. Я близко видел их стриженные головы, пробитые черепа с запёкшейся кровью, копошащимися белыми червячками, витающими мухами, видел глаза - и стиснутые, и распахнутые, и будто внимательно разглядывающие меня, задавая какой-то вопрос. Мне стало жутко. И стыдно. Я - живой, скоро выползу, а они тут останутся...

С тех пор смотрю на жизнь глазами тех миллионов, погибших за нашу страну, глазами всего моего поколения. Я не мог забыть то поле. Оно было со мной, оно помогало в тяжёлых ситуациях, оно ободряло, заставляло ценить жизнь, каждый её день, как радостный, так и печальный.

Много лет cпycтя, в 1991 году, с невыносимой тоской я вспоминал то поле, когда смотрел по телевизору невероятное зрелище. Президент Советского Союза Горбачёв робкими шагами приближается к столику, за которым сидит Борис Ельцин - первый президент России. В памяти сохранился их диалог: «Это надо подписать?» - «Да. Подходите» - «Что, вот здесь подписать?» - «Здесь. Подписывайте, пописывайте…» И не стало СССР. Кажется, впервые в мировой истории государство ликвидировало собственное государство.

- Как вы оцениваете современное состояние общества?

- Сейчас появилось много хорошего. И много пороков. О них все знают, все пишут, показывают по телевизору, с ними борются. А мне хочется кричать о самом главном - о гибельном падении нравов. Безнравственность никогда ни к чему хорошему не приводила.

Я верю в неравнодушных, болеющих за Родину людей. Их - неисчислимое количество: поисковики, волонтёры, защитники природы, подвижники медицины, тысячи посылающих деньги больным, герои-одиночки, ценой своей жизни спасающие незнакомого человека. Добро и благо в крови миллионов людей. Но мы знаем о них не так уж много.

Мечтаю, что когда-нибудь приоритеты перевернутся, и восторжествует порядочность - мать всех добродетелей. Станет модно, престижно быть порядочным. Людям с кристальной честностью, альтруистам, фанатикам своей профессии начнут помогать, выявлять их, поощрять, холить и лелеять. Их будут назначать на руководящие должности - массово. Если по одному - ничего не получится, заклюют. И, возможно, сбудутся вековые народные мечты о справедливом, совершенном государстве.

Елена Петрова, "АИФ СПб"

Фотоальбом

Комментарии


Оставить комментарий:


Символом * отмечены поля, обязательные для заполнения.
Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2024. ПФК. All rights reserved.