История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  Шедевры не умирают  

30 мая в Копенгагене в возрасте 86 лет скончался Хеннинг Карлсен. Режиссер, чей фильм "Голод" по роману Кнута Гамсуна навсегда вошел в историю мирового киноискусства. Если и есть шедевр без единого недостатка, то это именно тот случай.
Он начинал как документалист, снимая фильмы в стиле "синема-верите". Его короткометражка "Сувениры из Швеции" в 1961 году участвовала в конкурсе МКФ в Канне. Но уже в 1962 году он снимает подпольно в Южной Африке свой первый игровой фильм "Дилемма" по
роману лауреатки Нобелевской премии Надин Гордимер. Кинообличение апартеида тут же было замечено в СССР и в 1965 году фильм вышел в советский кинопрокат. Отметили его и в Европе: на МКФ в Мангейме картина получила Гран-при. Следующий фильм "Что с нами?" (1963), посвященный движению Сопротивления, также был отмечен премией на МКФ в Сан-Франциско и национальной премией для оператора Хеннинга Кристиансена. Фильм "Кошки"(1965), снятый в Швеции, едва ли не впервые в Скандинавии поднимал тему лесбийской любви и был награжден уже шведской премией за лучшую женскую роль для бергмановской актрисы Евы Дальбек. Четвертым игровым фильмом Хеннинга Карлсена стал "Голод"(1966).
60-е годы - золотой век звукового кино. По всему миру возникали и развивались самые различные течения и "новые волны", приобретавшие национальные черты - во Франции, Чехословакии, Польше, СССР, Японии, Бразилии, Великобритании, Швеции... Даже там, где не случилось яркого кинодвижения, возникали авторы и фильмы, оставившие заметный след в истории кино. Свой главный фильм датчанин Хеннинг Карлсен снял в Осло со шведскими актерами в основных ролях. В этой картине сошлось все: великая проза Кнута Гамсуна, уверенное и точное мастерство режиссера, блестящая операторская работа Хеннинга Кристиансена, чья черно-белая графика подчеркивает холодность окружающего мира, изумительные короткие рояльные фразы Кжиштофа Тадеуша Тжциньского-Комеды, выдающегося польского джазового композитора, успевшего за свою короткую жизнь много сделать в кино (помимо основных фильмов Романа Полянского, написал музыку к четырем фильмам Х.Карлсена), изощренная звуковая партитура, усиливающая впечатление бесприютного одиночества героя. Наконец, здесь - безупречные актерские работы одной из ведущих бергмановских исполнительниц Гуннель Линдблум и гениальная игра Пера Оскарссона.
Роль нищего писателя Понтуса - пример редчайшего совпадения героя и психофизических и личностных данных актера (другой такой пример - Франчишек Печка в польском фильме "Житие Матеуша", по странному совпадению экранизации прозы еще одного норвежского писателя - Тарьея Весоса, снятого в 1967 году). Тщедушный очкарик Понтус, снедаемый голодом и страстным влечением к даме из "приличного общества", - тем не менее являет собой пример редкостного человеческого достоинства и ощущения своего таланта, которые позволяют ему не только вести наполненную внутреннюю жизнь, но и не утратить веру в счастливое будущее: об этом говорит его радостная
улыбка в финале на корабле, уводящего его из города, в котором он потерял все, кроме чести. Незабываема и его восхищенная улыбка на худом лице, когда он глядит вверх на окно, в котором мелькает его пассия ,названная им непередоваемым именем "Илаяли"... За эту роль Пер Оскарссон был удостоен премии МКФ в Канне. Но это была единственная премия, доставшаяся выдающемуся фильму. Конечно. конкуренция в те годы была сумасшедшая, но с другой стороны спецприз жюри в тот год достался английскому фильму "Элфи", премия за режиссуру - Сергею Юткевичу за "Ленина в Польше", премия за дебют - румынскому фильму "Зима в огне". Кто помнит сейчас эти фильмы, а тем более - кто смотрит? Притом, что такие фильмы как "Без надежды" Миклоша Янчо и "Фараон" Ежи Кавалеровича не получили вообще ничего. Это еще раз подчеркивает то обстоятельство, что подчас почетные награды на самых крупных фестивалях даются не тем фильмам, которым суждено остаться навсегда...
Пер Оскарссон, сыгравший в том же 1966 году главную роль совсем другого плана в фильме Вильгота Шемана "Постель для брата и сестры 1872" ( не говоря уже о нескольких второплановых ролях), в последствии снимался много, у самых разных режиссеров, но ни одна его роль не достигла больше  взятой невероятной высоты. Он снимался до глубокой старости и страшной смерти в 2010 году, когда 31 декабря он заживо сгорел вместе с супругой в своем доме. Так и сам Хеннинг Карлсен продолжал работать до последних дней, сделал еще одну экранизацию Гамсуна - "Пан"(1995), а последний его фильм - "Вспоминая моих печальных шлюх" по роману Гарсиа Маркеса - два года назад шел в нашем кинопрокате. Но ни одна из его картин не достигла уровня "Голода". Для советского проката "Голод" был закуплен в 1968 году, очевидно, благодаря "прогрессивной" "Дилемме". но на наших экранах он появился только в 1970 году, надо думать, после долгих колебаний. Бог знает, кого надо благодарить за этот драгоценный подарок нашим неизбалованным настоящим киноискусством зрителям, хоть и появился он в считанном количестве копий( в Ленинграде фильм демонстрировался в одном, далеком от центра кинотеатре, а затем только по киноклубам). Причем фильм был субтитрован, что случалось крайне редко в те времена, но благодаря этому был сохранен в неприкосновенности  неповторимый оригинальный звукоряд.
Однако и в таком скромном формате фильм произвел огромное впечатление на зрителей и новое поколение кинематографистов. Так, Алексей Балабанов признавал большое влияние прозы Гамсуна на его дебют "Счастливые дни". И хотя он утверждал, что фильм "Голод" ему не понравился, что у него много претензий к этой экранизации, сама стилистика этого шедевра не могла не произвести глубокого впечатления на начинающего режиссера - это не только черно-белая графика, но и выбор весьма неоднозначного исполнителя на главную роль: ему предлагали Сергея Бехтерева, но он остановился на еще более резкой психо-физике Виктора Сухорукова. Алексей рассказывал, что он встречался с Хеннингом Карлсеном, говорил о своем желании экранизировать один из романов Гамсуна (кажется, это был все тот же "Пан"), но после обращения к прозе Кафки, он отошел от большой литературы.  Все же мне кажется, он понимал, что после фильма "Голод" крайне трудно превзойти этот уровень.
Чтобы кто не говорил, но такие явления в искусстве как фильм Хеннинга Карлсена "Голод" не проходят бесследно, хотя их влияние бывает трудно проследить. Ясно одно : такой гимн силе человеческого духа и достоинства встречается в искусстве нечасто. И потому такие шедевры живут вечно.
-- В.К.--
Фотоальбом

Комментарии


Оставить комментарий:


Символом * отмечены поля, обязательные для заполнения.
Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2018. ПФК. All rights reserved.