История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  Девочки в пути  

Камерная драма "Я не вернусь" – во-первых, есть результат сотрудничества кинематографистов нескольких стран: петербургской кинокомпании "СТВ", эстонской Amrion, финской Helsinki-Filmi, "Беларусь-фильма" и "Казахфильма". Проект поддержан видной европейской структурой Eurimages. Все вместе означает, что для российского кинопроизводства возможен и открыт путь копродукции, в т.ч. европейской – при грамотном и ответственном продюсировании.

И пусть вам не покажется слишком специальным этот тезис: серьезному зрителю понятно, что копродукция – мощный шанс увидеть качественное кино. Сразу скажу, что вместе с Сергеем Сельяновым, который в рекомендациях не нуждается, основным продюсером проекта выступила Наталия Дрозд, в послужном списке которой уже три названия, но нынешняя работа – очевидно, самая "громкая": мировая премьера состоялась на фестивале в Трайбеке (Нью-Йорк), и "Я не вернусь" получил специальное упоминание жюри.

Во-вторых, изначально российский фильм поставил режиссер из Эстонии Ильмар Рааг – автор самой успешной на родине картины "Класс" (2007), жесточайшей школьной истории, которая имеет несколько международных призов, но прошла в российском прокате незаметно, поскольку кто же у нас ходит на эстонское кино? Добавлю, что Рааг два года назад сделал "Эстонку в Париже" с Жанной Моро в главной роли, российская премьера прошла на "Первом канале" буквально на днях.

Истории, рассказываемой в фильме "Я не вернусь", Рааг (45 лет, свободно говорит по-русски) обеспечил необходимое сочетание режиссерского класса и европейской трезвости. Иначе картина могла бы свалиться либо в полное неправдоподобие, либо в пошлость, либо в истерику.

В-третьих, в основе – сценарий Ярославы Пулинович и Олега Газе, еще раньше была пьеса.
Пулинович – один из самых известных и успешных молодых российских театральных драматургов, у нее постановки по всему миру и профессиональные награды. В кино Пулинович пока не очень везло: полнометражный дебют "Как поймать магазинного вора" (режиссер Евгений Семенов, 2009, "Ленфильм" сделал, но в прокат не выпустил, хотя картина получила приз на международном фестивале дебютов "Дух огня" в Ханты-Мансийске.). Затем началось ее сотрудничество с таким известным режиссером, как Алексей Федорченко, но он ведь снимает чистый артхаус, а такое кино в российском прокате – словно эстонское….

Может, теперь наш кинематограф очнется и посмотрит внимательно на творчество Пулинович – он ведь пребывает в постоянном поиске человеческих и человечных историй, с виду незамысловатых, но глубоких, умных и тонких, требующих от зрителя чуткости, умения довериться картине и читать киноповествование.

Таков фильм "Я не вернусь". Вроде бы простой рассказ о совсем молодой женщине Ане, выросшей в детдоме, а теперь – аспирантке филфака, и девчонке из спецприемника Кристине. Волей обстоятельств они оказываются вместе: сбежав от надзора государства, автостопом едут в Казахстан к бабушке Кристины, и больше о сюжете ничего не скажу, поскольку эта вроде бы дорожная история, роад-муви, полна непредсказуемых моментов вплоть до самого финала. Да и тот открыт.

В хорошем кинопроизведении такого рода, впрочем, важнее изгибов фабулы повороты характеров и судеб, а значит – актерские работы. Дуэт Полины Пушкарук (Аня) и Вики Лобачевой (Кристина) – выше обычных похвал.

Полина Пушкарук закончила мастерскую Сергея Женовача в РАТИ/ГИТИСе в 2009-м, работает в театре; может быть знакома вам по роли радистки Кати в сериале "Жизнь и судьба".

Ее Аня – девушка с серьезным детским лицом, эгоистичность которой есть форма выживания, а нестадность и самостоятельность показывают ум. Сила характера свидетельствует о совершенно определенном (детдом) опыте, а ошибки – о его, жизненного опыта, недостатке. Поразительно, как молодая актриса передает настоящую, а не кино-вымышленную, не истеричную сложность своей героини, – страшно редкую, кстати, в нынешнем нашем кинематографе.

У Кристины лицо трагическое и взрослое – сама еще подросток, Вика Лобачева, как рассказано в пресс-релизе, знает, что такое детдом и предательство приемной семьи. Она почти гениальна в не менее сложной роли. Кристина, способная действовать безоглядно, – и кусачий волчонок, и фантазерка, сочиняющая даже притчи, которыми подсознательно спасается от превращения в зверя, и отчаянно требующий любви человек.

В сущности, эта картина неожиданно оказывается именно о любви – в том ее смысле, который совершенно замылен цитатой из Экзюпери: ты в ответе за тех, кого приручил. Бедная Аня не узнаёт любовь в себе до определенного момента, однако он придет, случится, настигнет, и ее жизнь изменится навсегда.

А пока девочки едут к неведомой бабушке – понятно, в попутках, чаще всего, с дальнобойщиками. Лобовое стекло упирается в бесконечность и погоду, за боковыми – яркий вечером и серый днем город, заводы, трубы, воинские памятники, храмы, дома, кресты и деревья. Равнодушная "округа", молчаливый пейзаж, словно всего лишь напоминание: ты, прежде всего, сам за себя отвечаешь.

Картина, сделанная более чем уверенно, отлично снятая финским оператором Туомо Хутри, с адекватной музыкой финского же композитора Пану Аалтио, не лишена все же маленьких недоумений. Ну как, например, Аня заряжала пресловутый мобильный телефон? Вопрос снимается тем, что, при всей внешней безыскусности и натуральности повествования, мы понимаем его условность. "Я не вернусь" – жанровый фильм, а жанр роуд-муви – всегда условность в изрядной степени. Чем она больше, тем важнее достоверность чувств – героев и зрителей. И с тем, и с другим в картине полный порядок.

И знаете, что? Я вдруг сообразила, что если на экране русское роад-муви, грузовики-фургоны и взросление девочек, – значит, перед нами произведение "СТВ" и Сельянова. Это ведь у него – "Сестры", второй "Бумер" и все картины Балабанова, начиная с "Брата", где дорога есть метафора пути и роста человека. У него и на эмблеме студии – фигурка девочки…

И вот почему "Я не вернусь" еще раз принципиален: Наталия Дрозд начала второе продюсерское поколение в компании "СТВ". И очень успешно. Значит, простите высокий слог, есть будущее у нашего кино. Спешите познакомиться.

Ольга Шервуд, портал "Юга.ру"

Фотоальбом

Комментарии


Оставить комментарий:


Символом * отмечены поля, обязательные для заполнения.
Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2018. ПФК. All rights reserved.