История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  Он не был из тех, кто опускал руки  

Не стало кинорежиссёра Геннадия Полоки.

Его судьба отразила неумолимый ход времени, которое настойчиво выбивает из списка живущих самые значимые и узнаваемые имена создателей лучших и любимых фильмов. Иных уж нет… Теперь впору писать – «многих уж нет». Отныне мартиролог пополнило имя Геннадия Ивановича Полоки – мастера десятой музы, чьи повороты судьбы в искусстве заставляют вспоминать старинную русскую забаву под названием «качели».

Выпускник знаменитого Щепкинского театрального училища, он вполне мог стать актёром на характерные роли, благо внешность и талант позволяли. Однако выбрал режиссуру и отправился учиться во ВГИК ко Льву Кулешову. И прежде чем испить до дна все радости и тяготы первой самостоятельной работы, постигал азы профессии в качестве ассистента у классиков отечественного кинематографа.

Дебют «Капроновые сети» не вызвал восторгов. Зато следующую ленту Геннадия Полоки все запомнили раз и навсегда. Это была знаменитая «Республика ШКИД», многие эпизоды которой снимали во дворе киностудии «Ленфильм», где трудился режиссёр Полока. Экранизация знаменитой повести Леонида Пантелеева и Григория Белых о беспризорниках превратилась в остроумный и временами щемящий фильм о детях и о детстве, а некоторые его персонажи стали именами нарицательными. Про фразы и песни я и не говорю. Они ушли «в народ». Помните – «Пионеры наших бьют!»? Картина открыла удивительный талант Геннадия Ивановича находить в актёрах какие-то неожиданные грани лицедейского дара. Таковыми оказались, например, Викниксор (Сергей Юрский) и Косталмед (Павел Луспекаев), а ещё целая галерея юных талантов, начиная с Саши Кавалерова – Мамочки.

Много позже, когда Полока откроет в себе талант рассказчика, он будет с нежностью и гордостью вспоминать тех гениальных актёров, с которыми свела его режиссёрская судьба. А тогда, в начале славных дел, казалось, что ему самому обеспечено восхождение на олимп классиков. Геннадию Полоке поручают ставить «юбилейный» фильм – экранизацию пьесы Льва Славина «Интервенция». Картина должна была выйти к 50-летию Великого Октября. Не вышла. Яркая буффонада и музыкальная эксцентрика, в стиле которых режиссёр решил тему борьбы подпольщиков в Одессе, показались киноначальству неуместными. Лента попала на полку, где «отлёживалась» почти два десятка лет, до наступления перестройки и гласности.

Быть автором запрещённой картины в прежние времена было хотя и опасно, но модно. Это затрудняло жизнь, но Полока никогда не был из тех, кто опускал руки. Он продолжал бороться за право остаться в профессии. И порою побеждал, снимая картины в разных жанрах. Так, успехом пользовалась его приключенческая лента «Один из нас» – не то реальный детектив, не то пародия на штампы советских шпионских картин. Геннадий Иванович порою даже получал вполне начальственные должности. Однако его собственное творчество постоянно подвергалось уничижительной критике. Особенно лютовал орган Ленинградского обкома КПСС газета «Ленинградская правда», в которой в буквальном смысле разносу подверглись фильмы Полоки «Одиножды один» и «Три процента риска». Инстинкт самосохранения подсказал режиссёру выпускать эти фильмы под псевдонимами, но все и так знали, кто их постановщик.

Новые времена, казалось, открыли возможности для полноценного возвращения в профессию. Но оно оказалось не столь радостным и приятным, и потому фильм Геннадия Полоки «Возвращение «Броненосца» хотя и пора-зил энергетикой постановочной мысли и очередными актёрскими открытиями, но погоды на кинонебосклоне не сделал. Режиссёр, как и многие его соотечественники и коллеги по профессии, выстоял в суровой борьбе с реальностью. Но она успела измениться, а он нет. И потому он навсегда нам запомнится таким, как и его лучшие фильмы, – человечным и сочувствующим, ироничным и грустным. Кино ведь – это искусство для нас, для людей…

Сергей Ильченко, "Невское время"

Фотоальбом

Комментарии


Оставить комментарий:


Символом * отмечены поля, обязательные для заполнения.
Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2024. ПФК. All rights reserved.