История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  Итальянское кино в Петербурге  

Так случилось в этом году, что за первые четыре месяца в нашем городе прошли лишь два заметных киносмотра - 4-й фестиваль итальянского кино "Из Венеции в СПб" и фестивль нового итальянского кино N.I.C.E. Если учесть, что в декабре прошлого года проходил и российско-итальянский фестиваль авторского, документального и короткометражного кино RIFF, то представленная панорама дает довольно полную картину нынешнего состояния итальянского кино.

Не претендуя на далеко идущие выводы, сосредоточимся на игровых фильмах, составлявших большую часть кинопоказов. Из документальных фильмов наибольшие надежды возлагались на картину Этторе Сколы "Это странное имя Федерико", тем более, что мэтр не снимал уже десять лет.Однако, оказалось, что это не совсем документальное кино, скорее, наоборот. Причем он больше о самом Сколе, чем о Феллини. Своеобразный "Амаркорд" Сколы, в котором он вспоминает о том, какое место в его жизни занимал Федерико. Безусловно, и на такой подход мастер имеет полное право, но тогда и в названии фильма уместнее было бы поставить имя Этторе ( разве оно не менее странно?). Самым волнующим местом в картине оказались тем не менее не рефлексии Сколы, но монтаж кадров из фильмов Феллини, хотя и он мог быть более впечатляющим и ритмически более выверенным. Впрочем, от таких больших мастеров, как Скола, всегда ожидаешь нечто большее.

В этом смысле приятно удивил Марио Мартоне, от которого не ждали каких-либо откровений. Опытный постановщик, за плечами которого больше десятка фильмов, причем два последних("Вкус крови" и "Мы верили") - добротная, но среднего качества продукция. Новая лента - "Удивительный юноша",  казалось бы, обычный биографический фильм, повествующий о жизни великого поэта Джакомо Леопарди. Тем более,что на экране прослеживается вся его жизнь, начиная с детства - и до смерти. Однако режиссеру удалось воплотить на экране ту трудно уловимую субстанцию, которую исключительно редко можно проследить на экране, а именножизнь человеческого духа. Во многом это удалось благодаря выдающейся актерской работе Элио Джермано, 34-летнего актера, снимающегося с 13 лет. Не акцентируя физические недостатки своего героя, он сосредотачивается прежде всего на его душевном состоянии, причем основная нагрузка ложится на главный рабочий инструмент актера в кино, недоступный в театре - на глаза. А в них сразу видно, есть ли у актера что-либо за душой, или нет. Посему Элио Джермано гораздо более был бы достоин премии "Оскар", чем его сверстник Эдди Редмейн, сыгравший другого гениального  калеку, Стивена Хокинга, исключительно на техническом мастерстве. Кроме того, фильм настолько убедителен в своем историческом антураже, костюмах, даже в извержении Везувия, что ни разу не возникает сомнения в аутентичности происходящего. Операторская работа 80-летнего патриарха швейцарского и французского  кино Ренато Берта безупречна. И совершенно новое имя - композитор Саша Ринг,  изумительная музыка которого свидетельствует о том, что ее автора ждет большое будущее. Вероятно, накопленный опыт постановщика перешел здесь в новое качество - и от Марио Мартоне можно отныне ждать чего-то большего. чем ранее.

 Еще два игровых фильма из Венеции - "Без всякой жалости", дебют Микеле Альаикуэ, и "Перес", вторая работа Эдоардо Де Анджелиса - вполне проходная продукция, не несущая ничего нового. Гораздо более солидная работа - "Черные души", третий фильм Франческо Мунци. Это действительно мрачная картина о калабрийской мафии решенная в стиле film noir. Жесткий сценарий, основанный на одноименном романе Джоаккино Криако, имеет неожиданный финал: дабы прекратить череду кровной мести, отец  семейства предпочитает покончить с собой. Это явно новое слово в бесчисленных фильмах о мафии - только имеет ли оно под собой реальную основу, либо это лишь иллюзии авторов?  

 Ежегодный фестиваль N.I.C.E., название которого в переводе с английского  означает "новые итальянские кинособытия", обзавелся русским подзаголовком - "фестиваль нового итальянского кино". И это название гораздо точнее отражает суть смотра. Потому как не все истинные события попадают в его программы (такие, как фильмы Эммануэля Криалезе и Микельанджело Фраммартино), и далеко не все включенные в программы фильмы действительно являются событиями. Так и в нынешней программе: второй фильм Роландо Равелло "Ты меня помнишь?", дебют Алессандро Лунарделли "Мир такой, какой он есть", фильм уже достаточно опытного режиссера Паоло Дженовезе "Ты бывала на луне?" - всех их не назовешь событиями. Скорее им стал полнометражный мультфильм Алессандро Рака "Искусство быть счастливым", но его оценку оставим специалистам в анимационном кино. Серьезное впечатление произвел третий фильм Антонио  Морабито "Продавец лекарств", не в последнюю очередь благодаря оригинальной теме и четко выстроенному сценарию. Конкуренция фармацевтических компаний, навязывающих практикующим врачам свои лекарства - широко распространенное явление во всем мире, но до сих пор мало затронутая в игровом кинематографе. Уверенная режиссура, точная работа с актерами - все это свидетельствует о несомненном потенциале постановщика.

Однако подлинным событием смотра и открытием нового имени стал фильм Роберто Андо "Да здравствует свобода". Это уже пятая картина режиссера, причем снятая по своему роману. До этого самой известной работой Андо  была "Рукопись князя" о писателе Томази ди Лампедузо, спродюсированная братьями Торнаторе, причем Джузеппе он считает своим учителем ( хотя работал ассистентом у Рози, Феллини, Чимино и Копполы). Основной стержень сценария - потрясающий сюжет о двух братьях-близнецах, один из которых - знаменитый политик, другой сидит в психбольнице. Ситуация, когда "безумный" брат подменяет на время усомнившегося в успехе своего дела политика. дает возможность исполнителю проявить все свое мастерство. И Тони Сервилло, в выдающемся мастерстве которого уже давно никто не сомневался, выдает поистине грандиозную роль. Настоящий пир для гурмана - следить за тем, как актер Сервилло играет якобы безумного брата, который в свою очередь изображает завзятого политического мастодонта и при этом произносит речи, полные скрытой рефлексии о навсегда утраченной правде... Похоже, рядом с Тони Сервилло сегодня нельзя поставить ни одного европейского актера, по крайней мере, из континентальной Европы ( на Британских островах всегда была лучшая киношкола в мире). Итальянское кино постоянно испытывало недостаток больших киноактеров на героические роли. Еще с 50-х годов ведущие мастера, такие как Феллини, Антониони, Висконти, вынуждены были приглашать зарубежных актеров, зачастую из Америки. С уходом великих мастеров экрана - Мастроянни, Волонте, Сорди, Тоньяцци, Гассмана - итальянское кино резко потускнело. Пока единственная достойная им замена Тони Сервилло... Удивительно, что фильм Андо был представлен только на фестивале в Карловых-Варах и не получил должной известности за рубежами Италии. В любом случае новые работы Роберто Андо требуют повышенного внимания.  Таким образом, в итальянском кино болезненная смена поколений, похоже, выходит на финишную прямую. К двум вышеназванным именам прибавились теперь Роберто Андо и Аличе Рорвахер. Да и в конкурсе нынешнего Каннского фестиваля представлены сразу три итальянских режиссера, чего давно не было - Паоло Соррентино, Нанни Моретти и Маттео Гарроне. Все это, однако, далеко от того места, которое занимало итальянское кино в Европе в 50-70-е годы, а это было первое место. Генеральный Консул Италии в Петербурге г-н Леонардо Бенчини спросил меня, кто же сейчас занимает это место, и я затруднился с ответом. Конечно, это не Франция, кинематограф которой погиб от жестокой экспансии женской режиссуры. На мой взгляд, наиболее интересные процессы - начиная со студенческих работ - происходят в польском кинематографе, уже преодолевшем кризис смены поколений. Недаром именно польский фильм отмечен в этом году премией "Оскар". И это при том,что выдающиеся работы польских мастеров 50-60-х годов там были не замечены. Да и в той же Польше годом раньше вышел гораздо более мощный фильм на ту же тему, что и "Ида" - "Колоски"( Poklosie) Владислава Пасиковского. Но все эти награды больше говорят о самих премиях и фестивалях, чем о качестве фильмов. Тем не менее смотры последних лет показывают, что интересные процессы происходят также в немецком и итальянском кино. Так что ближайшее время покажет, что наблюдает Феллини в последнем кадре фильма-воспоминания Сколы - закат или рассвет итальянского кинематографа.

 

--- В.К.-- 

Фотоальбом

Комментарии


Оставить комментарий:


Символом * отмечены поля, обязательные для заполнения.
Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2024. ПФК. All rights reserved.