История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  Герой нашего времени найден  

Недавно один из критиков газеты New York Times включил фильм Юрия Быкова «Дурак» в пятёрку лучших картин года. Вышедший на экраны в конце 2014 года, этот фильм не вызывал ажиотажного спроса на родине, однако попал в международный прокат и там сильно отличился. В настоящий момент наш «Дурак» идёт в США, во Франции и других странах НАТО. Итак, в задаче спрашивается – заинтересовался ли мир художественными достоинствами картины Юрия Быкова или традиционно поддерживает всё, что вписывается в концепцию «мрака путинской России»?

Небольшой русский город, наше время. Честный сантехник Дмитрий Никитин (Артём Быстров), учащийся заочно на строителя, одной роковой ночью оказывается в аварийном общежитии. Это реликт советских времён, заселённый всякого рода людишками без явных перспектив на будущее. Девятиэтажка треснула сверху донизу и вот-вот обвалится. Дима, уверенный, что общага рухнет немедленно, мчится на юбилейный банкет мэра города Нины Галагиной, где собралось всё высшее руководство.

Пьяненькие начальники быстро трезвеют и соображают, что дело их не шутка. Деньги на капремонт разворованы, и в случае катастрофы всё обнаружится. Бессменная предприимчивая мэрша (ярчайшая работа Натальи Сурковой) устраивает своей банде выволочку, однако ситуация тупиковая: людей из общежития расселять некуда, а их эвакуация ночью неотвратимо приведёт к проверке, и проверять будет не местный прокурор – член общей банды. Галагина избирает преступный выход – сжечь документы и пристрелить ночью начальника ЖКХ (импозантный Борис Невзоров), а до кучи главного пожарного и нашего сантехника, чтобы «зачистить концы».

Герою удаётся бежать, но уехать и не предупредить людей из общежития он не может. Дима выводит жителей на улицу, однако вместо благодарности они жестоко избивают нашего героя. Возможно (и скорее всего), он погибает. Фильм исключительно авторский: Юрий Быков – и сценарист, и режиссёр и даже композитор (жалобное фортепьяно время от времени).

Что ж, зададимся вопросом, насколько перед нами «правда жизни» – и ответ не будет однозначным. Конкретная ситуация надуманна и не имеет никакого правдоподобия. В случае аварийной угрозы такого масштаба (800 человек!) в город прибывают силы МЧС, и люди эвакуируются в пункты временного размещения. Конечно, терпилы потом могут дожидаться годик-другой вожделенного расселения, это да, но мочить ночью начальника ЖКХ и брать на себя уголовную ответственность за столь масштабную катастрофу ни один мэр не станет. (Их первое движение при опасности – сбежать.) Так что эдакой «тотальной правды» в картине нет, она соткана из пылких натяжек и гипербол. Многие персонажи говорят, как из передовицы «Новой газеты» («всё прогнило», «все воры» и в этом духе). Но «что-то» есть в мрачном драйве быковского «Дурака»! Не зря он цепляет зрителя, пробившегося к фильму без всякой рекламы, на ощупь отыскавшего её в сетевой тьме.

Во-первых, у режиссёра есть «чувство жизни», острый глаз на детали быта, и это обеспечивает всем его галлюцинациям некоторую общую достоверность. Самые убедительные фигуры тут – отец и мать нашего дурака, в блистательном исполнении Ольги Самошиной и Александра Коршунова. Это та среда, что сформировала героя, – честные советские люди, оскорблённые новой бесстыжей жизнью. Заполошная мать, пилящая отца за то, что всё у них не «как у людей», за обедом постоянно поправляет разъезжающиеся полы халата, как это делают крупные женщины, а у конченого алкаша из общежития на плече красуется гордая татуировка. Это я о деталях. Прекрасно подобраны лица, особенно в правящей банде – кстати, там играет, и как всегда прекрасно, покойный уже Сергей Арцибашев (глава здравоохранения несчастного городка).

Во-вторых, автор картины действительно ненавидит прогнившую власть. Расправляется он с ней простым методом – гады сами объясняют, какие они гады, саморазоблачаются, так сказать, на глазах у публики. Преступление у них одно – расхищение бюджета, то есть превращение государственной власти в личную собственность. Это ведёт к бесповоротному растлению человека, к его полному моральному разложению. (Может быть, правы те страны, где за коррупцию казнят!) Ненависть режиссёра огнедышащим драконом проникает в кадр и наполняет его сокрушительной энергией гражданского протеста.

В-третьих, в картине есть герой, настоящий герой. Кроме банды властителей вверху и алкашей из общежития внизу есть ещё молодой человек приятной внешности, непьющий, работящий. У него простая рабочая совесть – по наследству от отца-трудяги. Он не сдаётся и ведёт свою героическую линию до конца. Если бы режиссёр не был таким упрямым пессимистом, он бы показал нам своего героя в больнице, банду власти – в наручниках, а жителей общаги – распивающих водочку в пунктах временного размещения. Это бы ничуть не повлияло на художественность картины (всё равно ведь не Герман и не Балабанов, всё довольно простенько), а сочувствующего зрителя добавило бы.

Почему картина Быкова не прозвучала в полную силу дома, понятно: она попала под «Левиафана». Двух криков гражданского протеста зритель как-то не выдержал, сосредоточился на одном, тем более «Левиафан» был круто распиарен, а «Дурак» почти что не имел рекламы. Как художественное явление «Дурак» имеет прочные советские корни – пьесы А. Гельмана, фильмы Абдрашитова – Миндадзе. Суровое социально-аналитическое кино, очень нужное сегодня и всегда. Монотонное и неглубокое – но это уж приметы жанра, мало кто будет пересматривать такое кино. И мне не важно, по каким причинам оно вдруг нарисовалось на Западе. (Пусть посмотрят хотя бы, как у нас актёры играют!) Мне важно, что в жирный бок родной коррупции честный человек вонзил свои художественные вилы. Эти вилы должны работать без устали и перерыва! Воров – в тюрьму! Трудящимся – достойную жизнь!

 

Татьяна Москвина, "Аргументы недели"

 

P.S    Премьера фильма Юрия Быкова "Дурак" в отечественном прокате состоялась в декабре 2014 года. С тех пор его увидели зрители в Польше, Швейцарии, Бенилюксе, Новой Зеландии, Индии, Пакистане, Непале, Шри-Ланки, Бангладеше, Греции и Кипре. В сентябре 2015 года картина вышла в прокат в США, 18 ноября - во Франции, где в первую же неделю стала лидером уик-энда. Зрительский рейтинг фильма на крупнейшем мировом киносайте IMDB - очень высок - 8.0 ( для сравнения: у "Левиафана" - 7.7, у "Солнечного удара" - 5.6). Один из самых взыскательных наших критиков, Татьяна Москвина, очевидно, увидела фильм с опозданием.
Как всегда, в ее материале много точных и верных наблюдений. Хочется поставить под сомнение лишь одно - то, что картина монотоннная и неглубокая и потому мало кто ее захочет пересматривать. Хотя ранее сама же отмечает: "что-то есть в мрачном драйве" фильма - и потому он "цепляет" зрителя. Вот в этом "что-то" - и состоит тайна воздействия кинообразов на зрителя. То редкое в нашем кино качество, когда сюжет, актерское мастерство, режиссерское и операторское искусство сливаются в нечто единое, что заставляет зрителя испытывать определенные благотворные чувства (на которые и рассчитывает автор), а впоследствии - вернуться к ним, посмотрев фильм вновь. Достигается это каким-то глубинным мастерством, которому нельзя обучить - это происходит где-то на физиологическом уровне, в психофизике. Как музыкальный слух - есть он или нет. У театральных режиссеров, пытающихся снимать кино, как правило - нет. Таким "слухом", который очень приблизительно я бы назвал "киногенией", в совершенстве обладал Алексей Балабанов. Наверное, не случайно "Дурака", свой третий фильм, Ю.Быков посвятил именно ему.
 
-- В.К.--
Фотоальбом

Комментарии


Оставить комментарий:


Символом * отмечены поля, обязательные для заполнения.
Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2024. ПФК. All rights reserved.