История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  Полным-полна коробочка? Эх...  

Я получил редакционное задание написать о фильме «Коробка» в дни проведения фестиваля итальянского кино. Звонок из офиса «Спорта» застал меня в фойе кинотеатра, где я стоял в окружении коллег-журналистов, изрядно воодушевленных после просмотра очередного шедевра Маттео Гарроне. Когда же они прислушались к тому, о чем я говорю с редактором, посыпались язвительные шуточки в адрес фильма и футбола в частности. Что ж, и зрители, и критики тогда действительно поумнели и возвысились над реальностью с помощью отличных итальянских картин.

Почувствовав неладное, я кое-как успокоил себя тем, что ехидничали в адрес «Коробки» мои коллеги-женщины, и, разделив их мнение на 400, как вечно антифутбольное, отправился смотреть фильм о дворовом турнире в промежутке между фестивальными показами.

И тут выяснилось, что наши насмешницы оказались в чем-то правы. Смотреть фильм «Коробка» пришел… один зритель, да и то – с пресс-картой в руке, читай – бесплатно. Дело шло к отмене показа, но, к моей радости, к началу сеанса набралось три человека, включая меня самого. Забегая вперед, отмечу, что по окончании просмотра я навел справки и узнал, что в других кинотеатрах, где показывалась «Коробка», сложилась такая же ситуация. 5-10 зрителей, не более. Причем речь идет о вечерних сеансах в удобное для посещения время. Однако забудем на время эти печальные детали, характерные, кстати, не для одной только «Коробки», и примем во внимание другое обстоятельство. Позвонивший мне редактор «Спорта» сообщил, что «Коробка» была высоко оценена авторитетным спортивным журналистом Игорем Рабинером, и представлена на московской премьере самим Леонидом Слуцким.

Сосредоточившись до предела, я впился взглядом в экран в опасении, что ахинея начнется сразу после титров. Но время шло, а меня еще ничего не раздражало. Фильм излагал совершенно внятную историю о взаимоотношениях современных подростков. Не желая делить хоккейную коробку с молодыми кавказцами, русские ребята вызвали их на турнир, в который постепенно втянулись все жители района. Когда я привык к картине и немного расслабился, возникли первые ассоциации. А это, как говорил великий итальянский режиссер Франческо Рози, – «примета хорошего фильма».

Первая из них была связана с юными актерами, некоторые из которых прекрасно проявили себя ранее. В частности, Александр Мельников, сыгравший Сержа в «Коробке», прославился благодаря телесериалу «Закон каменных джунглей». Старым знакомым оказался и Алексей Лукин в роли судьи дворового турнира. Я заприметил его в фильме «Училка», хотя послужной список Алексея довольно велик. Однако на этот раз он сыграл нечто прямо противоположное своей роли в «Училке» – крайне дисциплинированного подростка, целиком погруженного в честное судейство и, по всей видимости, не боящегося игроков-сверстников и собравшейся на трибунах шпаны. Исполнитель главной роли Сергей Романович начал свою кинокарьеру еще в 2007 году и к моменту съемок «Коробки» был уже заслуженным артистом в категории «юный». Сразу же попрошу прощения у тех актеров, кого я видел на экране впервые, но все они произвели хорошее впечатление. Не отставали от них и взрослые – крайне убедительным в роли отца главного героя оказался Олег Васильков, хорошо знакомый кинозрителям по фильму «Конвой», ну а Руслану Нигматулину, сыгравшему сурового, но справедливого тренера юношеской команды «Спартака», пожелаем дальнейшего развития кинокарьеры по восходящей.

История, рассказанная в фильме, крайне проста. С одной стороны – наши, с другой – чужие, пришлые, непонятные, смуглые. В центре – коробка с песчаным покрытием, напоминающая гладиаторское ристалище. Все, что было здесь до турнира – привычно и однообразно. Все, что произойдет – непредсказуемо и обязательно обернется последствиями. Все, что случилось – хэппи-энд в лучшем понимании этого слова. Русские ребята обрели новых кавказских друзей, потеплели отношения между взрослыми соседями, силы зла на какое-то время отступили, а главные герои, как положено, занялись футболом на новом уровне – в школе резерва московского «Спартака».

Прочитав это, кто-то воскликнет: «Так зачем же было огород городить?!». Неужели такая история достойна фильма? В наше-то кризисное время? Тогда на выручку придет другая цитата из Франческо Рози, гласящая о том, что «киновосприятие – это искусство ассоциаций».

Содержание фильма «Коробка» ничем не уступает своим предшественникам – «Игре» (2008), «Выкрутасам» (2011) и телесериалу «Команда» (2004). Все это – простые незатейливые истории, адресованные в первую очередь поклонникам игры № 1. Такими же были и некоторые классические фильмы о футболе, созданные в советское время. И «Коробка» ничем перед кино не провинилась. Что же касается следования этого фильма в русле идей РФС и лично Виталия Мутко, то что плохого в этих идеях, которые просто напрашиваются на киновоплощение? Точно так было и с «Выкрутасами», повествующими о беспризорниках, которых футбол вывел из подвалов и промзон на свет Божий.

Конечно, никто не рассчитывает на то, что с помощью «Коробки» и ей подобных фильмов возникнет всплеск интереса подростков к уличному футболу. Или что все они побегут записываться в школы резерва профессиональных клубов, где их примут с распростертыми объятиями мудрые и немногословные Русланы Нигматулины. Сказка – ложь, но в ней намек. Кто только не смеялся в свое время, посмотрев фильм «Удар! Еще удар!» (1968), который рассказывал о том, что ленинградский «Зенит» победил в розыгрыше престижного еврокубка? Ну, а «Игра» (2008) пошла еще дальше, возвестив о победе сборной России на чемпионате мира 2018 года.

Однако хорошее впечатление, которое произвела «Коробка», было изрядно подпорчено действиями наших кинопрокатчиков.   Это надо же было додуматься выпустить достаточно скромную «Коробку» в одно и то же время с отличным английским спортивным фильмом «Эдди «Орел», посвященным легендарному прыгуну с трамплина. Или наш кинопрокат до сих пор не в курсе решения, принятого на правительственном уровне? О том, что нельзя выпускать одновременно российский и зарубежный фильм похожего содержания. В результате угробили обе картины, на которых собирались горстки зрителей. Но, может быть, прокатчиков вообще не интересовали кассовые сборы в обоих случаях? Вот о чем, на мой взгляд, следует говорить, а не выискивать в «Коробке» материал для критиканства. Лучше давайте спросим себя: хотим ли мы увидеть вторую серию «Коробки». Лично я – хочу.

 

Алексей Дунаевский для "Спорт день за днем"

 

 

 

 

 

 

Фотоальбом

Комментарии


Оставить комментарий:


Символом * отмечены поля, обязательные для заполнения.
Copyright © 2006-2017. ПФК. All rights reserved.