История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  Снимается "Довлатов"  

Продолжаем следить за проектом Алексея Германа "Довлатов" (предыдущая публикация - от 20 декабря 2015 года в рубрике "Статьи и проекты"). Здесь - две публикации в связи с завершением съемок.

 

На два дня съемочной площадкой фильма "Довлатов", который снимает Алексей Герман, стал флагман судостроения, петербургский Балтийский завод. Но на съемках мы встретились не только с автором "Заповедника", но и с авторами "Евгения Онегина", "Мертвых душ", "Преступления и наказания" и "Войны и мира".

Сюжет картины построен вокруг четырех дней жизни писателя незадолго до его отъезда в Таллин в начале 70-х. В один из серых ноябрьских дней молодой журналист многотиражки Довлатов отправился писать статью о заводском фильме, посвященном созданию корабля "Писатель Платон Нифонтов". Высокий, в черном пальто, с портфелем в руках, вышагивает вдоль стапеля с судном в деревянных лесах. Минует рабочих в спецовке, толкующих о рыбалке...

"Стоп! - раздается команда режиссера. - Ждем, когда уйдет солнце!" В ожидании облаков "рабочие" разбрелись по площадке. Тот-который-играет-Довлатова (имя актера, исполняющего заглавную роль, Алексей Герман обещает раскрыть лишь к концу съемок) скрылся в неизвестном направлении. Сотрудницы завода в сторонке обсуждали "похож - не похож". "Да нет, тот вроде повыше был" - "Зато этот покрасивше. Я видела на фото, мрачный такой" - "Так это он старый когда, а здесь молодой еще".

К "разночтению" насчет Довлатова Герман готов изначально. "Очевидно, что лирический герой Довлатова   и сам Довлатов не всегда пересекаются, - говорит режиссер. - Но тотальное большинство почитателей этого писателя уверены, что они абсолютно идентичны. Поэтому я предвижу критику некоторых людей, которые будут настаивать, что все было не так, а этак. Но я ни в одной книжке о Довлатове так и не смог найти какой-то единый образ. Пишут: был такой-сякой, так сидел, гулял в шлепанцах, шутил, пил. Но никто так и не ответил: а что же это был за человек? Мне кажется, что прежде всего это был очень большой и очень нежный человек".

По словам продюсера фильма Андрея Савельева, актер, которому довелось стать Довлатовым, "может сыграть этого писателя, потому что он понимает, что играет. Несмотря на свой возраст, а он довольно молодой, он многое прошел и поэтому очень хорошо чувствует".

Но вот к чему не подкопаются те, кто помнит Ленинград начала 70-х, - это среда, которую создают на съемочной площадке. Художник-постановщик картины Елена Окопная объездила барахолки не только Питера, но и Милана, и Лондона. Собраны сотни артефактов, от значков ГТО до мятых пачек болгарских сигарет "Стюардесса". Кто-то презентовал им непочатую бутылку "Столичной" 40-летней давности розлива - на "Довлатова" не жаль.

Не говоря о раритетах советского автопрома: "Победах", "Чайках", "Москвичах" и, конечно же, горбатых "Запорожцах" - их на съемках больше полусотни. Но сегодня на площадке из транспорта только корабль.

Полдня, пока Герман с оператором Лукашом Залом (известным по оскароносному фильму "Ида") искал подходящие ракурсы и репетировал с актерами.

"Для нас главное не только быть точными в деталях, костюмах, интерьерах, но и уловить дух времени... Здесь важно все: и анекдоты, и крой костюма, и уличное освещение, которое было абсолютно иным. Сейчас оно желтое, а тогда улицы Ленинграда освещали холодным белым светом", - говорит Герман.

Ради съемок фильма "Ленсвет" отключал на некоторых объектах даже уличное освещение. Наверное, кому-то непривычно было видеть Неву и даже Эрмитаж, погруженные в тьму...

Неподалеку от камер расположилась   группа "рабочих" в спецовках. В руках одного молочная бутылка с серебристой крышечкой: "А помните, раньше стеклянную тару сдавали, за каждую бутылку по 20 копеек давали". - "Нет, не по 20, а по 15".

Припомнили зеленую кефирную крышечку, фиолетовую ацидофилинную. "Монтажник-высотник" из Сыктывкара признается, что Довлатова не очень любит, но поработать у Германа очень хотелось: "Мы иногда даже не знаем, снимают нас или нет. Вот, пьем молоко, треплемся о том, о сем. Режиссер замечаний не делает - все получается естественно, мне кажется"...

В самом деле, в какой-то момент было не отличить, где тут актеры массовки, а где рабочие Балтийского завода...

Наконец небо заволокло тучами, на площадке подбавили искусственного ноябрьского мокрого снега. Появился Довлатов, а вслед за ним... Пушкин, Достоевский, Толстой и в легком подпитии Гоголь.

Через минуту стукнула хлопушка, и все разъяснилось. "Артисты Дома культуры", - кокетливо потянулась к Довлатову заводская начальница. Судя по всему, это ее идея: классики русской литературы должны благословить корабль "Писатель Платон Нифонтов" в добрый путь.

"Пушкин" распространяется перед допотопной камерой о страданиях русской литературы "под прессом цензуры, произвола чиновников и царизма". В сторонке "Достоевский" что-то шепчет Довлатову про "Преступление и наказание".

Довлатов, включаясь в игру, представляется компании "писателей" по-своему: "Франц Кафка, журналист из газеты, пишу фельетоны, занимаюсь энтомологией".

... Переменчива питерская погода - теперь пришлось остановить работу из-за сильного дождя. Сквозь его пелену виднелись вдалеке жирафьи шеи кранов верфей - их мог видеть и сам Довлатов. В начале 70-х, когда побывал на Балтийском заводе.

Даже атомный ледокол на стапеле по соседству, оказалось, называется так же, как тогдашний: "Арктика". Такая вот нечаянная связь времен.

 

Елена Боброва, "Российская газета"

 

 

***

Ал.Герман - о метаморфозах Ленинграда

 

В Санкт-Петербурге завершается съемочный период фильма «Довлатов». Режиссер картины Алексей Герман ответил на вопросы «Известий».

— Можно сказать, что съемочной площадкой фильма стал Петербург. Ваши впечатления от «деловой» встречи с городом?

— Если бы мы предполагали, что город так стремительно, прямо на глазах, меняется, не уверен, что взялись ли бы за этот фильм. Нашли улицу для съемок, приезжаем туда через какое-то время, а там уже идет ремонт фасада или открылось кафе, появился бутик…

У нас написаны сцены в театрах. Выяснилось, что все крупные петербургские театры, которые нам подходят, — как федерального подчинения, так и городские, — хорошо отремонтированы. В БДТ есть кабинет Товстоногова и гримерка Кирилла Лаврова, но это музеи. То же самое на «Ленфильме» — обновлена и переоборудована киностудия. Поменяли фонари в городе. Часто встречаем новые лифты. Мы вынуждены корректировать сценарий, ищем заменители.

Я знаю, что наш город в разные времена был разным. В прошлом году в Петербург приезжала семья Довлатова (они живут в Нью-Йорке), и Елена, жена Сергея Донатовича, сказала, что город стал гораздо чище. Это правда. Нас информирует Facebook, где не всегда точно формируется действительность.

— Знаменитое кафе «Сайгон», редакции газет построили в павильонах «Ленфильма»?

— К сожалению, бюджет у нас небольшой. Поэтому мы ничего не строили, а находили заброшенные здания, и там наш художник-постановщик Елена Окопная, моя жена, сочиняла пространство, воссоздавала собирательные образы кафе, редакций. 

Реквизит собирали всем миром: что-то купили на блошиных рынках и в комиссионках, что-то на «Ленфильме» взяли. Петербуржцы приносили вещи 1970-х, дарили. Картина большая, много объектов... Это нормальный процесс, экономия бюджетных средств, — но признаюсь, картина тяжелая.

— Режиссер Иван Болотников, который в прошлом году снимал фильм про писателя Хармса, рассказывал, что долго не мог найти продюсеров. Помогла копродукция. А кто вам помогает?

— Надеемся, что нам тоже поможет копродукция, хотя часто политика вторгается в производство. Мы пытаемся убедить, что искусство должно быть вне политики. Картину снимает польский оператор Лукаш Зал (фильм «Ида», снятый им, получил «Оскар» в 2015 году. — «Известия»). Занято довольно много иностранных актеров.

Нас поддержали экспертный совет европейского кинофонда «Евримаж», Министерство культуры РФ и Фонд кино. И Константин Эрнст стал продюсером фильма наряду с Артемом Васильевым и Андреем Савельевым, моими постоянными продюсерами и соавторами. Надеемся на поддержку Сербии, Польши. От Армении не ждем большой финансовой помощи (в стране тяжелая ситуация), но у нас снимаются армянские артисты — как известно, у Довлатова были армянские корни, поэтому нам важно осуществить совместный проект.

— А преграды какие-то были?

— Были проблемы в питерских архивах, когда выяснилось, что посмотреть и переснять исторические фотографии — просто для ознакомления съемочной группы — стоит по тысяче рублей за штуку. Нашли снимки за совсем небольшие деньги в Германии. Многое отыскали в семейных архивах.

— Имя исполнителя главной роли окружили тайной. Зачем?

— Так решили продюсеры. У них свои резоны.

— Папарацци «сдали» героя — это 34-летний сербский актер Милан Марич, очень похожий на молодого писателя.

— Не буду ничего комментировать. Могу подтвердить только, что артист, который играет Довлатова, — иностранец. Замечательный, талантливый, тонкий художник. В нашей картине Довлатову 30 лет. Мы искали актера не с бородой и сединой, похожего на «классического» Довлатова, а все-таки помоложе.

— А вы не думали предложить эту роль сыну Сергея Донатовича — Николаю? Ему как раз 32 года.

— Нет, не думал, мне кажется, тут нужен большой драматический опыт, умение управлять собой.

— Как вы отнеслись к публикации «Известий», где вам предлагают рассмотреть кандидатов на роль Довлатова?

— Хорошо прокомментировали! (Смеется). Сходство Довлатова  с Омаром Шарифом точно подметили.

— Справедливости ради скажу, он и сам это подмечал. Интересно, что в роли 30-летнего Бродского у вас снимается Артур Бесчастный, уже сыгравший поэта в фильме «Таинственная страсть».

— Так совпало. Фильма не видел. Когда Артур приехал на пробы, то сказал, что уже играл Бродского в сериале. Ну и что? Картина у нас очень плотная, много ролей, нужно много артистов: друзья Довлатова, лица эпохи. Стараемся работать с актерами, с которыми чувствуем потребность друг в друге.

— Кто еще из писателей появится в фильме?

— Мы решили не конкретизировать. Скорее это будут собирательные образы. Есть замечательные поэты и писатели — Рейн, Арьев, Кушнер и многие другие, они живы, и каждый из них достоин большого фильма.

— Имя поэта, который напишет «ненаписанные» стихи Довлатова, раскроете?

— Сейчас думаем над этим. У нас есть прекрасные стихи, но они трагические, а нам нужны смешные и пронзительные. Это стало большой проблемой.

— Телевизионную версию, мини-сериал тоже задумали?

— Нет, этого не будет.

— Какой российский биографический фильм — из последних — вам понравился? Про Гагарина, Поддубного, Харламова, Пьеху, Гурченко?

— Последние «биографии», к стыду своему, не видел. Видел только фото со съемок сериала про Гурченко, где один артист был загримирован под моего отца (режиссер Алексей Герман. — «Известия»), а другой под Никулина. Понятно, что сходство не всегда достижимо, да и не всегда обязательно, это кино, выдумка, миф, но когда путают возраст прототипа лет на 15, кажется, что за съемками стоит невероятная лень. Кино может получиться или нет, но ты должен жить им, стараться изо всех сил.

 

Светлана Мазурова, "Известия"

Фото - Никита Михайлов

Фотоальбом

Комментарии


Оставить комментарий:


Символом * отмечены поля, обязательные для заполнения.
Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2024. ПФК. All rights reserved.