История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  Старое и молодое в немецком кино  

На нынешнем фестивале немецкого кино на первый план вышло среднее поколение кинематографистов. Через 12 лет после громкого успеха фильма "Гудбай, Ленин" Вольфганг Беккер показал свою новую картину "Я и Камински". В этом промежутке он снял только три короткометражных фильма. Даниэль Брюль, открытие предыдущего фильма, за это время стал международной звездой, чаще снимаясь за пределами Германии. Если та лента блистала оригинальностью сценария, то новая - основана на популярном в немецкоязычном ареале романе Даниэля Кельмана, в центре которого - фигура вымышленного гениального художника-модерниста Мануэля Камински. Молодой журналист Себастьян Цёльнер (в роли которого -вновь Брюль), собираясь написать биографию художника, вытаскивает его из затворничества, отправляясь с ним в поездку к первой любви слепнущего старика. Казалось бы, перед нами традиционное road-movie, но оно наполнено такой шемящей красотой окружающего мира (блистательная работа оператора Юргена Юргиса), таким мягким юмором и неприкрытым лиризмом, что заявленная тема отношения художника с реальным миром трактуется через призму восприятия этого мира непосредственно этим художником. Этот вечный конфликт художника с реальностью - источник разлитой по фильму интонации печали. Недаром он заканчивается ностальгическим вальсом Дм. Шостаковича, ставшего очень популярным на Западе после того, как его заново открыл для мира Стэнли Кубрик в своем последнем фильме.

Еще одной неожиданностью стала новая работа Дорис Дёрри "Привет из Фукусимы". Так случилось, что последней её памятной для наших зрителей лентой была "Цветок сакуры" - а здесь новое обращение к японской тематике. Как и в предыдущем фильме - это новая попытка прикоснуться к таинствам иной цивилизации, в которой скрыты некие психологические и моральные особенности, недоступные подчас европейскому сознанию. Молодая немка в качестве волонтёра едет в район Фукусимы, чтобы помочь жителям после разрушительного наводнения. И там встречает старую женщину, последнюю гейшу в округе, которая возвращается в разрушенное жилище, чтобы встретить там свою смерть в окружении призраков прошлого. И оказывается, что настоящая помощь нужна не ей, а молодой немке, потерянной в своем одиночестве. Подчеркнув свое уважение к старому японскому кино черно-белой картинкой своего фильма, Дорис Дёрри предельно внимательно отнеслась к традиционной японской культуре, воплощенной в образе старой гейши актрисой Каори Момои (императрица в фильме А.Сокурова "Солнце"). Думается, это один из лучших фильмов опытного режиссера.

Приятно удивил и Фатих Акин с фильмом "Чик"("Гудбай, Берлин"). Покинув, наконец, бесконечный путь страданий турецких эмигрантов на чужбине, он обратился к спасительной (потому как всегда актуальной) теме подросткового взросления. Более того, за основу он взял популярный роман Вольфганга Херрндорфа, а сценарий доверил многоопытному Харку Бому (режиссер, продюсер и актер круга Фассбиндера) и начинающему Ларсу Хюбриху.Этот сплав дал такой неожиданный результат, что бегство двух школьных товарищей навстречу неизбежным приключениям оказалось наполнено такой долей светлого романтизма и тихого юмора, какого мало кто предполагал у Фатиха Акина. Бесспорно, это шаг вперед талантливого режиссера, от которого уже не ждали резких поворотов.

Марен Аде - тоже не новичок в кино. "Тони Эрдман" - ее третья режиссерская работа, причем предыдущая - "Все остальные"(в нашем прокате - "Страсть не знает преград") - знакома нашим зрителям. Но только здесь ей удалось подняться над средним уровнем и заявить о себе как о талантливом сценаристе и режиссере. О фильме уже много сказано и написано, он выходит в российский прокат, а пока продолжает собирать международные премии и имеет хорошие шансы на "Оскар".

Для известной актрисы Марии Шрадер ее фильм "Стефан Цвейг: Прощание с Европой" - второй режиссерский опыт. Это рассказ о последних годах жизни знаменитого писателя в изгнании, но это отнюдь не стандартный байопик. Вызывает уважение то, какую серьезную проблему ставит режиссер в своем фильме: писатель-гуманист выступает с позиций пацифизма и не считает себя вправе заниматься политикой - то есть заявить о преступности фашистского режима. Именно эта позиция "над схваткой" - и приводит писателя к жестокой депрессии и самоубийству. Во всяком случае, это вытекает из логики фильма. Подобно Фатиху Акину метаморфозу своего творчества попыталась сотворить и Аслы Озге в фильме "На ровном месте" - это ее третья картина, но первая работа на немецком языке и с немецкими актерами. Она попыталась снять психотриллер с привкусом Дэвида Линча, но получился добротно сработанный среднеевропейский фильм без признаков индивидуальности. Еще один аспект современного немецкого кино представила картина Анны Зохра Беррашед "24 недели". Как и ее первая работа, сосредоточенная на проблемах нетрадиционной семьи, новый фильм посвящен трудному выбору беременной матери, ждущей рождения тяжело больного ребенка. Это та категория фильмов, для которых главное - поставленная тема, приглашение к дискуссии, а художественное и образное решение уходят на второй и третий план. Скорее, все же - это задачи документального кино.

Не новичок в кино и Ален Гспонер, за плечами которого экранизация серьезного романа Мартина Зутера "Лила, Лила". Теперь он обратился к классике детской прозы - "Хайди" Йоханны Шпири, впервые экранизированной еще в 1937 году в Голливуде с Ширли Темпл в главной роли. Впрочем, нынешняя Хайди - маленькая Анук Штеффен - ей ничуть не уступает. Не говоря уже о роли доброго дедушки, которую с блеском исполнил Бруно Ганц. Новая картина, снятая среди альпийских лугов - идеальный фильм для семейного просмотра, удивительно мудрый и душеполезный. В следующем году уже должна выйти новая работа Гспонера под интригующим названием "Юность без Бога - фильм о любви". Но, к сожалению, далеко не все интересные режиссеры работают так быстро. Без остановки, похоже, работают только такие ветераны как Вернер Херцог и Вим Вендерс, чередуя в своем творчестве игровые и документальные картины. Хотя ни одна из них уже не вызывает такого интереса, как прежние работы. Но, если вспомнить лучшие фильмы немецких фестивалей последних лет, то новых работ их авторов мы пока не дождались. Так, Ян Оле Герштер после блестящего дебюта "O, boy"(2012) снял только короткометражку для фильма о Берлине. Филип Грёнинг после громадного успеха "Жены полицейского" (2013) только сейчас готовит фильм "Мой брат Роберт", дата выпуска которого еще не определена. Наконец, Тимм Крёгер, обещавший трилогию, началом которой послужило загадочное "Разбитое сердце" (2014), пока работает только кинооператором на чужих работах. Будем надеяться, что новые фильмы именно этих режиссеров мы увидим на последующих фестивалях немецкого кино. Если не появятся новые многообещающие дебюты, или еще один ветеран не удивит нас метаморфозой своего творчества.

 

-- В.К. --

Фотоальбом

Комментарии


Оставить комментарий:


Символом * отмечены поля, обязательные для заполнения.
Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2024. ПФК. All rights reserved.