История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  Времена убывающего света  

Как обычно, в декабре проходил очередной, уже 14-й по счету фестиваль немецкого кино. Открывался он фильмом "Когда убывает день". Режиссер Матти Гешоннек - новое имя для наших зрителей, хотя его дебют приходится на 1993 год, когда он снял фантастический фильм "Мёбиус". Однако почти вся его последующая работа была связана с телевидением, а в большое кино он вернулся только в 2010 году с фильмом "Боксхагенер Плац"- о Восточном Берлине. Так что новый фильм - лишь третий, снятый им для большого экрана - из 47 всех работ. Хотя фамилия Гешоннек знакома всем, кто когда-либо интересовался немецким кино. Потому что это фамилия одного из самых популярных актеров ГДР, назвавшего своего сына по имени одного из героев пьесы Бертольта Брехта "Господин Пунтилла и его слуга Матти". Правда, сын эмигрировал в ФРГ еще в конце 70-х годов. Его новая киноработа вновь связана с Восточной Германией и сценарий написан все тем же 86-летним Вольфгангом Кольхазе ( по роману Ойгена Руге), автором показанного два года назад фильма Андреаса Дрезена "Когда мы мечтали". В центре нового фильма - семья заслуженного партработника Курта Повиляйта, отмечающего свое 90-летие. Его поздравляют как партийные соратники, так и советские друзья, приславшие ему традиционную трёхлитровую банку с солёными огурцами, которых он с наслаждением поглощает.  Такой эпизод невозможно придумать - его нужно пережить самому. И тут выясняется, что сын патриарха сбежал в ФРГ, предав отца, партию и государство. Здесь явно читаются автобиографические мотивы самого Гешоннека, таким образом отразившим свое восприятие ГДР как "страны на закате". Наверное, в этом смысле точнее был бы перевод названия фильма как "Времена убывающего света". Великолепен в главной роли Бруно Ганц, у которого наступает, похоже, "вторая молодость" - он участвует сейчас в съёмках шести фильмов.
 
Ёще одно хорошо знакомое нашим зрителям имя - Фолькер Шлёндорф. Его "Возвращение в Монток" - фильм, посвященный Максу Фришу и основанный на мотивах его творчества. Писатель с мировым именем приезжает в Нью-Йорк, чтобы представить там свою новую книгу, но тут на него нахлынули воспоминания юности - и он встречается с женщиной, которую когда-то любил. Это было в Монтоке, пригороде Нью-Йорка, среди пустынных пляжей. И вот это уже непривычно для Шлёндорфа, мастера прежде всего политического и остросоциального кинематографа. Здесь же - кино рефлексийное, на полутонах, здесь нужно не слушать, что говорят актеры, а смотреть как они молчат. Стеллан Скарсгард умеет молчать - это  хорошо известно. Однако Нина Хосс даже на его фоне выходит на первый план. Именно она - центр и смысл всей картины.  В её молчании - невозможность вернуть те часы (времена), когда они были молоды, влюблены и - наверное? - счастливы... Этой ролью Нина Хосс, снимающаяся редко для такого таланта, выходит в первый ряд актрис мирового уровня. В непривычности нового фильма Шлёндорфа, очевидно, кроется и довольно прохладный прием, оказанный ему на фестивалях и в критических оценках, которые не разглядели даже выдающуюся работу Нины Хосс.
 
Совершенно новое для нас имя - Валеска Гризебах. Хотя "Вестерн" (или - "Западные"?) - уже третий её фильм. Удивительно то, что эта женщина-режиссер снимает чисто мужское кино. Гораздо чаще случается обратное. Причем она предпочитает работать с непрофессиональными исполнителями. Это предполагает, что главное для неё заложено в сценарии, которые пишет она сама. Судя по возрастающему количеству наград на разных фестивалях, её мастерство всё возрастает. Этот фильм, судя по всему, был заслуженно представлен в каннской программе "Особый взгляд". Здесь действительно особый взгляд на мужское сообщество, причем разделенное языком, образом жизни и ментальностью. "Западные" - это группа немецких строителей, работающих в глухой болгарской деревушке, жители которой еще не забыли времена Второй мировой войны. Но и "западные" неоднородны - среди них выделяется "чужак", "ковбой" , любящий лошадей - и единственный, кто пытается сблизиться с "восточными" аборигенами. Всё это вызывает подозрения и отторжение у других "западников", ментальность которых , похоже, мало поменялось с тех самых военных времен - опять-таки "времен убывающего света"... Поставленный таким образом вопрос о трансформации немецкого национального характера вызывает уважение своей остротой и безкомпромиссностью.
 
Крис Краус - режиссер, известный  по предыдущим, вполне добротным работам - "Четыре минуты"и "Полл" ("Дневники Оды"). "Вчерашний расцвет" - его четвертый фильм, самая короткая рецензия на который была бы - дословный перевод его названия - "Вчерашние цветы" или еще лучше - "Увядшие цветы", тем более, что фамилия главного героя звучит как Блюмен. 
Здесь кажется фальшивым всё - и сценарий, с искусственно притянутой темой Холокоста, и главный герой, якобы учёный, и молодая француженка, с её непонятно откуда взявшейся боязнью всего немецкого, и игра актеров, достойная нудного телесериала. Ларс Айдингер, лишенный сложного грима царя Николая, предстает, мягко говоря, весьма посредственным исполнителем дурного сценария. Единственным достоинством 41- летнего театрального актера представляется его тщательно ухоженное тело, которое он обнажает едва ли не в каждом фильме. Самое удивительное, что этот беспомощный фильм получил массу номинаций Немецкой Киноакадемии, в том числе за лучший фильм, режиссуру, сценарий, мужскую роль и проч. Тут уж мы оказываемся в роли "восточных", которым непонятны смыслы "западных". 
 
Самый неожиданный фильм в программе  этого года - "Молодой Карл Маркс" Рауля Пека, режиссера гаитянского происхождения, работающего преимущественно во Франции. История создания "Манифеста коммунистической партии" поставлена и разыграна молодыми актерами весьма достоверно и убедительно во всех компонентах - сценарии, декорациях, костюмах, хотя бюджет не очень большой - 9,5 миллионов евро. Единственный вопрос, который возникает после просмотра - с какой целью был снят этот фильм? Но на него смог бы ответить разве что сам автор, занимающийся прежде всего политическим кино и номинированный недавно на премию "Оскар" за документальный фильм "Я вам не негр". Опять-таки "западным" людям виднее, что актуальнее сейчас в их странах. Наконец, по традиции, продолжаем следить за нашими фаворитами предыдущих фестивалей немецкого кино. Филип Грёнинг ("Жена полицейского") закончил работу над новым фильмом, уже включенным в конкурс Берлинале 2018 года. Теперь он носит название "Моего брата зовут Роберт и он идиот". Это фильм, скорее всего, мы увидим. Ян Оле Герштер ("Oh boy") наконец-то приступил к работе над новым фильмом "Лара" с тем же Томом Шиллингом в главной роли. Но выход его ожидается только в 2019 году. А вот Тимм Крёгер ("Разбитое сердце") продолжает снимать и монтировать чужие фильмы .Похоже, продолжение загадочного "Zerrumpelt Herz" придется ждать долго...
 
Владимир Кузьмин
Фотоальбом

Комментарии


Оставить комментарий:


Символом * отмечены поля, обязательные для заполнения.
Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2024. ПФК. All rights reserved.