История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  Нищета философии. К итогам киногода.  

Обозревая зарубежные фильмы прошлого года, убеждаюсь в том, что посмотрел много фильмов - хороших и разных. Однако, среди них, как и в 2016 году, нет ни одного шедевра. О чем говорить, если в конкурс последнего фестиваля в Канне попадают такие фильмы как "120 ударов в минуту", "Роден", "Кроткая", "Двуличный любовник", "Роковое искушение", которые не дотягивают даже до приличного среднего уровня. Причем последний даже получает премию за режиссуру. Чего тогда стоят премии нынешнего Канна? Г-н Фремо в упор не видит многие страны и кинематографии, превратив фестиваль в дешевый междусобойчик. Какой-то застой в мировом кино. Да и от кого этих шедевров можно ожидать? Прошли, видно , те времена, когда с шедевров начинали. Финальная работа последнего великана послевоенного кино Анджея Вайды "Послеобразы" - весьма достойная картина. Все бы заканчивали на таком уровне. Бела Тарр давно заявил об уходе из кино. Терренс Малик после своего грандиозного шедевра "Древо жизни" несколько лет выпускал фильмы - осколки своего замысла. Но сейчас, похоже, взялся за новый проект, вернувшись к теме Второй мировой войны в Европе: фильм под условным названием "Радегунд" должен выйти уже в этом году. Шведский гений, Рой Андерссон, после окончания своей потрясающей трилогии, также работает над новым фильмом, который многое обещает. Вонг Кар-Вай работает над сценарием из истории Шанхая второй половины прошлого века и, если сам будет снимать, то фильм выйдет только в 2020 году. И только самый молодой из работающих киногениев, Карлос Рейгадас, сняв в 2012 году ошеломляющий шедевр "После мрака свет", через два года выпустил короткометражку про футбол - и снова замолчал. Что весьма печально. Надеяться-то больше, похоже, не на кого. Хотя всегда хочется надеяться на лучшее...

Что касается кинематографа отечественного,  то здесь похвастаться особо нечем. Да, наконец-то мы можем выставить на голосование пятерку приличных фильмов, за которых не стыдно, вполне достойного среднего качества. Хотя больше половины из них - так называемое "зрительское кино". Чем так озабочены были руководящие товарищи и наиболее дальновидные критики. К этому результату мы шли длинным путем. Как получилось, что в необъятной России, всегда богатой на таланты, все меньше и меньше приверженцев авторского кино? Попробуем разобраться на примере нашей многострадальной студии "Ленфильм", которая всегда была в авангарде советского кино. Последняя крупная группа молодых режиссеров пришла на студию в 80-е годы. И закончилась эта волна на удивление резко - в 1991 году. 

Тогда, в 1990 году большой резонанс вызвала статья нашего критика Татьяны Москвиной, опубликованной в "Искусстве кино" под названием "Глобальное кино" Петроградской стороны". Объединив молодых режиссеров "Ленфильма" как новую "невскую волну", уважаемый критик очертила тревожащую ее картину: на студии "созданы идеальные условия для самовыражения", здесь "учебные работы... признаются полнометражными фильмами и выпускаются в прокат", здесь "страдают за человечество, за Россию, за душу, за природу, за цивилизацию"... При этом такое кино "позволяет себе третировать зрителя", не собираясь учитывать его интересы.

"Опознается наше кино без труда - оно страшное, унылое, неимоверно длинное, сумбурное". В противовес сторонникам "глобального кино", к которому автор причислила А.Сокурова, К.Лопушанского, А.Рогожкина, С.Овчарова, В.Огородникова, О.Тепцова - критик противопоставила приверженцев "зрительского кино" - Э.Ясана, И. Масленникова, Ю.Мамина, В.Бутурлина, В.Каневского и даже В.Аристова( "мягкая, симпатичная творческая личность В.Аристова", пишет она. Мне вспоминается наш разговор с актером Виктором Бычковым, который уверял, что никогда бы не стал сниматься у Аристова, из которого "пёрла чёрная энергия").

Ну что же, давайте проследим,  как сложилась творческая судьба наших режиссеров 80-х годов:

1. Александр Сокуров (уроженец с. Подорвиха Иркутской обл.), 66 лет.  В фильмографии - около 60 названий. Дебют - "Одинокий голос человека"(1978). Сейчас работает над новым монтажным фильмом.

2. Константин Лопушанский (Днепропетровск), 70 лет. Дебют - к/м фильм "Соло"(1980), снял 6 понометражных фильмов, сейчас работает над седьмым - "Сквозь черное стекло".

3.Сергей Сельянов (Олонец), 62года. Дебют - "День ангела"(1980), последняя режиссерская работа -"Время печали еще не пришло"(1995). Сейчас - успешный продюсер.

4. Николай Макаров, 62 года. Дебют - "День ангела"( 1980). Долго пытался снять фильм о православном святом - без успеха. Снял две короткометражки. Больше не работает.

5. Дмитрий Долинин (Ленинград), 79 лет, выдающийся кинооператор. Режиссерский дебют - "Три года"(1980, на ТВ), последняя работа - "Колечко золотое, букет из алых роз"(1994), всего 7 фильмов, затем снимал только к/м фильмы и телесериалы.

6.Виталий Каневский (Сучан), 82 года. Дебют - "Деревенская история"(1981). Снял всего 5 фильмов, причем последний-часовой документальный фильм (1998) сделан во франко-бельгийской копродукции.

7.Сергей Овчаров (Ростов на Дону), 62 года, снял 6 фильмов. Дебют - "Небывальщина"(1983), последний фильм - "Сад"(2008). Сейчас преподает режиссерское мастерство.

8.Дмитрий Светозаров (Ленинград), 66 лет, снял 6 фильмов. Дебют - "Скорость"(1983), с 1997г. - на ТВ, чередуя сериалы с кинофильмами, причем два последних из них -"Снегурочка"(2013) и "Тень"(2016) - в прокате не были.

9.Александр Бибарцев (Тула), умер в 2007 году, 60 лет. Дебют - очень интересная новелла "Объездчик"(1983) по рассказу Евгения Носова, включенный затем в альманах "Особый случай", который, похоже, никто не видел. Больше ничего не снял.

10.Вячеслав Сорокин (Ленинград), 73 года. Дебют - "Жил-был доктор"(1984), последний - "Тоталитарный роман"(1998), затем занялся сериалами, за исключением фильма "Трудно быть Мачо"(2008), вышедший сразу на DVD.

11.Виктор Бутурлин (Ленинград),71 год. Дебют - "Аплодисменты,аплодисменты"(1984), последний - "Торможение в небесах" (1989), далее - телесериалы, за исключением фильма "Есть идея"(2003), вышедшего сразу на DVD.

12.Александр Рогожкин(Ленинград),68 лет. Дебют - "Ради нескольких строчек"(1985), последний - "Игрок"(2008), после чего работает только на телевидении, снимая малозаметные фильмы.

13.Виктор Аристов (Буденновка, Киргизия), умер в 1994 году, 50 лет. Дебют - "Порох"(1985), снял всего 4 фильма, причем последний завершал и монтировал Юрий Мамин.

14.Юрий Мамин( Ленинград), 71 год. Дебют - к/м фильм "Праздник Нептуна"(1986), последний - и очень неудачный - "Не думай про белых обезьян"(2008). В 2014 году подавал две заявки и сценарии на фильмы "Окно в Париж, 20 лет спустя" и "Радость любви к Джойсу" - оба были отвергнуты сценарным отделом "Ленфильма".

15.Светлана Проскурина (Кривец, Новгородская обл.), 69 лет, всего 7 п/м фильмов. Дебют -"Детская площадка"(1986), за фильм "Случайный вальс"(1989) получила Гран-при МКФ в Локарно, последний - "До свидания, мама"(2014).

16.Сергей Снежкин (Ленинград), 63 года, всего 8 фильмов. Дебют - "Петроградские гавроши"(1987), с 1999 года чередует фильмы с телесериалами Фильм "Так сложились звезды"(2016) снят в Казахстане и в наш прокат не выходил.

17.Валерий Огородников (Н.Тагил), умер в 2006 году, 54года, снял 6 фильмов. Дебют - "Взломщик"(1987), последний - и лучший, самый зрелый фильм мастера - "Путина"(2006) - не вышел в прокат.

18.Олег Тепцов (Ленинград),63 года. Дебют - "Господин оформитель"(1988), затем снял "Посвященный"(1989), с 1991 по 2010 год пытался снять три фильма, но безуспешно, работал продюсером.

19. Нийоле Адоменайте (Каунас), умерла в 2009 году, 51год. Дебют - "Кома"(1989), затем вышел телефильм и два сериала.

20.Дмитрий Месхиев (Ленинград), 54 года, выступает продюсером телесериалов. Дебют - "Гамбринус"(1990), последний - "Батальон"(2014) - вперемешку с сериалами.

21.Игорь Алимпиев (Ленинград),62 года. Дебют - "Панцирь"(1990), затем два документальных фильма, больше не снимает.

22.Максим Пежемский (Зея, Амурская обл.), 54 года, всего 6 фильмов. Дебют - к/м фильм "Переход товарища Чкалова через Северный полюс"(1990), с 2010 года снимает только сериалы.

23. Олег Ковалов (Ленинград),67 лет. Дебют - "Сады Скорпиона"(1991), последний - "Темная ночь"(2001), затем 3 к/м фильмов, сейчас преподает историю кино.

24. Сергей Попов (Харьковская обл.), 71 год, более известен как актер. Дебют - очень удачный фильм "Улыбка"(1991), больше ничего не снял.

25.Евгений Юфит (Ленинград),  умер в 2016 году, 55лет, всего 5 картин. начинал с к/м фильмов, дебют - "Папа, умер Дед Мороз", последний - "Прямохождение"(2005).

26. Алексей Балабанов (Свердловск), умер в 2013 году, 54 года, всего 15 п/м фильмов Дебют - "Счастливые дни"(1991), последний - "Я тоже хочу"(2013).

27. Ирина Евтеева (Ленинград), 61 год. Дебют - к/м фильм "Лошадь, скрипка...и немножко нервно"(1991), последний - п/м фильм "Арвентур"(2015) - в прокат не вышел, несмотря на премию жюри МКФ в Москве.

28. Лидия Боброва (Забайкальск), 65 лет, всего 4 фильма. Дебют - "Ой вы,гуси" (1991), последний - "Верую!"(2009)- в прокат не вышел.

29. Андрей Черных (Лейпциг), 57 лет. Дебют - "Австрийское поле"(1991), затем - "Секрет виноделия"(1994), с тех пор снимает только сериалы.

30.Александр Сухочёв (Ленинград), умер в 2007 году, 51год. дебютировал поздно - "Принципиальный и жалостливый взгляд"(1996), но его судьба вписывается в тенденцию: больше он ничего не снял.

Вспоминается его ответ на предложение популярной дамы из Дома Кино - отдать фильм для проката в их зал: "Вам я фильм не отдам, потому что, когда я единственный снимал на "Ленфильме" - в Дом Кино меня не пускали".

Итак, из всей группы режиссеров, дебютировавших на "Ленфильме" в 80-е годы, продолжают работать: А.Сокуров, К.Лопушанский, С.Снежкин, И.Евтеева, возможно, Д.Светозаров и С.Проскурина. Причем, собственно на студии работают только Снежкин и Евтеева. То есть 6 из 30 человек. 7 человек безвременно скончались, 10 прекратили снимать, еще семеро предпочли перейти на телевизионную поденщину, где искусство кино зачастую, просто не нужно. Много информационного шума вокруг "возрождения" студии и ее традиций. Да, кое-что из того, что осталось от былой студии, подремонтировали, обновили 5-й павильон, где Снежкин снимал свою "Контрибуцию".

Но что снимается на студии - и кто снимает? В 2012 году в прокат выпущен один фильм - "Поклонница" ветерана Виталия Мельникова. В 2013 году - "Роль" К.Лопушанского, в 2014 - "Трудно быть Богом"А.Германа. В 2015 году - "Дар"талантливейшего Сергея Карандашова, начатый еще в 2013 году( вышел ограниченным тиражом на детских сеансах), состоялась премьера на студии столь же многострадального фильма "Самый рыжий лис" Александры Стреляной, не выпущенного в прокат, зато была выпущена заурядная комедия Ильи Северова "Развод по собственному желанию" В 2016 году в прокат вышла "Контрибуция" и женский альманах "Петербург. Только по любви". В 2017 году - "О любви" ветерана Владимира Бортко, "Три дня до весны" приглашенного москвича Александра Касаткина, "Птица", дебют московской актрисы Ксении Баскаковой. Вот это и называется "возрождением традиций"? В списке 30 дебютантов 80-х годов нет ни одного москвича, только свои и провинциалы. Было ли это случайно?Очень сомнительно. Так чего ради фильм о ленинградской блокаде поручают снимать московскому сериальщику? Он что, такой исключительно талантливый?

Куда же делся его талант?  Когда министр В.Мединский устраивал "слушания" по делу дальнейшего пути развития студии, А.Сокуров и А.Сигле предлагали развернутый и обоснованный проект по возрождению на этом сакральном месте центра национального киноискусства. С.Снежкин и Э.Пичугин предложили бизнес-проект, который и сочли "наиболее просчитанным". Кто такой Эдуард Пичугин? Уроженец Донецкой области, закончил Военно-Космическую академию им. Можайского, юрфак СПб Университета МВД России и СПб инженерно-экономический университет. Причем здесь кино? Путь типичного бизнесмена. Кстати говоря, Владимир Бортко давно и безуспешно ищет финансирование для своего нового проекта - экранизации романа Александра Проханова "Убийство городов" - о Донбассе. Г-н Пичугин, который родом из тех мест, разве не может помочь заслуженному художнику? Или не хочет? В Москве не советуют?

Бизнес-планы могут полететь? Не хотят же крупные банки работать в Крыму - санкций боятся. Для этих людей вся мораль и нравственность начинаются и заканчиваются деньгами. "Финансирование освоено" - вот и всё "возрождение"...Вот и сбылась мечта уважаемого критика: нет больше на "Ленфильме" "условий для самовыражения", здесь больше не страдают "за человечество, за Россию,за душу", здесь не позволяют больше "третировать зрителя", но стремятся изо всех сил ему угодить.

Однако, судя по кассе, лучше всех угодить зрителям удалось создателям фильма "Последний богатырь". Вот уж угодили, так угодили, сами не ожидали такого эффекта. А всего-то делов - использовали русский героический эпос для сюжета по привычным голливудским лекалам, но при этом главным злодеем сделали не Кащея Бессмертного или Бабу Ягу, но Добрыню Никитича. Между тем, легендарные три богатыря - это национальный символ русского народа, который здесь походя подвергнут осмеянию.

Но это никого не волнует - бизнесмены потирают ручки, а министры торопятся доложить об успехах нашего кино. Только где эти успехи? Международный успех из фильмов проката этого года достался двум картинам - "Рай" А.Кончаловского, весьма запоздалый наш ответ на целый ряд европейских фильмов о Холокосте, да "Нелюбовь" А.Звягинцева, который стремится стать любимцем либеральной интеллигенции. Его судьба, как и Сергея Лозницы с его провальной "Кроткой", предсказуема и незавидна. Зато приятно удивил Борис Хлебников.

После "Долгой счастливой жизни", где он по сути убил своего сквозного героя (актер А.Яценко), я упрекнул его в том, что у него была возможность проследить взросление своего героя, как это делал Франсуа Трюффо с Жан-Пьером Лео, а здесь он не оставил для зрителя никакого намека на позитивное продолжение. Помнится, тогда режиссер с жаром отвечал, что он не любит слово "позитив", которого все требуют, а он не желает прислушиваться к таким советам. И что же? Проходит несколько лет и в "Аритмии" главное достоинство - именно позитив, с которым автор показывает явно дорогих ему героев. Именно поэтому фильм пользуется таким успехом у наших зрителей. Несмотря на всю тяжесть и неустроенность нашей жизни, атмосфера этой картины прямо противоположна той, что царствует в "Нелюбви" и "Кроткой". Потому что здесь есть любовь. Кстати говоря, не в последнюю очередь это заслуга и сценаристки Натальи Мещаниновой, режиссерский дебют которой "Комбинат "Надежда" так и не увидел света.

Надеюсь, у Хлебникова   хватит ума не привлекать больше к сотрудничеству сценариста Александра Родионова, который не умеет писать ничего, кроме очередных "сказок про темноту". Разве что переписывать сценарий "Доктора Хауса" на "Доктора Рихтера". Отрадно, что Хлебников участвует в подготовке сценария для нового режиссерского проекта Натальи Мещаниновой "Сердце мира", который взялся продюсировать Сергей Сельянов вместе с литовскими партнерами - а это уже серьезно. Большой позитивный заряд несут и другие фильмы, ставшие успешными у зрителей в прошлом году - прежде всего это "Салют-7" и "Движение вверх".

Дело в том, что они сделаны в старых добрых традициях советского кино. Это подтвердил в своем выступлении на очередном съезде Союза кинематографистов Никита Михалков: "Люди начали ходить в кино, потому что оно перестало опускать их на дно. Но, по большому счету, самые кассовые наши картины - это очень неплохое, в лучшем смысле этого слова советское кино, где существуют отношения, вера, надежда и любовь... Значит, мы начинаем выходить из кризиса, в котором находились долгое время". Насчет выхода из кризиса Никита Сергеевич все-таки поторопился: еще неизвестно, как все повернется в стране после выборов Президента.

Я же не раз утверждал, что кино - самое идеологическое из искусств, поэтому все зависит от царящей в стране идеологии. У нас, как известно, по ельцинской Конституции, руководящей идеологии нет, а значит - нет и национального кинематографа. Хотя, это же явное лукавство - про идеологию, которой нет - именно это и есть идеология либерализма, которая де-факто царствует в культуре, всемерно поддерживаемая нашей говорливой либеральной интеллигенцией, любящей, чуть-что рвать на себе рубаху и выходить горланить на площадь, что их, бедных, зажимают... На том же съезде кинематографистов обсуждался Проект программы импортозамещения.

В справке к Проекту говорилось:  "Согласно Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года, одной из главных угроз национальной безопасности в сфере культуры является засилие продукции массовой культуры, ориентированной на потребности маргинальных слоев, пропаганда образа жизни, в основе которого вседозволенность и насилие, национальная и религиозная нетерпимость".

И далее: "Современное государство, желающее быть суверенным и независимым, в принципе не может не осуществлять собственной политики в сфере кинематографа. Кино определенно влияет на образ жизни и поведенческие стереотипы большого количества людей. В этом оно успешно конкурирует с институтами традиционного образования и воспитания. Сегодня кино является мощным и эффективным средством формирования идеологии и образа жизни общества". Ну, наконец-то дошло до людей! То, о чем я твержу в своих годовых обзорах, начиная с 2012 года. Однако, констатируя, что наше кино возвращается к традициям советского, тем самым мы признаем, что возвращаемся и к советской идеологии.

Что - другой у нас нет? Идеология - это путь, ведущий к определенной цели. А цель у нас какая? Вот об этом бы подумать как либералам, так и патриотам, заходящимся в спорах между собой. А пока вспоминается лишь приговор классика: "Нищета философии".

Владимир Кузьмин.

P.S.

Самым же главным событием киногода в СПб для меня стал показ трех фильмов студии "Альбатрос". Французская Синематека реставрировала эти три немых фильма с участием великого русского киноактера Ивана Мозжухина и показала их под живую музыку. То, что Мозжухин - гений, я знал давно, причем, возможно, единственный гений среди наших киноактеров. Но то, как он на протяжении почти 20 минут играл смерть своего героя Кина ("Кин, или Гений и беспутство", 1924), в этом было что-то провидческое, за пределами актерского мастерства. Говорят, что он и сам умирал так же. Выступая перед этим сеансом, я сказал: "Театр - это здесь и сейчас. У театра нет прошлого. У кино, особенно нашего, возможно, уже не будет великого будущего, но у нас есть великое прошлое".

Это прошлое сохраняется прежде всего благодаря работе синематек. Поэтому мы с такой тревогой восприняли весть о вынужденном уходе из Госфильмофонда нашего товарища, члена нашей Федерации Петра Багрова. Поэтому мы всячески поддерживаем обращение видных кинематографистов к Правительству - снять с поста директора Госфильмофонда г-на Бородачева.

Долой засидевшихся московских бюрократов!

Фотоальбом

Комментарии


Оставить комментарий:


Символом * отмечены поля, обязательные для заполнения.
Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2018. ПФК. All rights reserved.