История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  Киногольфстрим не замерзает  

Вот уже 26-й раз погружаюсь в океан Берлинского МКФ, где свои течения (тренды), свои непотопляемые айсберги (правда, после истории с Вайнштейном можно ждать чего угодно), а главное – практически нет плохого кино. Хотя есть и исключения. В этот раз они коснулись и основной программы. Судите сами.

В фильме братьев Зеллнер (Дэвид и Нэйтан) «Девица» герой Роберта Паттинсона скачет к своей даме сердца через прерию, чтобы пронзить её стрелами любви. А в качестве калыма тащит с собой прекрасного пони. Потом с девушкой плетётся уже в другую сторону. Создаётся ощущение, что в Америке, раз вы братья, то сразу типа братья Уорнер или, минимум, Коэн, т.е. сразу можете мастерить и прокатывать кино. А вот нет. Даже Паттинсон не спас кино от провала, настолько оно бессмысленное и плохо сделанное. Скучные монологи героев усиливает картинка, потому что кто говорит, бессодержательные «бла-бла», того камера крупно и снимает. И зачем эту якобы пародию на вестерн включили в конкурс, не знаю. А Паттинсону надо ответственнее выбирать сценарии, а то можно и в тираж выйти. Нет, я понимаю, что парню надоело быть пьеро-вампиром на фоне жизнерадостного арлекина-волка в известных даже бабе Маше сагах, а играть в костюмных исторических фильмах красавцев негодяев – это очень опасно, так как можно закрепиться в амплуа опереточного злодея. Амплуа, из которого уже не выбраться.  Вот и пытается парень прорваться в живую жизнь. Кстати, он неплохо сыграл в фильме прошлого года «Хорошее время» нашего современника, но вот его снова куда-то занесло, будем следить за его судьбой, – я ему искренне симпатизирую.

Несколько лучше, но тоже довольно искусственным выглядит фильм «Ева» режиссёра Бенуа Жако – ремейк картины 55-летней давности (реж. Лоузи с Жанной Моро в главной роли). А у Жако в главной роли Изабель Юппер, которая играет сексуальную маньячку. Она особо не нуждается, принадлежа к хай-мидл‑классу. Но вот нравятся героине молодые люди, как тут быть? Потом она любит их мучить, убедившись, что завлекла… Вот и герой Бертран попадает в её объятия, и вот почему. Будучи юношей «по вызову», он оказывается в доме богатого старого рантье, который рассказывает ему, что написал шикарную пьесу, но ещё её никому не показал. Случилось так, что юноша не донёс ему в ванну правильные таблетки, и старикашка умер. Тогда Бертран берёт его ноутбук и пьесу, несётся на мотобайке мимо Сены, куда выбрасывает ноутбук, а после – монтажный стык – и мы узнаём, что выданная им за свою пьеса имеет грандиозный театральный успех, аншлаги и премии. И вот «свет» хочет от него нового произведения, а что может он, если у него нет ничего, кроме удобного тела и галльской смышлёности? И тут судьба сводит его с героиней Изабель Юппер, диалоги с которой он записывает на диктофон, – и новая пьеса почти готова. Правда, кроме расчёта тут появятся чувства, ещё одна фаталь замаячит на горизонте, но дело не в этом, а в том, что желание Юппер вечно в кадре соблазнять юношей становится уже немножко ридикюль. Она что, решила быть вечной «пианисткой»? Раз Мажимель Бенуа подрос и уже нет так очарователен, так теперь хапнем Бертрана? Интересно, если ей предложат сыграть Лолиту, то она согласится? Сейчас, думаю, нет. А лет через пять?

«Собачий остров» моего любимого Уэса Андерсона тоже разочаровал. Нет, тут всё чики-чики, никаких глупостей. Мультик качественный. Но событий в нём, которые имеют эмоциональный резонанс, ровно на 30 минут. А развели на 1 час 30. Вот мы ужаснулись страшному острову, куда из какой-то японской префектуры отправляют отходы (эмоция 1) и туда же отправляют собак, красиво сфабрикованных аниматорами (эмоция 2). К ним летит сын префекта (мажор), чтобы найти свою собаку (эмоция 3). Банды собак выделяют 5 коммандос (повторяю, очень симпатично нарисованных), чтобы помочь мажору (эмоция 4). Дальше эмоции пропадают, а начинается скучное повествование о том,  как мажор с собаками сунулись туда, а потом сюда. И вот гаснет экран, наконец-то зажигается свет (эмоция 5!). Не знаю, что решит жюри, но если среди них есть собачники – а поговаривают, что председатель жюри Том Тыквер таким и является, – то фильм обречён на «Медведя».

Но по-взрослому, серьёзных конкурентов у Германа и его «Довлатова» пока нет. Хотя впереди такие фестивальные монстры, как Гас Ван Сент и Стивен Содерберг (этот вне конкурса). А пока фестивальная Европа осталась очарована фильмом Германа-младшего «Довлатов». Разумеется, о Довлатове здесь никто не слышал, а отсчёт времени «2 ноября», «3 ноября» и т.д., непонятен даже на родине всем, кому меньше 50, что тоже не добавляет публичности этому фильму. Но Герман заманил внутрь своей картины (думаю, работа художника-постановщика и художника по костюмам Елены Окопной сыграла здесь не последнюю роль). И сделал это так мастерски, просто наколдовал этими длинными планами коммунальных квартир, где открывается тактильная жизнь людей конца 1960-х – начала 1970-х. Ведь они всё время касались друг друга! Ведь без этого было невозможно вскипятить чайник на коммунальной кухне, пройти по коридору или выстоять в очереди в магазине. Люди всё время щупали друг друга. И конечно, в этой тараканьей среде фигура сербского актёра Милана Марича всё время в чёрном пальто и с шарфиком, как у Пиотровского в роли Довлатова, выглядит вполне героической, хотя милому Маричу всё-таки желательно для нашего Довлатова освоить ну ещё чуть-чуть, ну совсем немножко – хотя бы ещё одно выражение лица!  Кстати, насчёт премьеры в Санк-Петербурге: не понимаю, почему русскую премьеру решили делать в Русском музее, а не в Генеральном штабе? Фильм Германа о диссиденте Довлатове в Генеральном штабе! Ура! Довлатов бы оценил. Тогда и прокат продержался бы не 4 дня, как планируется сегодня, а месячишко уж точно. У нас же не все дистрибьюторы унылые, есть и озорные, которые на Довлатове уж точно бы оттянулись.

Что касается образа героя, то он, безусловно, вызывает человеческую симпатию. И режиссёр мастерски извлекает её хотя бы таким плакатным способом: во дворе издательства, где непринятые рукописи отданы школьникам на макулатуру, Довлатов видит на земле странички своих друзей, а может быть, и свои собственные, и тут его добивает училка: помог бы пионерам, дядя! Герой, согласен, – жертва режима. Но это же байопик, то есть как-то надо восстанавливать героя во всех 4 координатах, а не только в одной, жертвенной. Почитайте книгу Довлатова «Компромиссы». Он прекрасно умел ладить с партийным, комсомольским издательским начальством. Кесарю – кесарево, а Богу – Богово. Ну хотят они, чтобы колхозница написала Брежневу, что надоила 400 литров и решила вступить в партию, так съездим и напишем (кстати, это реальный случай, правда, ответ Брежнева на письма доярки пришёл раньше, чем Довлатов сочинил дояркино письмо, но это уже проблемы секретариатов). А потом напишем весёлую честную историю, как всё это было. Вот этой весёлости в германовском Довлатове нет. Впрочем, её никто и не ожидал. Герман – художник печали, и зачем ему изменять себе? Только мой Довлатов немножко другой, да и сам я уже немолодой человек, прекрасно помню Сайгон второй половины 1970-х, и доложу вам, что тоски там не было никакой. И чтения, и квартирники, и мастерские, и богатые салоны – всё было совсем не от отчаяния, а очень даже весело текла неофициальная жизнь. Да, были богатые меценаты, но не шаржированные уроды (по фильму), а вполне себе денди. Помню одного из них – Леона Карамяна, у которого часто проводились чтения под коньяк. Про него фантастически одарённый экзотичный поэт Кузьминский как-то написал: «Говорят, что у Леона Карамяна// На бульваре на проспекте Шателена// Будет чтение у камина, у фонтана// И неясное в народе шевеленье…» Добавлю, что многие «милые» атрибуты режима вполне использованы в другом «довлатовском» фильме «Конец прекрасной эпохи» Станислава Говорухина. Но Герман пошёл своим печальным путём…

В следующем номере я расскажу о победителях и фильмах-забавах Берлинале, которыми пестрит программа «Панорама». Так что занимайте очередь в киосках, а то придёт Милонов и всё отымет. Шутка.

 

Сергей Шолохов, "Аргументы недели"

Фотоальбом

Комментарии


Оставить комментарий:


Символом * отмечены поля, обязательные для заполнения.
Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2018. ПФК. All rights reserved.