История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  Тренировка с характером  

Фильм о футболе в год мирового чемпионата обречен на повышенное внимание. В нашем случае, кроме того, это еще и режиссерский дебют популярного актера. Мнения о результате - разные. Здесь - два из них.


 

 

В прокат вышел режиссерский, сценарный и продюсерский дебют Данилы Козловского «Тренер» с Данилой Козловским в главной роли.Михаил Трофименков испытывал к фильму предубеждение из-за его оглушительно банального трейлера, но вынужден с чувством глубокого облегчения констатировать: Козловский снял не совсем банальный и совсем не глупый фильм.

На первый взгляд «Тренер» встраивается в линейку новейших спортивных хитов, но на деле радикально отличается от «Легенды №17» или «Движения вверх». Их герои, представляющие СССР перед лицом всего мира, изначально — коли уж они вошли в сборную Союза — лучшие из лучших. Но, как говорил великий актер Михаил Щепкин: «Полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит». «Тренер» — это как раз о любви к «черненьким», причем любви, творящей чудеса исключительно от безнадеги.

В отличие от большинства фильмов о профессионалах в той или иной области, это история не о восхождении, а о дурацком падении. Запоров пенальти в решающем матче с румынской сборной, звездный Юрий Столешников (Козловский) теряет берега, дает в морду румыну, потом — судье, потом — болельщику. И в буквальном смысле слова оказывается в грязной луже. Метафора падения зазнавшейся звезды — мазохистская игра в американский футбол на слякотном пустыре, который и стадионом-то не назовешь.

По прихоти судьбы и  Ларисы, дочери провинциального мэра, занимающей кресло президента заштатного футбольного клуба (Ирина Горбачева), Юра оказывается главным тренером команды, название которой — «Метеор» — иначе как злую насмешку расценить нельзя. Команда (чья сине-белая символика выдает «зенитовский» патриотизм Козловского) состоит из пацанов разной степени злобности, давно забивших на режим. Если что-то и объединяет их, так это пофигизм: во глубине России никому ничего не нужно. Точнее, нужно одно: чтоб никто не доставал, не докапывался, не вынуждал делать усилия. Этакая драматическая вариация на тему митьков, которые, как известно, никого не хотели победить. Мэр делает вид, что заботится о спорте, футболисты притворяются, что играют, фанаты болеют, как умеют. Судья даже не притворяется, что не берет бабки у всех сразу. И все они просят героя об одном: чтоб тот притворялся, будто тренирует.

Логика Юры в предполагаемых обстоятельствах чужда сентиментальной или патриотической демагогии. Она примерно такова. Да, я козел и чудак, но вы на себя посмотрите. И не надо меня на слабо брать, а то я вас сам возьму. Первая попытка показать подопечным в полевых условиях, кто есть кто, завершается очередным впечатляющим падением нетрезвого тренера. Ну а дальше он действительно начинает творить обещанные чудеса. Несмотря на пафосность нежданного «движения вверх», режиссер не впадает в истерику: ни в победительную, ни в пораженческую. Он равномерно распределяет эмоции по всему пространству фильма. Соблюдая, скажем так, устоявшиеся жанровые схемы, ближе к финалу разогревается и позволяет странные отступления от канонов массового зрелища. Это совершенно условный, как в мюзикле, проход по улицам фанатов, распевающих «Друг мой, прощай»: пивные, траченные ненужным жизненным опытом фигуры вдруг окутывает романтическая дымка. И замечательный эпизод, в котором Лариса единственный раз выпускает когти и проводит воспитательную беседу с арбитром в жанре «моргала выколю».

Козловский, конечно,— и  было бы странно его этим попрекать — любит своего героя в себе и себя в своем герое, но не в ущерб кастингу. Одно из главных достоинств фильма — коллекция выверенных ролей второго плана. Прежде всего восхитительная Ирина Горбачева, которая, не произнося ни слова про любовь — точнее говоря, про капризное, но мощное желание,— играет страннейшую сексуальную психодраму. Владимир Ильин — убедительно забивший на все и рискующий спиться детский тренер-идеалист Адольф Бергер. Виктор Вержбицкий — мэр, этакий кубанский Завулон, мастер социальной демагогии. Наконец, Андрей Смоляков, с лаконичной надрывностью сыгравший отца героя.

Рассуждения о неправдоподобии экранной трансформации ленивой шпаны в сильнейшую команду России неуместны. Наверное, было бы правдоподобнее, обломай тренер зубы о злосчастный «Метеор», но тогда бы фильм как массовое зрелище не имел смысла. А ведь есть, наверное, даже и гражданственный смысл в том, чтобы подарить лузерам иллюзорную, но надежду, надавив на их мужскую гордость, взяв на слабо.

 

Михаил Трофименков, "Коммерсантъ"

 

***

Былина о физруке

В решающем матче отбора на чемпионат мира Россия с минимальным счетом проигрывает Румынии. Капитан команды, 34-летний спартаковец Юрий Столешников (Данила Козловский) зарабатывает пенальти и зачем-то решает пробить его «паненкой» — слабенько, по центру, в руки голкиперу. После чего бросается в грубый подкат, получает красную, хамит судье, на пути в раздевалку бьет болельщика и только что не мочится в камеру.

Столешникова дисквалифицируют на год. Проходит два. Герой грустит и играет в регби. Тут его зовут главным тренером в команду ФНЛ «Метеор» в портовый город на юге (за минуту до конца нам вдруг сообщат, что это был Новороссийск). Президент клуба — суровая и красивая молодая женщина (Ирина Горбачева). Врач — тоже суровая и красивая молодая женщина (Ольга Зуева). Футболистам ничего не надо, они пьют пиво и сдают игры, директор (Павел Ворожцов), протеже мэра (Виктор Вержбицкий), мухлюет с трансферами. Москвич, для порядка еще поныв, берет себя в руки, показывает команде хороший пример и ведет ее к спортивным успехам.

В режиссерском дебюте артиста Козловского соединяются угрюмый реалистический и сладчайший мифологический взгляды на футбол. С одной стороны, авторы явно старались, чтобы все было максимально достоверно. Матчи комментируют взаправдашние Генич и  Арустамян, за команду «Метеор» пылят Сычев и Гатагов (почему-то не под собственными фамилиями и старательно уворачиваясь от камеры), кто-то не поленился придумать фанатские кричалки. Профессиональная речь звучит скорее аутентично — минус мат, но это уж как водится.

Из вежливости не будем разбирать главную интригу — хотя она, во-первых, очевидна, а во-вторых, полностью, включая итоговый счет, пересказана в трейлере, — но ничего фантастического в ней тоже нет: достаточно посмотреть на определившихся на днях финалистов Кубка России. Немного странно только, что в узнаваемой, сегодняшней футбольной реальности (Неймар в «ПСЖ», Исландия пошумела на Евро и т. д.) чемпионат мира переехал из России в какую-то другую страну, раз нам нужно было туда отбираться; это для истории и не важно, но просто уж казалось бы.

И при всем этом вселенная фильма — абсолютно сказочная. И это не столько голливудский, как может показаться по узнаваемой формуле, сколько отечественный фольклор. Начиная с твердой уверенности, что все игры — договорные (консультантом фильма,  пишут, выступал Леонид Слуцкий), а все судьи — по определению продажные. В одной сцене в матче очень высокого статуса подлый рефери свистит несуществующий офсайд, когда гол уже не только забили, но и успели основательно отпраздновать. Но ничего: если схватить его за нос в подтрибунном помещении, он исправится.

«Тренер» сообщает, что характер, кураж — это не только главное, но и вообще единственное, что требуется для победы. Можно вспомнить западные аналоги — «Человека, который изменил все» или, еще ближе, «Проклятый Юнайтед» про Брайана Клафа — и убедиться, что они говорят о ровно противоположном. Что большой спорт — это философия и статистика, тактика и стратегия, этика и эстетика, бог знает что, но в любом случае бесконечно сложное явление, допускающее самые разные подходы, уж точно не просто физкультура.

Столешников же —  былинный герой: физрук. Заметим в скобках, ничто не указывает даже на наличие у него тренерской лицензии. Играл же — значит, и учить может. Свидетельство хоть какой-то работы мысли (монитор, схема с фишками) мелькает за два с лишним часа в одном монтаже на пару секунд. Тренерские находки Столешникова, которые мы видим, следующие: убрать из рациона колбасу, погонять игроков в костюмах для сгонки веса, отправить их толкать тяжести, позвать на тренировку фанатов, выйти играть самому. Вроде все. И, конечно, психология. Заставить парней поверить в себя. Чтобы глаза горели — вот это вот все. Соберись, тряпка. Да, мы жирные, ленивые, неумелые, да еще и нечестные, но если все-таки встанем с печки — всем наваляем на голом энтузиазме. Ах, если бы жизнь раз за разом не разбивала в труху эту великую русскую идею.

Как кино это, в общем-то, не безобразно. Федор Лясс — хороший оператор, Козловский — приятный актер, есть пара сцен почти трогательных и пара настолько диких (хоровое исполнение песни из кинофильма «Вам и не снилось…»), что это даже мило. Но фильм совершенно точно минут на сорок длиннее, чем следовало. Количество красивеньких бессмысленных кадров под музыку просто неприлично. Юмор — не столько из раздевалки, сколько из казармы. Роли Владимира Ильина (пьющий, но мудрый  старый тренер) и Андрея Смолякова (требовательный, но любящий отец) — картонные. Романтическая линия механистична, как искусственный офсайд. Ирине Горбачевой делать вообще нечего; когда ее героиня представляется президентом клуба, кажется, что она будет отвечать за феминистскую повестку, но через минуту выясняется, что она дочка мэра.

И жизнь условного Филимонова, и быт низших футбольных дивизионов в России — страшно интересные, в сущности, сюжеты. Жаль, что вместо трагедии или фарса нам прислали мотивирующее видео.

 

Станислав Зельвенский, "Афиша"

Фотоальбом

Комментарии


Оставить комментарий:


Символом * отмечены поля, обязательные для заполнения.
Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2024. ПФК. All rights reserved.