Сергей Дебижев, петербургский режиссер и сценарист, знаком зрителю по псевдодокументальной абсурдистской фантазии 1992 года «Два капитана 2» – о событиях начала XX века. Сегодня он снимает на ту же тему уже не псевдо, а настоящее документальное кино.
Ровно тридцать лет назад Константин Лопушанский снял апокалиптический фильм «Письма мертвого человека». Говорят, Алексей Герман, посмотрев эту картину, схватился за сердце – впрочем, это была обычная реакция зрителя, увидевшего, как ненадежен наш мир.
Вопреки привычным опасениям Александра Николаевича Сокурова его фильм "Франкофония", премьера которого в Петербурге состоялась 28 февраля, до сих пор не сходит с экранов, пусть и немногих. Но зритель у фильма есть.
В Ленинграде кинематографисты снимали и Германию, и Данию, и Францию. В советские времена единственной проблемой для операторов были отличные от европейских размеры водосточных труб.
11 апреля, после тяжёлой продолжительной болезни, умер народный артист России Альберт Филозов. Его жизнь в искусстве оказалась долгой и знала счастливые взлёты – судьбу же Филозова мне похвалить трудно.
Я знаю, в каких условиях сегодня работают большинство режиссеров, снимающих наше кино. Как на медные деньги им приходится выкручиваться, чтобы создать хоть какую-то достоверную среду на экране, как им приходится буквально сражаться со всеми, от кого так или иначе зависит их будущий фильм, и прежде всего с продюсерами, которые на каждый вопрос отвечают, что этого нельзя, потому что на это нет денег.
Как возможно экранизировать гётевского «Фауста»: не народную немецкую легенду или трагедию Кристофера Марло, где мрачный, кровавый сюжет венчался еще более беспощадным финалом («Побег, взраставший гордо, отсечен, / И сожжена ветвь лавра Аполлона – / Пал в бездну ада сей ученый муж! / На гибель Фауста взирайте все! / Его судьба да отвратит разумных / От области познанья заповедной, / Чья глубина отважные умы / Введет в соблазн – творить деянья тьмы»), а именно гётевского |p=00,left| «Фауста», обещающего спасение, искупление и торжество разума, одержимого познанием, – как возможно экранизировать его после Аушвица, Хиросимы и ГУЛАГа? После Маркса, Фрейда, Ломброзо и Геббельса, которых в итоге сменили Энди Уорхол, Альцгеймер и Паркинсон?..