История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  Дни Ингмара Бергмана в Санкт-Петербурге  

Время смотреть Бергмана

«Скажи еще что-нибудь, на что мне абсолютно наплевать»

По свидетельству Эрланда Юсефсона, приведенному им в только что вышедшей на русском языке книге «Роль», афоризм, вынесенный в эпиграф, «обычно использовал в трудных ситуациях Ингмар Бергман». О нем написаны сотни книг, статей и научных трудов – что еще можно добавить к этому многоголосию? Тем более, что для истинного художника гораздо важнее, не что говорят и пишут о нем, но как смотрят его фильмы, как воспринимают его киномир.

В Россию фильмы Бергмана пробивались с огромным трудом. В Советском Союзе, как это часто бывало с крупными западными мастерами, о Бергмане любители кино сначала узнали из публикаций в прессе. В октябре 1958 года Сергей Юткевич на страницах журнала «Искусство кино», рассказав о победе фильма «Летят журавли», остановился и на фильме Бергмана «На пороге жизни», удостоенного премий за лучшую режиссуру и лучшую женскую роль. Называя Бергмана режиссером «несомненно одаренным, но очень неровным», Юткевич объясняет его успех прежде всего «снобистской модой»: «В его фильмах рядом с отличными находками соседствуют спекулятивная сексуальность и мистицизм… Когда не хватает больших мыслей и чувств, приходится прибегать к раздражителям физиологического порядка». В конце 1964 года на это же обстоятельство нажимает в своей погромной статье по поводу фильма «Молчание» в том же журнале критик Ростислав Юренев: «Скоты не занимаются распутством. Люди хуже скотов, сказал нам Бергман… Ищущий, мечущийся между горькой иронией и религиозной экзальтацией художник, художник огромной силы… облил грязью любовь, оклеветал человечество». Эта статья появилась уже после того, как весной 1964 года «Искусство кино» опубликовал первое серьезное исследование фильмов режиссера – «Жестокий мир Ингмара Бергмана». В нем критику Владимиру Матусевичу удалось нащупать многие черты киномира художника, в том числе и те, что вызывали отторжение его фильмов у значительной части шведского общества: «В то время как послевоенная Европа завидовала чистенькой и сытой скандинавской стране Бергман увидел и показал ее с черного хода, показал ее нищету, не такую кричащую, как у неореалистов, но не менее выразительную в постной пристойности бедняцких квартир»… Спустя многие годы это признала и шведская кинокритика в лице Лейфа Церна, автора одной из книг о режиссере: «После войны Швеция была тотально охвачена социальным оптимизмом… Бергман был слишком мрачен, слишком глубок, слишком аналитичен для того, чтобы хоть как-то соответствовать этой эпидемии оптимизма и прагматизма. Он был неуместен»…

Только в 1965 году в советском кинопрокате появляется первая картина Бергмана – «Земляничная поляна». По утверждению специалистов этот фильм попал в наш прокат после того, как были отвергнуты «Девичий источник» и «Лето с Моникой» - из-за сексуальных сцен: тогда еще наши чиновники стеснялись орудовать ножницами. В единственном в стране массовом киножурнале «Советский экран» была опубликована рецензия Льва Аннинского «Вопросы без ответов», в котором автор заявлял: «В мире, окружающем Бергмана, нет разгадки, нет смысла и меры, нет святыни. Бергман не знает выхода из этого духовного тупика». Таким образом, и в Советском Союзе, как и в Швеции, Бергман с его страдающими героями пришелся не ко времени. Атмосфера общественного подъема, порожденная хрущевской «оттепелью», была полна романтических иллюзий, несбыточных надежд на грядущий коммунизм, обещанный народу через каких-то двадцать лет. Здесь вся государственная идеологическая машина призывала «догнать и перегнать Америку по надоям молока и производству мяса», поэтому фильмы Бергмана могли рассматриваться лишь как «свидетельство античеловечности буржуазного строя».

«Земляничная поляна» еще долгих семнадцать лет оставалась единственным фильмом Бергмана в советском кинопрокате, пока на самом излете «застойного» времени, в 1982-м году, не вышла «Осенняя соната» (тогда уже не постеснялись при дубляже «улучшить» сценарий), а в 1989-м году, как свидетельство «перестройки» в кино – «Фанни и Александр». Все это время имя Бергмана было «на слуху» у любителей кино, но фильмы оставались полузапретными, известными только узкому кругу специалистов и кинематографистов, оказав влияние на многих из них. По-прежнему о Бергмане можно было узнать что-то из книг, которые иногда все же выходили: «Ингмар Бергман. Статьи, рецензии, сценарии, интервью» (1969), «Бергман о Бергмане» (1985), «Ингмар Бергман: приношение к 70-летию» (1988), книги и романы самого Бергмана – «Латерна магика» (1989), «Картины» (1997), «Благие намерения» и др.

С появлением видеотехники увидеть фильмы Бергмана стало намного проще и в России, хотя этот эрзац не мог удовлетворить истинных любителей кино. Поэтому таким вниманием пользуются немногочисленные показы фильмов Бергмана на большом экране. В Петербурге последняя большая ретроспектива режиссера, сопровождавшаяся выходом специального номера журнала «Сеанс», прошла в апреле 1997 года. Программа нынешнего показа, проходящего при поддержке Петербургской Ассоциации кинопрессы, составлена с учетом этого обстоятельства. Так, впервые на большом экране в нашем городе будут показаны фильмы «Девичий источник», «Как в зеркале» (за них Бергман получил два «Оскара» подряд) и «Причастие».

Думается, именно сегодня в России фильмы Бергмана смогут найти наиболее благодарного зрителя. Это может быть объяснено массой причин. Выделим лишь три из них. Во-первых, выросло новое поколение зрителей, сознание которого не замутнено извивами советской пропаганды. Во-вторых, мир Бергмана близок российскому зрителю, особенно северной части страны, своим ландшафтом. Этот момент явно недооценивают многие исследователи, тогда как для самого Бергмана пейзаж имеет первостепенное значение. На съемках фильма «Как в зеркале» в 1960-м году он был поражен открывшимся перед ним видом острова Форё, на котором он живет до сих пор и где снимал свои многие фильмы: «Это - твой край, Бергман, твой ландшафт. Он соответствует твоим глубинным представлениям о форме, пропорциях, красках, горизонтах, звуках, тишине, свете, отражениях. Здесь есть надежность» («Латерна магика»).

Подтверждение тому же находим в книге Эрланда Юсефсона: «Неожиданно мной овладела тоска по Москве… По усталым, много видавшим лицам. По неуклюжим, изработавшимся телам. По темноте закрытых фасадов. По странному ощущению присутствия души, борьбы душ за выживание. По мужеству и безнадежности. По вою мрака и блаженства на углах домов и бульварах. Вспомнилась Цветаева: «…На Руси бывал – тот свет на этом зрел…».

И в связи с этим, наконец, в-третьих, - в России сейчас время раздумий, время выбора дальнейшего пути. Коллективистское сознание советских времен в результате смены общественно-экономической формации вынуждено как-то трансформироваться в эгоистический индивидуализм. Православная соборность вступила в конфликт с протестантским прагматизмом. Кому, как не Бергману, великому мастеру кино, дано помочь разобраться в этом запутанном клубке человеческих взаимоотношений? Потому что, как утверждает сам Бергман: «Ни один другой вид искусства не воздействует в такой степени непосредственно на наши чувства, не проникает так глубоко в тайники души, скользя мимо нашего повседневного сознания, как кино».

Владимир Кузьмин
Ответственный секретарь
Петербургской Ассоциации кинопрессы

Семинары в Молодежном центре Эрмитажа

Бергман в трех измерениях
Телевизионная программа "Сарабанда" 2003 года оказалась "прощальной" постановкой Бергмана. "Теперь все" – сказал он. Вместе с кинорежиссером Мари Нюрерёд он оглядывается в прошлое на свою жизнь и долгую карьеру в кино, театре и на телевидении.
Три фильма Мари Нюрерёд будут показаны на двух семинарах в связи с выставкой "Пока Ингмар не стал Бергманом" в молодежном центре Эрмитажа. Первый фильм будет представлен лично режиссером.

Место проведения: Молодежный центр Эрмитажа, наб. реки Мойки, 45.

Организаторы: Молодежный центр Эрмитажа, Генеральное консульство Швеции и Шведский институт.

Четверг 16 июня 18.00

БЕРГМАН И ОСТРОВ ФОРЁ. В своем доме на морском побережье Бергман рассказывает о детстве, которое сформировало его. Он рассказывает о том, как искусство кино часто было для него отрадой. Он также говорит о любви и смерти и перечисляет своих наихудших демонов!
Мари Нюрерёд сама покажет фильм и расскажет о своих встречах с уже не молодым гениальным режиссером и о своей работе над документальной трилогией.

Четверг 23 июня 18.00

БЕРГМАН И КИНО. Ингмар Бергман наносит прощальный визит в студии, где было снято большинство его фильмов. В документальном фильме большое количество отрывков из лучших кинопостановок знаменитого режиссера, а также уникальный закадровый материал из частных архивов.
БЕРГМАН И ТЕАТР. Бергман попрощался с кино фильмом 1982 года "Фанни и Александр", причем сделал это без сожаления. "Гораздо тяжелее было прощаться с театром" – говорит он сейчас. Пять десятилетий Стокгольмский Королевский Драматический театр был его рабочим местом. По словам Бергмана, его привидение будет бродить по театру после смерти.
Фильмы будет комментировать знаток кино, который затем будет вести дискуссию о Бергмане и его кинотворчестве.

Режиссер/Продюсер: Мари Нюрерёд
Оператор: Арне Карлссон и др.
Монтаж: Курт Бергмарк

ВРЕМЯ СМОТРЕТЬ БЕРГМАНА

Программа фильмов И. Бергмана
Дом кино (02.06 – 13.06.2005)
Расписание сеансов
02.06 19.20 Открытие программы Худ. фильм "Девичий источник"

03.06 16.20 "Земляничная поляна"

04.06 16.20 "Как в зеркале"

05.06 16.30 "Причастие"

06.06 16.10 "Молчание"

07.06 16.10 "Седьмая печать"

08.06 16.20 "Шепоты и крики"

09.06 16.20 "Осенняя соната"

10.06 16.30 "Персона"

11.06 16.40 "Ритуал"

12.06 16.10 "Лето с Моникой"

13.06 19.00 "Вечер шутов"

Документальные фильмы и семинары с Мари Нюрерёд

16.06 18.00 "Бергман и театр"
в Молодежном центре Эрмитажа, Мойка, 45
17.06 19.00 "Бергман и остров Форё"
спец. показ фестиваля "Послание к человеку", Дом кино, Караванная ул., 12
18.06 19.00 "Бергман и кино"
спец. показ фестиваля "Послание к человеку".

Фильмы Бергмана Кризис (1946) Дождь над нашей любовью (1946) Корабль в Индию (1947) Музыка во тьме (1948) Портовый город (1948) Тюрьма (1949) Жажда (1949) К радости (1950) Такого здесь не бывает (1950) Летняя игра (1951) Женщины ждут (1952) Лето с Моникой (1953) Вечер шутов (1953) Урок любви (1954) Женские грезы (1955) Улыбка летней ночи (1955) Седьмая печать (1957) Земляничная поляна (1957) На пороге жизни (1958) Лицо (1958) Девичий источник (1960) Око дьявола (1960) Как в зеркале (1961) Причастие (1963) Молчание (1963) Не говоря уж обо всех этих женщинах (1964) Персона (1966) Даниель (1967) Час волка (1968) Стыд (1968) Ритуал (1969, ТВ) Страсть (1969) Форё – документ (1969, документальный фильм, ТВ) Прикосновение (1971) Шепоты и крики (1973) Сцены из супружеской жизни (1973, телесериал, версия для кинотеатров 1974) Волшебная флейта (1975, ТВ) Лицом к лицу (1976, телесериал, версия для зарубежных кинотеатров) Змеиное яйцо (1977) Осенняя соната (1978) Форё – документ 1979 (1979, документальный фильм, ТВ) Из жизни марионеток (1980) Фанни и Александр (1982) После репетиции (1984, ТВ) В присутствии клоуна (1997, ТВ) Создатели образов (2000, ТВ) Сарабанда (2003, ТВ)

Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2024. ПФК. All rights reserved.