История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  Польские фильмы на петербургских экранах  

Интерес к польскому кино в нашей стране вплоть до конца 80-х годов был очень велик. Как и ко всей польской культуре послевоенного времени, которая во многих ее проявлениях выполняла роль посредника между Советским Союзом и Западом. Oна была подчас тем спасительным "глотком свободы", без которого задыхалось советское общество,зажатое в тисках коммунистической идеалогии. И польское кино 50-60-х годов, находившееся на подъеме и двигавшееся в авангарде мирового киноискусства,было в центре интересов и советских кинотворцов,и наших кинозрителей. К тому же польские фильмы были нам намного доступнее,чем западные.Более того,польские кинематографисты часто сами привозили в Москву свои работы,чтобы показать их коллегам. Потому определенное влияние польского кино на советское признавали и наши режиссеры, особенно, если речь заходила о "Пепле и алмазе" Анджея Вайды. 

            Среди польских кинотворцов этот художник пользовался у нас наибольшей известностью и уважением. И это заслуженно. Уже более полувека его имя символизирует национальное польское киноискусство. "Поколение","Канал", "Пепел и алмаз", "Все на продажу", "Пейзаж после битвы", "Земля обетованная", "Барышни из Вилько" - все эти фильмы, пусть иногда и в подрезанном виде, но шли в советском прокате. Как и фильмы других ведущих польских режиссеров 50-60-х годов - Ежи Кавалеровича ("Настоящий конец большой войны", "Поезд", "Мать Иоаннаот ангелов", "Фараон"), Анджея Мунка ("Косоглазое счастье", "Пассажирка"), Войчеха Хаса ("Как быть любимой", "Рукопись, найденная в Сарагосе", "Кукла") идругих, за исключением лишь Тадеуша Конвицкого,работы которого считались, очевидно, "слишком сложными".Однако, уже в 70-е годы,когда в Польше набирало силу новое, молодое поколение кинотворцов, советский кинопрокат, напуганный чешской "новой волной",  постарался их не заметить.Нашему зрителю остались тогда неизвестными первые фильмы Романа Полянского,Ежи Сколимовского, Анджея Жулавского. Больше повезло Кшиштофу Занусси и первым фильмам Кшиштофа Кещлевского (его "Любитель" получил Золотой приз на МКФ в Москве) и Агнешке Холланд( хотя ее "Кинопробы" до экранов практически не добрались). 

             В 70-е годы кинематограф "морального беспокойства",вышедший в Польше на первый план, у нас можно было увидеть подчас лишь на фестивалях либо полузакрытых киноклубных показах.Крайне редки были ретроспективы польского кино. Достаточно сказать,что первая большая ретроспектива была проведена в нашем городе летом 1969 года:тогда наши зрители в кинотеатре Госфильмофонда могли увидеть оригинальную копию "Пепла и алмаза"Вайды, "Под фригийской звездой"Кавалеровича, "Эроику" Мунка, "Расставания"Хаса, "Завтра - Мексика" Александра Сцибора-Рыльского и даже совсем "свежий" в то время шедевр Витольда Лещчиньского "Житие Матеуша".Следующая большая ретроспектива была показана спустя 40 лет,под флагом 100-летия польского кино,когда наши зрители смогли увидеть,наконец, впервые на экране киноцентра "Родина" такие фильмы как "Охота на мух "Вайды, "Особые приметы"Сколимовского, "Иовита" Януша Моргенштерна, "Как далеко отсюда,как близко" Конвицкого.


               После событий 1980 года тонкий ручеек польских фильмов в нашем прокате совсем иссяк,уже дублированные и готовые к показу картины положены "на полку", а имя Вайды позорно вымарывается даже из энциклопедических словарей. В короткий "перестроечный" период наверстать упущенное было невозможно, а с началом 90-х годов польские фильмы,за исключением считанных комедий и боевиков,практически исчезли из нашего проката. Вот тогда-то совместными усилиями Генерального Консульства Республики Польша в Петербурге и С.-Петербургского объединения киноклубов было положено начало ежегодным смотрам нового польского кино,который в этом году проводится уже в 19-й раз. 

                Наверстывая упущенное,в первые же годы проведения фестиваля были показаны две мини-ретроспективы ведущих мастеров кинематографа "морального беспокойства": Кшиштофа Кещлевского ("Шрам", "Случай", "Без конца", "Три цвета") и Агнешки Холланд ("Одинокая женщина", "Горячка", "Горькая жатва", "Убить ксендза", "Оливье, Оливье", "Европа, Европа"). Причем пани Холланд лично представила зрителям свои работы. Нужно отметить,что польские кинематографисты охотно принимают участие в нашем фестивале,приезжая подчас со своими новыми картинами не по одному разу. За прошедшие годы наши зрители приветствовали как гостей смотра Анджея Вайду и Кшиштофа Занусси, Романа Полянского и Ежи Штура, Януша Моргенштерна и Радослава Пивоварского,Марту Месарош и Яна Новицкого, Даниэля Ольбрыхского и Анджея Хыру, Малгожату Браунек и Гражину Шаполовску и многих других. Только благодаря этому смотру наши зрители смогли увидеть и поздние фильмы Вайды, не дошедшие до отечественного кинопроката - "Корчак", "Страстная неделя", "Барышня Никто", "Пан Тадеуш" и "Месть". Все пустопорожние разговоры о том,что Вайда "уже не тот" стихли после появления мощной "Катыни", ставшей,как в идейном,так и в художественном отношении, - главным посланием польского кино последних полутора десятилетий.Будучи честным художником,Вайда прав в своем убеждении,что "единственной темой для киноповести о том преступлении могут быть не жертвы,но их семьи".Показав душевные страдания ждущих и надеющихся женщин, художник создал глубоко волнующее произведение,истинную национальную трагедию на современном материале, - вслед за экранизациями романтической поэмы А. Мицкевича и комедией А. Фредро.
                Однако, не все художники, подобно Вайде и Полянскому ("Пианист"), могут выдержать испытание временем. Если Занусси, как обычно, работает много и неровно (замечательные фильмы, такие как "Жизнь - смертельная болезнь, передающаяся половым путем" или "Спрятанный клад" сменяются привычными для него психодрамами вроде "Прикосновения руки" или неудачной "Персоны нон-грата",а в последнее время - и жанровыми картинами, вроде "Черного солнца" или "Сердца на ладони"), то такие заслуженные мастера как Ежи Кавалерович ("Камо грядеши"), Януш Маевский ("Золото дезертиров"), Януш Моргенштерн ("Желтый шарф"), Радослав Пивоварский ("Последовательность чувств") - явно сдали былые позиции. Витольд Лещчиньский порадовал своим "Реквиемом",но и ему далеко до "Жития Матеуша". Эмигрировавшие в Америку Агнешка Холланд ("Юлия возвращается домой") и Юрек Богаевич ("Божьи крохи") вписались в голливудский поток, но начисто выпали из польского контекста. Бывший кумир кинопроката Юлиуш Махульский продолжает штамповать комедии (два "Киллера", "Суперпродукция", "Деньги - это не все"), смотреть которые все скучнее и грустнее. Потянулись снимать фильмы и актеры - Олаф Любашенко ("Парни не плачут", "Е=МС2"), Богуслав Линда ("Сезон леща"), Ежи Штур ("Неделя из жизни мужчин", "Большой зверь", "Погода на завтра", "Хоровод"), но без особого успеха,особенно в первых двух случаях. 

             Как и многие ведущие в прошлом европейские кинематографии,польское кино до самого последнего времени пребывало в затянувшимся кризисе, не в последнюю очередь вызванном сменой поколений. В 90-е годы появились авторы,стремящиеся работать в традициях польского национального искусства, без оглядки на новейшую киномоду. Прежде всего это Ян Якуб Кольский ("Янчо Водник", "История кино в Попелявах", "Порнография", "Жасмин"), эстетика которого восходит к языческим началам в культуре. Это Кшиштоф Краузе, поразивший прежде всего своим фильмом "Мой Никифор" - о жизни выдающегося художника - примитивиста (виртуозно сыгранного Кристиной Фельдман), и продолживший поиски своей темы в  "Площади Спасителя". Это и Дорота Кендзежавска("Вороны","Ничто"), в своем последнем, увиденном нашими зрителями, опять-таки черно-белом фильме "Время умирать" преодлевающая свой привычный пессимизм благодаря все понимающей мудрости героини Дануты Шафлярской, актрисы, памятной еще с "Запрещенных песенок" Л.Бучковского(1947). Думается, именно на этом направлении - углубленном психологическом портрете современника - и стоит польскому кино продолжать свои поиски. Это и стало бы продолжением традиций кинематографа "морального беспокойства", освященного гением Кещлевского.За последние годы,пожалуй,лишь Феликс Фальк в своем "Судебном исполнителе" попытался продолжить эту традицию. Тем более, что в польском кино сохранилась замечательная актерская школа,представители которой могут сыграть все - если есть, что играть. Отрадным событием стало появление авторов, продолживших тему детства и вросления души, прерванную в польском кино с уходом Януша Насфетера. Особенно удачными были фильмы "Привет, Терезка" Роберта Глинского и "Штучки" Анджея Якимовского.Этот последний фильм,целиком снятый на натуре,на реальных солнечных улочках провинциального городка,покоряет прежде всего своей просветленной интонацией,богатством психологических нюансов в отношениях взрослых и детей.И это только третья работа безусловно богато одаренного постановщика. Вообще главную надежду на новый подъем польского киноисскуства вызывает совсем юное поколение кинематографистов - вчерашние и сегодняшние студенты киношкол в Лодзи, Варшавы и Катовице. Так, на последнем Открытом С.-Петербургском фестивале фильмов киношкол "Начало" в сентябре прошлого года программа фильмов,представленная Польской национальной школой кино,телевидения и театра из Лодзи была признана лучшей среди 70 участников.Гран-при и премия за лучшую операторскую работу также достались студентам этой киношколы Магнусу вон Хорну и Малгожате Шиляк за фильм "Эхо", уже в этом году включенном в конкурс фестиваля Санденс. Все это вселяет уверенность в том, что нашим зрителям еще предстоят знакомства с новыми именами интересных постановщиков и их фильмами, достойно представляющих высокую марку польского киноискусства.

                         Владимир Кузьмин

Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2024. ПФК. All rights reserved.