История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  Вызов коллективу  

"007: СПЕКТР" Сэма Мендеса, двадцать четвертый фильм бондианы и четвертый фильм с Дэниелом Крейгом в роли Бонда, замечателен тем, что на экран вернулся один из созданных Яном Флемингом мифов массовой культуры холодной войны: могущественная организация СПЕКТР, борющаяся за все плохое против всего хорошего.

По-английски spectre — это "призрак". По-бондиански S.P.E.C.T.R.E.— Специальная служба контрразведки, террора, мести и вымогательства. Глобальное подполье, взявшее название в жанре доноса на самого себя, на протяжении 1960-х годов оставалось главным противником Бонда. И, соответственно, "свободного мира", последней надеждой которого агент 007 оставался в извечной схватке добра и зла.

Впервые упомянутый как "крыша" доктора Но в первом фильме   бондианы (1962), поставленном Теренсом Янгом, СПЕКТР был разгромлен уже в "Живешь только дважды" (1967) Льюиса Гилберта. Бонду оставалось покарать ушедшего в бега главу СПЕКТРа Эрнста Ставро Блофельда. Приведение в исполнение приговора извергу рода человеческого стало для Бонда еще и личным долгом после того, как в фильме "На секретной службе ее величества" (1969) Питера Ханта от пуль "призраков" погибла молодая жена Бонда: с тех пор он и кукует холостяком.

В фильме Гая Хэмилтона "Бриллианты навсегда" (1971) Бонд настиг сделавшего пластическую операцию Блофельда в Южной Америке, где тот налаживал конвейерное производство своих двойников. Прикончив его телохранителей при помощи мышеловки, скальпеля и какой-то матери, Бонд топил супостата в грязевой ванне. С тех пор о СПЕКТРе никто не слышал. И вот он возвращается, причем шефа у Мендеса играет обаяшка Кристоф Вальц, перенявший эстафету у главных злодеев британского кино Дональда Плезенса и Телли Саваласа.

С одной стороны, Блофельд, вездесущий невидимка, которого легко было узнать по его вечному спутнику — персидскому коту, был, конечно, реинкарнацией профессора Мориарти: Флеминг отвесил символический поклон Конан Дойлю. С другой стороны, в ситуации холодной войны велико было искушение принять СПЕКТР за аватару КГБ, который и Флеминг, и другие западные товарищи зачастую именовали Смершем. Можно только умилиться: товарищ Сталин действительно был корифеем лингвистики. Это надо же было придумать такое название для военной контрразведки, чтобы спустя четверть века после ее роспуска оно продолжало пугать. Столь же велико искушение увидеть в воскрешении СПЕКТРа симптом новой холодной войны. Но все обстоит ровным счетом наоборот.

Бонд — да, был паладином, последним рыцарем Запада, но не   воином холодного фронта. Напротив, бондиана — своего рода противоядие от паранойи холодной войны. Угрюмую, звериную серьезность англо-американской пропаганды 1950-х годов заменила почти водевильная интонация. Уставших агентов ФБР, напоминавших идеологических роботов, сменил бабник и бытовой алкоголик Бонд. Ну а СПЕКТР символизировал не красное зло, а третью силу. Блофельд как-то раз наглядно проиллюстрировал его равную враждебность коммунизму и капитализму: пока две тайские бойцовые рыбки рвут друг друга на части в аквариуме, третья выжидает, чтобы наброситься на ослабленного победителя. Так и СПЕКТР ждал исхода холодной войны.

Да, среди шести организаций, лучшие кадры которых составляли костяк СПЕКТРа, был на первых порах и пресловутый Смерш. Но без него в шпионском кино начала 1960-х было не обойтись. Холодную войну спускали на тормозах, и зрители бы просто не поняли, куда вдруг подевался самый страшный враг. Однако благодаря щадящему расставанию со стереотипами Бонд через пятнадцать лет уже мог работать в паре с красным агентом.

Зато другие четыре составляющие СПЕКТРа как раз воплощали зло, дающее Западу и Востоку повод объединиться: гестапо, итальянская мафия, гангстерский "Корсиканский союз" и турецкая наркомафия. Правда, в СПЕКТР входила еще и тайная полиция маршала Тито. Но югославский президент был в геополитическом раскладе тигром, который гулял сам по себе. Его молодцы перестреляли даже не десятки, а сотни разных усташей по всему свету. Ну а корсиканские и турецкие банды, напротив, были связаны с ультраправым подпольем и ЦРУ. Таким же секретом полишинеля, как эти связи, была связь со спецслужбами НАТО боевых организаций старых нацистов вроде объединения бывших эсэсовцев ОДЕССА, которой посвятил бестселлер Фредерик Форсайт, коллега Флеминга и по писательскому, и по шпионскому ремеслу.

Кого из британских классиков ни поскреби,   отскребешь Бонда: и Сомерсета Моэма, и Ноэла Кауарда, и Джона Ле Карре. А опубликованные в последние годы документы свидетельствуют о том, что, очевидно, завербовав всех до единого английских писателей, МИ-6 привлекала к сотрудничеству ну буквально всех — от Рекса Стаута до Греты Гарбо. Интересно, канула ли в лету прекрасная и very, very british традиция унии пера и пистолета.

В общем, при конструировании СПЕКТРа стратегический баланс был соблюден. Актуален этот коллективный Мориарти и в новом мировом контексте как концентрация и материализация тех "глобальных угроз" человечеству, которые мало кто видел, но к единению перед лицом которых ритуально призывают лидеры России и НАТО. Запрещенное в России ИГИЛ мировым злом объявили на безрыбье. СПЕКТР — то, что надо: если бы его не существовало, его следовало бы выдумать и разбомбить. Благо свои тренировочные лагеря он обычно размещает на живописных, но безлюдных островах, так что разбомбленные госпитали и свадьбы не омрачат победу добра.
 

Михаил Трофименков, "Коммерсантъ Власть"

Фотоальбом
Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2024. ПФК. All rights reserved.