История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  Любимые фильмы  

"Долго ли мука сея?.."

В связи со столетием мирового кинематографа Британский киноинститут осуществил грандиозный проект "Век кино". Проект заключался в том, чтобы представить личный взгляд ведущих мастеров на историю национальных кинематографий. К реализации проекта были привлечены такие известные режиссеры как Жан-Люк Годар, Нагиса Осима, Бернардо Бертолуччи, Мринал Сен, Стивен Фрирс и другие. Авторы по-разному подошли к поставленной задаче. Так, Мартин  Скорсезе свое "Личное путешествие через американские фильмы" обратил в лекцию о путях совершенствования выразительных средств кино для воздействия на зрителей.

В советском обществе кино рассматривалось прежде всего как идеологическое оружие, средство пропаганды, поэтому к нему сознательно сложилось другое отношение. Поэтому можно сказать, что режиссер Сергей Сельянов и автор сценария Олег Ковалов, большой знаток истории кино, поступили правильно, предложив взгляд на  советское кино прежде всего через призму идеи. Среди множества вышедших тогда к столетию кино монтажных фильмов, данная попытка - при помощи кинообразов осмыслить происходившие в обществе процессы - представляется наиболее значительной и плодотворной.

В официальном киноведении было принято считать советское кино 20-30-х годов революционным, прославляющим победу пролетариата и коммунистической идеи. Авторы фильма "Русская идея" попытались  взглянуть на киноклассику с другой точки зрения: насколько она соответствует декларируемым коммунистическим постулатам. Да и чем отличается коммунистический рай, обещанный в отдаленном будущем, от Царства Божия как царства добра и справедливости, о котором мечтали поколения русских людей, как о "невидимом граде Китеже". Да и сама коммунистическая идея, привнесенная с Запада, так прочно укоренилась именно в России потому, что нашла здесь питательную почву. И прежде всего - в самой ментальности русского народа, издревле вопитывавшегося  на сказках о молочных реках с кисельными берегами, о скатерти-самобранке, сапогах-скороходах, а любимым героем был дурачок Емеля с присказкой - "По щучьему велению, по моему прошению". Рай на Земле возможен, утверждалось в фольклоре, надо только суметь поймать свою "жар-птицу".

Фильм "Русская идея" поделен на главки, в которых четко прослеживается движение мысли: 1.Жизнь. 2. Прошлое. 3.Сон. 4. Разрушение. 5.Жертва. 6.Новая вера. 7.Царство.  Первые кадры - Москва 20-х годов - сняты Дзигой Вертовым для своих удивительных фильмов. Но эта жизнь иллюзорна, быстротечна и подвержена внутренним разломам, как кадр с Большим театром в вертовском "Человеке с киноаппаратом". "Интеллигенция не могла у нас жить в настоящем, она жила в будущем, а иногда в прошедшем "- подсказывал Николай Бердяев. "Новое русское кино не желало развлекать, оно хотело изменить мир", утверждают авторы, монтируя кадры из фильмов С.Эйзенштейна и В.Пудовкина, А.Довженко и Б.Барнета, А.Роома и А.Медведкина,  С.Юткевича и Ф.Эрмлера. "Прошлое было страшно" - доказывают они этими кадрами. "Тем прекраснее будет будущее, которое пока можно увидеть только во сне". И на экране - сон героини из "Старого и нового" Эйзенштейна, в котором она видит чудо-корову и льются вожделенные молочные реки. В то же самое время режиссеры, "азартно снимавшие оргии разрушения, были зачарованы красотой мира": и на экране незабываемые пейзажные кадры из "Земли" А.Довженко. В коммунистической идее нет места личности, для нее путь один - путь жертвы, сродни подвигу  Христа: на экране кадры из "Окраины" Б.Барнета, где солдат, сходящий в некий странный карьер, напоминает Спасителя, бредущего в пустыне.

"Русская идея,мы знаем это, не может быть ничем иным, как некоторым определенным аспектом идеи христианской" (Вл. Соловьев). Поэтому С.Эйзенштейн, снимавший в "Бежином луге" историю Павлика Морозова, жертву коммунистической идеи, помещает вокруг голов своих героев "нимб святости", сигнализируя тем самым, что Царство Божие "уже здесь". Однако, уже в  "Иване Грозном" оно сменяется царством тирана: русские коммунисты начали с разрушения старого государства, а закончили построением еще более страшной государственной машины.Фигура Грозного полностью поглотила последнюю жертву русской идеи в советском кино - Владимира Старицкого. Все, что было после этого, включая райское изобилие в "Кубанских казаках", - все это уже выглядело как фарс. Монолит государственности был построен, и кино отброшено за ненадобностью. Теоретический спор 19 века- какой путь к светлому будущему предпочесть - революционный или эволюционный  - в нетерпеливой нашей России осуществлялся в самом своем жестоком варианте. Ибо "коммунизм есть русская судьба", но он "должен быть преодолен, а не уничтожен."

Можно спорить с авторами фильма, соглашаться или нет с ними по поводу интерпретации русской идеи в советском кино. Но нельзя не отдать им должное в четком выражении своей мысли, оригинальности замысла и воплощения. Но есть еще в фильме и эпилог, идущий без всякого комментария. Это заключительные кадры из "Сталкера" Андрея Тарковского, ставящие как бы многоточие в конце. Они  полны глубокого смысла именно в этом контексте. Героям "Сталкера" была дарована возможность обрести Царствие Небесное на земле - достаточно было открыть дверь и войти в заветную комнату. Никто из них на это не решился. Да и готов ли русский народ к раю на земле? Для чего и жить тогда, когда цель обретена? Град Китеж - это конец русской истории, и потому, надо полагать, он никогда не всплывет... Во всяком случае, до конца еще далеко : еще столько в народе неизжитых коммунистических иллюзий.

Недаром еще Антон Чехов писал о том, что русский человек любит вспоминать, но не любит жить". Поэтому снова и снова народ, как зачарованный, внимал новым оракулам напряженно всматриваясь в очередного вождя в кепке, карабкающегося на броневичок. Похоже, русская история сделала новый зигзаг, этакую "загогулину". И снова не видно прямого пути к Царствию Божию на земле. И снова Россия будет вопрошать, как терпеливая  супруга у протопопа Аввакума: "Долго ли мука сея, протопоп, будет?" - "Марковна, до самыя до смерти", - "Добро, Петрович, ино еще побредем..."  

Владимир Кузьмин
Фотоальбом
Страницы:1-10  11-12
Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2024. ПФК. All rights reserved.