История создания
 Структура
 Организационные    принципы
 Персоналии
 СМИ о ПФК
 Кинопроцесс
 Мероприятия
 Статьи и проекты
 Премия ПФК
 Лауреаты
 Контакты
 Фотоальбом



  Неправильный фильм  

Фильм "Движение вверх" бьет все мыслимые до сих пор кассовые рекорды для отечественного кино. Далеко позади все конкуренты, кроме голливудского "Аватара". Зрительский успех - бесспорен. Однако, кроме некоторых обиженных родственников участников исторического события, находятся и критики, у которых к фильму - масса претензий. Один из них - известный и уважаемый в СПб автор, представлен в этой рубрике, другой, вернее, другая (Т.Москвина) - в рубрике "Кинопроцесс".
 

***

В «Движении вверх» есть фокус и нет сердца. Идет спекуляция на тему патриотизма и при этом с невероятной яростью обгаживается Советский Союз. Это на редкость антисоветский фильм.

Кто-то каждый год 31 декабря ходит в баню, а я 1 января посмотрел фильм «Движение вверх» – в переполненном зале кинотеатра города Выборга (я там на даче встречал Новый год). И я не жалею, что мы совершили этот коллективный просмотр, потому что нам было потом о чем поговорить. Кому-то фильм очень понравился. Кому-то – не очень. Я отношусь к тем, кому не очень понравился. А многое в нем просто не понравилось.

Хотя если русский фильм  в прокате творит чудеса и утирает нос «Викингу» Первого канала – это хорошо. И не страшно, что русский баскетбольный медведь оттер английского медвежонка Паддингтона от прокатной кормушки, –  так и надо поступать с английскими медведями.

Это из хорошего. Что мне не понравилось: то, что этот фильм сделан с очень холодным носом. Очень технически. Это как технический оргазм. Это как стриптиз вместо любви. А потом  говорят – это была любовь. Так это не любовь была, а стриптизерка, которая знала, как правильно поднять ногу и оттопырить зад.

Мне не понравилось, что создатели фильма, не стесняясь, взяли лекала «Легенды 17» и сделали то же самое, старясь, конечно, учесть ошибки, которые там были. Не все учли: я считаю, что и там и здесь была слабая сценарная работа, потому что и там и здесь очень много штампов.

Мне не понравилось, что идет спекуляция на тему патриотизма и при этом с невероятной яростью обгаживается Советский Союз. Это на редкость антисоветский фильм, потому что в нем моя страна показана уродиной, где все против наших баскетболистов. Федерация баскетбола состоит из странных людей, которые произносят такой текст: мы решили поменять тренера, потому что так решили там наверху, и это не обсуждается.

Так вы, товарищи создатели, объясните: почему «там наверху» принято такое решение. «Там наверху» хотят, чтобы с советским баскетболом было как можно хуже?

Баскетбольный злодей  в исполнении Башарова – это кукольный театр: я просто подлый! Я буду всем делать гадости. И всем буду показывать, какой я негодяй! Я буду запрещать и буду доносить. А когда понадобится закричать «ура», я вместе со всеми закричу «ура».

Я понимаю чувства родственников, возмущенных фильмом, – потому что странные мотивации у персонажей. Создатели уверены, что не могли наши баскетболисты играть за родину, за свои убеждения.

Хотя в 1972 году левых идей никто не стыдился, они  были популярны во всем мире.  Многие тогда не сомневались, что идет соревнование систем и мировоззрений. И сводить мотивацию исключительно к тому, что вся эта история с матчем со сборной США  была нужна только тренеру, потому что у тренера больной ребенок и он собирает деньги, чтобы сделать ему операцию, – мне кажется это оскорбительным и для тренера, и для его родственников, и для всех нас.

Я понимаю, что фильм делается для молодежи и нужна понятная молодежи мотивация. Но не нужно из молодежи делать абсолютных дебилов – со мной смотрел сын, его это тоже покоробило. Сын, кстати, занимался баскетболом, но рано закончил карьеру, потому что получил травму колена. Он вообще скептически к увиденному отнесся, потому что не увидел там реального баскетбола: так не играют в баскетбол сейчас и тем более не играли тогда.

Меня удивили логические ошибки: с одной стороны, по фильму в СССР почти ГУЛАГ, никому нельзя отступить ни вправо ни влево, но когда выясняется, что игроку-грузину надо выдавать сестру замуж и поэтому он уходит из сборной, все тут  же легко снимаются с места и едут в Грузию на сборы, чтобы не терять замечательного баскетболиста. Как-то это не монтируется с ГУЛАГом.

И еще один момент, которого я не понял: это не команда, а какой-то сброд. У одного нога болит, другой не сегодня-завтра помрет, третий ничего не видит, потому что он  слепой и по звуку мяч ловит (видимо, медкомиссии – это понятие не для советской баскетбольной сборной). А четвертый хочет сбежать на Запад. И вот вся эта шайка инвалидов вдруг легко побеждает американскую сборную.

На самом-то деле сенсация была в том, что советская команда вела на протяжении всего матча. И вела с большим отрывом. Только в самом конце американцы вышли вперед на одно очко. И вот в чем была сенсация – в том, что непобедимая американская сборная, которая с огромным запасом разделывала под орех всех подряд (как сказал один из героев, это все равно что с Мадагаскара с нами приедут в хоккей играть), проигрывала нашим.

Но из фильма я не понял, за счет чего пришла к нам эта победа – за счет таланта тренера или за счет мельдония, которые советские химики разработали? Это никак не объясняется.

А самое главное – я не уверен, что эта история может послужить основой для патриотического фильма. Поскольку она оставляет осадок. Именно из-за того, что случилось в эти три секунды в самом конце матча. Ведь там как было: прозвучала сирена. Американцы праздновали победу. Уже не настраивались на продолжение игры. И тут им говорят: надо еще доиграть три секунды. Тут-то наши и вышли вперед. А американцы отказались признать свое поражение и не взяли свои серебряные медали.

Так что это спорная в драматургическом смысле штука. Если бы поменять местами американцев и наших,  мы бы сказали, что американцы украли нашу победу. А тут получается, что это мы украли. Так поступают в кино не совсем хорошие парни.

Понятно, что так все и было на самом деле. Понятно, что создатели не могли переписать финал. Именно поэтому я и считаю, что, может быть, не ту историю взяли для кино. Потому что ты смотришь и думаешь: черт, хорошо бы наши как-то по-другому выиграли.  Потому что победа хороша тогда, когда она совершенно бесспорна. А тут ощущение, что монета встала на ребро и потом ее три раза перебрасывали. И в итоге решка нам выпала. Получается, что случай помог нам выиграть. Надо ли делать из этого патриотическое безумие?

Я после посмотрел документальный фильм про эту игру, и там даны интервью с американскими игроками, в которых они рассказывают свою правду. В фильме этого нет совсем. И зря.

Мюнхенская Олимпиада запомнилась не только этой нашей победой, но и захватом спортсменов из Израиля палестинскими террористами. В фильме тоже есть эпизод про это. Но он нужен создателям только для того, чтобы наши функционеры порассуждали о том,  что это убийство израильтян – хороший повод, чтобы не играть с американцами финальный матч. Но это мы так скажем, а на самом деле мы откажемся не поэтому, а потому что боимся  матч проиграть. Я нигде до этого не встречал информации про такие планы советской делегации. И вообще считаю, что это трусость и подлость – использовать теракт в своих мышиных целях. Но я понимаю: если такое решение было бы принято, а принимать его могли только на высоком уровне, то никто не смог бы его отменить. А в фильме с этим обходятся легко – неожиданно говорят: будем играть!

«Движение вверх» делали люди, которые учились всему хорошему у Голливуда. И вместе со всем хорошим они научились и всему плохому. Голливуд – это всегда математика. Они знают, как делать гэги. Как кому повернуться, куда посмотреть, какую паузу сделать, чтобы вызвать определенную реакцию. А мы всегда были мастера сердца.

В «Движении вверх» очень мало сердца. И очень много холодного бездушного умения вышибить из человека слезу. Вот в этом месте ты должен заплакать. А в этом засмеяться.

Лучшие советские фильмы делались не так. Они делались сердцем, чтобы пробирало и продирало. А это оргазм сваян на логарифмической линейке. Вот с этим я не согласен категорически.

Но когда в нашем кино нет вообще ничего, кроме «Евпатия Коловрата», который абсолютно ужасен, приходится только в пояс кланяться всем, кто к этому кино причастен, начиняя с Никиты Михалкова и заканчивая господином Мединским. Но ведь есть и гамбургский счет!

Штука в  том, что чем качественнее выполнена подделка, тем не лучше, а хуже. Если ты совсем папуас, то  готов повестись на любую голубую стекляшку. Но здесь нам дают уже не стекляшку, а кристалл Сваровски, выдавая его за алмаз.

Если вы умеете делать Сваровски, значит, вам много дадено. И значит, с вас больший спрос. Вы все грамотно посчитали и спекулируете на дефиците чувств в моей душе. Вы туда залезли холодными пальцами, а мне это неприятно.

Я от многих слышал бешеные восторги по поводу этого фильма. Разговаривал с одной банкиршей, которая взахлеб рассказывала, как ей понравилось. Минуточку, говорю, и начинаю высказывать сомнения. Она смотрит на меня большими глазами и  говорит: «Ну да, точно». Чего ж вы ведетесь на этот стриптиз? – спрашиваю. Отвечает: во-первых, все вокруг в восторге, и мне захотелось, чтобы как все. Во-вторых, так давно ничего хорошего не снимали. Я, говорит, что-то такое  чувствовала, но старалась не обращать на это внимания, а теперь вы показали, как этот фокус делается. И оказалось, что этот фокус не волшебство. А продавали-то его мне как волшебство.

 

Андрей Константинов "Город 812"

Фотоальбом
Разработка и поддержка сайта УИТ СПбГМТУ                 Copyright © 2006-2024. ПФК. All rights reserved.